Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
28 января 2011 г. 16:15

28 января 2011 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начал работу пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Всечестные отцы! Матушки игумении! Братья и сестры!

Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас, собравшихся ныне для участия в работе пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Без преувеличения, это событие можно назвать историческим.

В начале XX века орган церковного управления, включающий, помимо епископов, клириков и мирян, был образован Всероссийским Церковным Собором 1917-1918 годов. В этом органе, получившем название Высший Церковный Совет, под председательством Патриарха трудились пятнадцать членов: три иерарха из состава Священного Синода, один монах из монастырских иноков, пять клириков и шесть мирян. В силу исторических обстоятельств Высший Церковный Совет просуществовал до 1924 года. В 2009 году, во исполнение определений Поместного Собора, был создан новый орган, в котором клирики и миряне соделались соработниками епископов. Но, в отличие от небольшого органа, образованного Поместным Собором 1917-1918 годов, созданное по инициативе Собора 2009 года Межсоборное присутствие включает 144 человека: 54 архиерея, 59 священнослужителей (в том числе 20 священномонахов), 7 монашествующих и 25 мирян. Для Межсоборного присутствия выбрана экклезиологически верная форма работы, очень точно выраженная святителем Киприаном Карфагенским: «Смиренномудрие, и учение, и самая жизнь наша требуют, чтобы предстоятели, собравшись с клиром в присутствии народа... могли распорядиться во всем по общему соглашению». В рамках Межсоборного присутствия создано тринадцать комиссий, в повестке дня обозначено 97 вопросов, требующих тщательного изучения. Регулярно поступают предложения по включению в повестку дня новых тем.

Коллегиальность этого органа церковного управления способствует тому, чтобы постоянно представители всей церковной полноты участвовали в подготовке самых важных решений. Комиссии Межсоборного присутствия работают на регулярной основе. Архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне сообща ищут ответы на непростые вопросы, стоящие сегодня перед Церковью.

С первого заседания президиума прошел год. Каким он был? Организовывались рабочие группы, устраивались круглые столы, конференции, тематические семинары. В полном составе каждая комиссия собиралась не менее трех раз и представила в президиум как минимум по одному документу. Некоторые из них являются проектами соборных или синодальных решений. Другая часть — это концептуальные материалы для рассмотрения Собором или Священным Синодом. Остальные заключения представляют собой исследования, которые мы будем публиковать  для проведения общественной дискуссии. На втором заседании президиума в  середине декабря 2010 года в первом чтении было принято восемь из двадцати трех поданных проектов. Президиум решил направить их на отзыв в епархии, а также разместить в Интернете с целью проведения общественной дискуссии. Обсуждение проходило на двух площадках — в официальном блоге Межсоборного присутствия и на портале Богослов.ru.

Подводя итог этому важному этапу работы, можно сказать, что люди восприняли церковную инициативу и активно комментировали опубликованные материалы. Мы получили 54 епархиальных отзыва и более пятисот откликов в Интернете. Все это свидетельствует о неподдельном интересе многих людей к развитию церковной жизни. Рад, что взвешенные, точные комментарии оставляли как священнослужители, так и миряне. Полезно вспомнить эпоху Предсоборного присутствия 1905-1906 годов, когда обстоятельные дискуссии проходили на страницах журналов. Изучив отзывы на документы Межсоборного присутствия, могу сказать, что и сегодня внутри Церкви идет конструктивное, вдумчивое и ответственное обсуждение документов. Это, конечно, очень радует и свидетельствует о больших переменах, которые произошли внутри церковного общества.

Особо хотелось бы отметить вклад в дискуссию наших епархий. Я хотел бы перечислить епархии, которые особенно активно участвовали в работе над документами и прислали отзывы, во многом повлиявшие на последнюю редакцию документов, — это Московская (областная), Санкт-Петербургская, Минская, Барнаульская, Белгородская, Владивостокская, Вологодская, Воронежская, Гродненская, Екатеринбургская, Ивановская, Казанская, Калужская, Кемеровская, Майкопская, Новгородская, Новосибирская, Пермская, Рязанская, Саранская, Саратовская, Симферопольская и Тамбовская. Хотел бы поблагодарить и Преосвященных, и тружеников, которые внимательно изучили документы и от имени епархий направили отзывы в адрес Присутствия.

Мне приходилось слышать такие реплики: Москва живет, мол, сама по себе, придумывает предписания и инструкции, которые регионам не приносят пользы, а только все осложняют, нарушая спокойное, размеренное течение жизни, к которому все привыкли. Епархиальные отзывы и комментарии опровергают это мнение. Присутствие позволяет включить в соборное делание всех без исключения — всех, кто живет везде даже до края земли (Деян. 1, 8).

Многочисленность полученных из епархий и в Интернете комментариев и крайне сжатые сроки между их поступлением и началом работы пленума сделали необходимым создание специальной редакционной комиссии, которая смогла обобщить эти отзывы и в соответствии с ними подготовить новую редакцию документов. Под моим председательством группа специалистов вместе с представителями комиссий, создавшими рассматриваемые документы, изучили все предложения. Членам пленума розданы проекты, являющиеся результатом трудов редакционной комиссии. Выделенные в тексте части изменены в соответствии с отзывами общественной дискуссии.

Полагаю, что эту форму работы следует институционализировать: соответствующие поправки к Положению о Межсоборном присутствии будут предложены Священному Синоду. Если они будут приняты, то процесс работы над документом будет  проходить следующим образом. После подготовки профильной комиссией проект будет передаваться в редакционную комиссию, затем в президиум, который решит, следует ли публиковать его для общественного обсуждения, либо вернуть в профильную комиссию. Комментарии и поправки, поступившие в ходе общественной дискуссии, вновь будут рассматриваться редакционной комиссией. После этого документ будет представлен на пленуме или президиуме — в зависимости от поручения последнего.

Мы считаем, что все документы должны проходить через одну и ту же редакцию. Только тогда мы сможем добиться определенного стиля и, несомненно, повысим не только их содержательный, но и литературный уровень. Редакционная комиссия обратила внимание на то, что документы, которые выходят из комиссий, содержат очень правильные мысли, но чисто стилистически они выражены очень по-разному. Документы, принимаемые Собором, не могут нести на себе печать личности отдельных авторов, — они должны иметь общецерковную стилистику, и для того чтобы их таким образом подготовить, нужна работа специальной редакционной комиссии.

В течение трех дней — 25, 26 и 27 января — заседала редакционная комиссия под моим председательством. В общей сложности мы провели шестнадцать часов чистого времени, редактируя эти документы. Работа была очень сложная, потому что нужно было максимально учесть предложения, которые поступили из епархий. Богу содействующу нам удалось подготовить достаточное количество материалов, чтобы Архиерейский Собор мог их рассмотреть по результатам работы Межсоборного присутствия.

Благодарю вас за внимание. Пленум Межсоборного присутствия начинает свое историческое первое заседание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси