Выступление митрополита Волоколамского Илариона на Совете ректоров вузов Челябинской области

28 сентября 2012 г. 13:00

28 сентября 2012 года, в ходе рабочей поездки в Челябинск, митрополит Волоколамский Иларион принял участие в заседании Совета ректоров Челябинской области. Председатель Отдела внешних церковных связей выступил с докладом перед членами Совета, рассказав о развитии богословского образования и науки в Русской Православной Церкви, о присутствии теологии в светских вузах, о диалоге Церкви и науки.

Уважаемые члены Совета ректоров!

Прежде всего я хочу сердечно приветствовать вас от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по благословению которого я прибыл на Челябинскую землю.

Рад возможности встретиться с вами, ректорами вузов Челябинской области, рассказать о развитии богословского образования и науки в Русской Православной Церкви и о том, какими нам видятся перспективы взаимодействия со светскими высшим образованием и наукой. Надеюсь на содержательный обмен мнениями.

Сегодня в Русской Православной Церкви действуют 36 училищ, 48 семинарий, пять академий, два православных университета и возглавляемая мною Общецерковная аспирантура и докторантура. В соответствии с принятой концепцией духовного образования семинарии должны соответствовать светскому уровню бакалавриата, академии — магистратуре. В Общецерковной аспирантуре и докторантуре предлагаются магистерская, кандидатская, докторская программы, а также программа обучения на степень доктора философии, осуществляемая совместно зарубежными университетами.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл твердо отстаивает линию на существенное повышение качества богословского образования в нашей Церкви. Со временем все семинарии и академии должны пройти процесс государственной аккредитации своих программ в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «теология». В этом смысле государственная аккредитация рассматривается не как самоцель, а как один из инструментов совершенствования образовательного процесса.

Научная деятельность традиционно развивается в духовных академиях, а в последнее время и в православных университетах и Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Центрами научно-богословской деятельности являются церковно-научный центр «Православная энциклопедия», Синодальная библейско-богословская комиссия и ряд иных синодальных структур нашей Церкви.

Не так давно в Русской Православной Церкви учрежден Общецерковный диссертационный совет по богословию и церковной истории. Совет создан и действует по нормативам Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации. И хотя теология пока не включена в перечень научных специальностей ВАКа, Общецерковный диссертационный совет как формально, так и содержательно исполняет все ВАКовские требования как по составу его членов, по процедуре защит, так и с точки зрения требований, предъявляемых к защищаемым работам.

Хочу особо сказать о присутствии теологии в светских вузах и о диалоге Церкви и науки. В последние годы во многих университетах и вузах нашей страны открылись кафедры или отделения теологии. Это очень важное явление. Классическая идея университета подразумевает, что он является оплотом национальной культуры. Именно в Университете идет работа по ее сохранению, развитию и передаче из поколения в поколение. В нем формируется культурная и интеллектуальная элита страны.

Университет призван отражать многообразие культуры, которая соединяет в себе различные аспекты общественной жизни — науку, философию, политику, искусство, право и — в том числе — религию. Изъятие хотя бы одного из важных компонентов социокультурного целого обедняет культуру и может привести к деградации нации. В этом смысле появление в российских университетах теологии является закономерным процессом восстановления целостного культурного поля нации. Теология в университете становится важным культуроформирующим фактором.

Следует отметить, что даже в советском университете теологическое знание продолжало присутствовать, несмотря на гонения на Церковь и религию со стороны государственной власти. Теология присутствовала в отдельных разделах философии, филологии, истории и других по преимуществу гуманитарных наук. Многие советские ученые преподавали студентам теологическое знание на своих лекциях под видом философии и истории религии, занятий древними языками и проч. Среди ярких примеров таких лекторов можно вспомнить Сергея Сергеевича Аверинцева. Так во времена притеснения религии усилиями отдельных подвижников в университетах сохранялось целостное восприятие культуры.

Однако именно в наше время открывается возможность включить теологию в реестр университетских специальностей и окончательно разрушить искусственный барьер между теологией и светскими науками, который был создан. Многие университеты уже воспользовались этой возможностью и создали в своих стенах кафедры теологии, разрабатывают совместно с православными университетами и Общецерковной аспирантурой магистерские модули по теологии. Другие пока еще лишь присматриваются к открывшимся возможностям.

Там, где кафедры теологии уже созданы и функционирует, наблюдается существенное повышение духовно-нравственного уровня учащихся. Каждая такая кафедра не только становится научным центром, но и выполняет воспитательные функции, столь необходимые в наше непростое время.

Важным аспектом работы университета является то, что он соединяет в себе традицию и инновацию. Опираясь на прошлые достижения, он порождает новое и тем самым участвует в строительстве будущего. Университет со всем богатством научных и культурных традиций, которое он хранит и передает учащимся, является мощным ресурсом, позволяющим противостоять тенденциям упрощения и обеднения образа человека и общества.

В наши дни подлинная наука и знание, которое она производит, приобретают новую значимость. Наука является оплотом против того, что можно назвать «господством рыночных ценностей», поскольку ей свойственен особый этос — творческой мысли, интеллектуальной честности, бескорыстного постижения мира и человека.

Это этическое измерение, стремление к истине и к благу человека, который рассматривается во всей своей многомерности, сближает науку с многовековой традицией христианской мысли. Вопреки расхожим представлениям, наука многими нитями связана с христианской традицией. Принципиальное противопоставление религии и науки, веры и разума является ложным.

Сегодня университет помимо выполнения своих традиционных задач и функций становится важным составным элементом в глобальной экономике знаний. В этой ситуации ключевым аспектом производства знания и основанных на нем технологий оказывается то, что называется человеческим капиталом, т.е. совокупный потенциал эрудиции, компетенций и творческих способностей людей, а также эффективность социальной коммуникации. Очевидно, важной задачей университета становится подготовка профессионалов нового типа, обладающих навыками решения сложных задач, творчески активных людей, ориентированных на самосовершенствование, уже не довольствующихся ролью простых хранителей информации.

Такой специалист будущего — это человек, который может эффективно, мотивированно и ответственно работать в коллективе. Готовность к решению сложных задач и высокая степень креативности с необходимостью предполагают высокий культурный уровень и широкую эрудицию специалиста. И здесь пересекаются функции классического университета, призванного задавать и хранить высокий уровень культуры в обществе, и запрос самого общества на подготовку «новых профессионалов».

В наши дни наиболее ярко и эффективно эти задачи решаются в междисциплинарных областях, дающие возможность шагнуть далеко за пределы той узкой специализации, в которой привыкли работать ученые. Эти междисциплинарные области могут находиться на стыке крупных разделов науки, на стыке науки и искусства, а также науки и религии.

Христианская традиция содержит богатое, опытное и глубоко осмысленное знание о человеке, о его отношениях с миром и о духовной встрече человека с трансцендентной миру Божественной реальностью. Христианство не унижает разум; напротив, оно рассматривает разум как богодарованную способность человека, без которой невозможно не только освоение мира, но и духовная жизнь.

В то же время религиозная вера и духовная жизнь, к которой призывает Церковь, позволяет открыть такие грани человеческого существа и обрести такой опыт, которые зачастую ускользают от научного разума и свойственных ему методов.

Перед нами стоит задача преодолеть доставшиеся от прошлого предрассудки и стереотипы относительно соотношения религии и науки, что возможно только на путях взаимоуважительного и открытого диалога. И нет лучшего пространства для такого диалога, чем Университет, который является одновременно и местом проявления подлинной научной компетенции, и местом свободной академической дискуссии.

В этом смысле потенциал Православной Церкви как крупнейшего религиозного института страны исключительно значим для российских университетов. Наша Церковь готова к диалогу, более того — уже его ведет и развивает. В таких ведущих российских вузах как Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» открыты научно-образовательные центры по диалогу религии и науки, где совместно с представителями Церкви обсуждаются актуальные проблемы, находящиеся на стыке богословия и естественных наук. Планируется открытие подобных центров и в других крупных университетах страны. Эти центры являются хорошим примером доброго сотрудничества Церкви и научного сообщества.

Диалог представителей Церкви, богословов с научным сообществом должен иметь несколько направлений. В частности, диалог христианского богословия как рационального выражения религиозной веры возможен не только с гуманитарными и общественными, но и с естественными науками.

Важный вывод, к которому пришла сегодня философская мысль, и прежде всего философия науки, касается природы знания как такового. В отличие от еще недавней эпохи «засилья научного мировоззрения» теперь приходит осознание того, что человек и общество обладают разными видами знания. Есть знание обыденное, мифологическое, художественное, философское, научное, религиозное. Современная наука, как правило, практикует только один, особый способ познания реальности: она изучает объективные, «внешние» законы, определяющие бытие природы, человека и общества. То есть современная наука отчуждена от внутреннего жизненного мира отдельного человека с его духовными поисками и нравственными проблемами. Именно по этой причине наука методологически игнорирует Бога.

Религия, наоборот, занимается человеком и миром во всем их многообразии и в их взаимоотношении с Богом. Религия занимается духовным миром человека, а поэтому и само мироздание воспринимает не как безличный космос, а как жизненное пространство человека, как то «жилище», или «дом», который дарован человеку Богом для того, чтобы внутри этого пространства он совершенствовал свою душу. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк 8:36).

Христианское богословие представляет собой особый вид знания, а именно — религиозное знание. Источниками богословия являются Божественное Откровение и совокупный духовный опыт Церкви в различных его аспектах: опыт сакраментальный, аскетический, мистический, религиозно-нравственный, социальный. Богословие обобщает, систематизирует и выражает религиозное знание на особом, ему свойственном языке. И богословие действительно является внутренним знанием, потому что это знание возникает и постигается только через жизнь в Церкви, через приобщение к ее благодатному опыту — опыту духовного общения человека с Богом и опыту общения верующих друг с другом в Боге.

Научное же знание — это именно внешнее по отношению к Церкви и религиозному опыту знание. Наука изучает природный мир, жизнедеятельность человека, общественные процессы и культурные явления — как некие объективные реальности, то есть подходит к ним лишь под одним из возможных углов зрения. Такой подход дает несомненные позитивные результаты, позволяя понять отдельные аспекты природной и культурной реальности, но он принципиально лишен ценностного и нравственного измерения.

Религиозное знание и научное знание находятся в разных познавательных пространствах. Где же встречаются и пересекаются наука и религия? Прежде всего — во внутреннем мире человека, в его сознании, когда он задумывается о вопросах мировоззренческого характера, о смысле и цели своей жизни, о нравственных ценностях. Но также и в общественном сознании, то есть в общем культурном пространстве, когда обсуждаются вопросы мировоззрения, этики, духовного призвания человека. В обоих случаях религия и наука принципиально не являются антагонистами — они могут и должны взаимно дополнять друг друга, пребывая в рамках своих компетенций.

Сегодня мы должны общими усилиями создавать пространство для диалога — между наукой и религией, между различными областями знания и между людьми, придерживающимися разных мировоззренческих позиций. Высшие учебные заведения представляют для такого диалога наиболее благоприятное пространство, а кафедры теологии, создаваемые в светских вузах с учетом конфессиональных особенностей того или иного региона, могут стать одной из основных движущих сил этого диалога.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru