Совет экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата опубликовал 23 марта сообщение, затрагивающее, в частности, ситуацию вокруг храма в Биаррице. В связи с этим епархиальное управление Корсунской епархии вынуждено разъяснить следующее.
Не Корсунская епархия, не её клирики или верные инициировали перенесение в светский суд, вопреки апостольскому увещанию (1 Кор. 6. 1-6), разногласия по каноническому вопросу о принадлежности прихода. Однако входящая в состав Корсунской епархии Московского Патриархата православная община города Биаррица подчинилась решению светского суда в отношении принадлежности храмового здания, продолжая, впрочем, считать это решение несправедливым и вынесенным вопреки свободному волеизъявлению подавляющего большинства прихожан на основании лишь отмеченных процедурных нарушений.
Вызывает удивление, что совет экзархата обвиняет правящего архиерея Корсунской епархии в том, что он, проявляя пастырскую заботу о верующих, в соответствии с их просьбой, будто бы «игнорирует решение суда города Байонны», как и тот факт, что «суд города По подтвердил решение о незамедлительном вступлении в силу постановления суда города Байонны». Решение суда касается лишь юридического, имущественного аспекта дела: светский орган, конечно же, не обладает компетенцией, чтобы судить о канонической правоте решения.
Попытка навязать приоритет мирских начал в решении канонических и духовных вопросов живо напоминает нам о недавних временах безбожного тоталитаризма в России. Мы знаем, что разного рода суды имели место в истории. Однако не на их приговорах, а на священных канонах Церкви хотели бы мы основывать наше церковное бытие.
А с точки зрения канонического права и исторической справедливости русский приход в Биаррице, изначально принадлежавший к Русской Православной Церкви и ставший одним из первых православных приходов во Франции, имеет все основания вернуться в состав Московского Патриархата, от которого никогда не получал канонического отпуска.
Напомним, что Святейший Патриарх Константинопольский Фотий, согласно его собственным словам, в 1931 году издал лишь «временное церковное распоряжение» о русских приходах в Западной Европе, ясно указав при этом, что данные приходы «останутся в нынешнем временном положении до тех пор, пока с помощью Божией, в свое время воссоздастся единство и единое представительство Святой Сестры Российской Церкви». Ни у кого нет сомнений, что это время уже настало. Комментируя Томос Святейшего Патриарха Фотия, Высокопреосвященнейший митрополит Евлогий также писал своей пастве: «В грамоте ясно указано, что этот новый порядок управления церквами имеет временный характер. Когда восстановится общепризнанная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению».
Что же касается воли самих прихожан, которым Корсунская епархия не намерена навязывать тот или иной церковно-юрисдикционный выбор, то она достаточно засвидетельствована тем, что на богослужениях, проводимых клириками Корсунской епархии, и по сей день присутствует большинство православных верующих Биаррицкого региона.