25 января 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия XVIII Международных Рождественских чтений в Государственном Кремлевском Дворце.
***
Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно рад приветствовать всех вас — друзей, коллег и соработников на ниве духовного просвещения, которые вновь собрались в этом зале для традиционного обсуждения насущных вопросов образования и воспитания.
Международные Рождественские образовательные чтения, организуемые Русской Православной Церковью на протяжении почти двух десятилетий, стали уникальной дискуссионной площадкой для заинтересованного обсуждения различных идей, подходов, оценок и методологий применительно к сферам народного образования, педагогической науки и практики, общественной морали и явлений современной культуры. На сегодняшний день это одно из наиболее значимых мероприятий, на котором подводятся итоги ушедшего года, выстраивается перспектива развития церковно-государственного и церковно-общественного взаимодействия в весьма сложной области, затрагивающей духовную и культурную жизнь современного человека. Настоящий форум призван служить объединению общественных сил в трудном деле духовного преображения Отечества, что невозможно без совершенствования всей системы воспитания и образования, без усилий по сбережению нашего народа, по сохранению и укреплению его нравственного и физического здоровья, по созиданию атмосферы мира и согласия, по недопущению межнациональной и межрелигиозной вражды.
На Рождественских чтениях обмен опытом происходит отнюдь не только внутри замкнутого профессионального педагогического сообщества. Представители всех ветвей и уровней светской власти, общественных структур и движений, науки, искусства и деловых кругов благодаря этой важной церковно-общественной инициативе имеют возможность выразить на открытом гражданском форуме свою позицию по значимым для будущего страны вопросам, принять непосредственное участие в процессе взаимообогащающего обмена идеями, формулирования и совместной выработки адекватных и эффективных ответов на вызовы века сего, обращенные к нам и нашим детям. Убежден, что это полезно для всех участников этого продолжающегося диалога.
Нынешний год в нашей стране пройдет, в частности, под знаком инициативы Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, поддержанной всеми традиционными религиозными общинами нашей страны. Я говорю о начинающемся с 2010 года преподавании в средних образовательных учебных заведениях России Основ духовной культуры и светской этики.
Это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности. В рамках школы процесс целенаправленного и ответственного формирования из сегодняшних школьников достойных граждан России приобретает качественно новый импульс.
Хотел бы от имени присутствующих здесь, а также огромного множества других людей, которых неспособен был бы вместить никакой зал, выразить особую признательность политическому руководству страны за проявленное понимание важности приобщения молодого поколения к основам нашей национальной духовно-нравственной и культурно-исторической традиции.
Неслучайно 2010 год объявлен Годом учителя. Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле формирования человеческой личности. Поэтому в систему подготовки современных преподавателей и воспитателей должно быть включено лучшее из нашего национального и мирового опыта и, не в последнюю очередь, нравственное измерение, созидающее целостную и этически ответственную личность.
Для всякого человека, неравнодушного к проблеме моральной атмосферы в обществе, сегодня очевидно, что мы живем в эпоху, когда фундаментальные нравственные устои человеческого общежития оказались подвержены коррозии. Показателем этого становятся чудовищные преступления, регулярно происходящие в наше время и потрясающие общественное сознание. В качестве знаковых событий этого ряда нужно упомянуть о произошедших на протяжении двух прошлых месяцев жестоких убийствах православных священников: иерея Даниила Сысоева и протоиерея Александра Филиппова.
Эти два преступления, не исчерпывая всей глубины проблемы, тем не менее, демонстрируют современный уровень нравственного состояния человеческих душ. В сознании слишком многих людей как бы «раздрася завеса», отделяющая добро от зла, размываются сами представления о грехе и праведности, а норма жизни расходится с нормой веры. Очевидно, что в данном случае, имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания.
В этих условиях голос Церкви — не просто выражение ее оценки и позиции как массового и влиятельного института гражданского общества. Это тревожный набат, отсутствие реакции на который способно привести к самым печальным последствиям. Поэтому мы вправе рассчитывать на то, что с нашей серьезной озабоченностью солидаризируются все здоровые силы общества, что нас поддержат и с нами разделят наши труды все, кому дорого Отечество и его будущее.
В связи с этим следует сказать, что школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков.
Быстро сменяющие друг друга технологии и постоянно обновляющаяся информационная повестка дня настолько побуждают современного человека пытаться предвосхищать ожидающие его события, что в этой погоне за грядущим днем в массовом сознании стало постепенно девальвироваться все связанное с прошлым, с памятью, с ощущением исторической преемственности поколений.
Массовая культура приучает человека поклоняться всякому новшеству, презрительно отвергая все то, что было новым и важным вчера. То, что еще недавно было весьма значимым, то, что воспринималось с почтением и благоговением, ради чего готовы были умереть, сегодня становится малозначительным и неважным. Молодой человек, столкнувшийся с явлением прошлого, превосходящим возможности его воображения, но так и не ставшим фактом его собственной духовной биографии, привычно говорит себе: «В крайнем случае, если понадобится, прочту об этом в Интернете». В эпоху массового потребления значение исторической памяти обесценивается, ее пути с нашей индивидуальной памятью, с памятью нашего сердца все более расходятся. Знания о прошлом, не согретые личным отношением, становятся информационным шумом.
К сожалению, не только юное, но и зрелое поколение нередко забывает о том, что мы никогда не поймем, куда нам идти дальше, пока не уясним, как мы здесь оказались. Социологические исследования показывают, что большинство наших сограждан имеет весьма приблизительное знание не только об отечественной истории, но и о своем собственном генеалогическом древе. Это знание обычно не простирается далее третьего поколения, т.е. своего деда и бабушки. На вопрос «Составлялась ли в Вашей семье родословная?» только 7 % дали положительный ответ. На вопрос «В чем видите причины слабого знания истории своей семьи?» 38 % сказали, что некому было рассказать об этом, а 48 % утверждали, что этот вопрос для семьи был безразличен, к нему относились равнодушно.
Курс «Основы православной культуры», наряду с другими историческими и культурными дисциплинами школьного учебного плана, призван объяснить молодым гражданам нашей страны, в чем ценность прошлого, как мы стали тем, чем мы стали, почему наша культура ценится во всем мире и почему напитавшая ее наша вера именуется православной.
Идея фундаментальности этого знания заложена в самом названии предмета — «Основы православной культуры». Это курс о базисе нашей культуры и идентичности. Покойный Дмитрий Сергеевич Лихачев называл знание своей культуры и истории «нравственной оседлостью» человека. Без нее, как он полагал, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство. «Нравственная оседлость» невозможна без осмысления своего прошлого, а значит, и реабилитации такой жизненно важной способности человека, как историческая память. Историческая память — это еще и прививка честности и смирения, главных человеческих добродетелей, ведь помнить приходится не только о взлетах, но и о своих падениях и ошибках.
Только так можно избежать лжепатриотизма и повторения исторических просчетов и мировоззренческих заблуждений. Развивая память, мы укрепляем совесть.
Память — это в том числе и проявление внимания к тому, что действительно заслуживает уважения и по отношению к чему необходимо постоянное бодрствование сознания. Сохранение информации о чем-то требует приложения усилий — написания книг и учебников, создания фотоальбомов, фильмов, сайтов, организации архивов, библиотек, музеев. Все это малые, а иногда и весьма значительные жертвы людей во имя сохранения памяти о том, что им дорого, что они любят. Поэтому когда мы учим и учимся помнить, мы воспитываем навык деятельной любви, мы возрастаем духовно.
В этом смысле значение введения в школьную программу курса «Основы православной культуры и светской этики» значительно важнее, чем простое религиоведческое и культурное просвещение.
Для того чтобы наше юношество снова научилось ценить и любить прошлое своей страны, интересоваться историей и традициями, необходимо объединять усилия государственных и общественных институтов, Православной Церкви и других религиозных общин. Не секрет, что сегодня существуют влиятельные силы, движимые идеологическими, коммерческими и политическими интересами, которым не по душе видеть нашу молодежь опамятовавшейся.
Неоднократно говорилось, что служение учителя — это особый подвиг. Господь наш Иисус Христос был Учителем в самом высоком смысле этого слова. Живое личное общение, простота и любовь были положены Им в основу взаимоотношений с учениками. Впоследствии это стало основой всего христианского воспитания и образования. В Год учителя от лица Русской Православной Церкви считаю своим долгом обратиться ко всем педагогам со словами признательности и благодарности за их нелегкий, но очень важный и благодатный труд. Учитывая многовековой опыт Церкви, для которой учительная деятельность всегда была одной из важнейших, хотел бы выразить готовность разделить этот опыт с теми, кто сегодня трудится в области подготовки педагогических кадров.
Как свидетельство успешного церковно-государственного сотрудничества в этой области можно привести пример Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, при поддержке аппарата Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе. Участники конкурса — представители всех типов существующих в России учебных заведений: педагоги общеобразовательных, православных и музыкальных школ, домов детского творчества, гимназий и лицеев, школ с этнокультурным компонентом, а также преподаватели институтов повышения квалификации учителей и педагоги высшей школы.
Ценность работ, предоставляемых на конкурс, заключается в том, что в них содержится богатый опыт педагогической практики в области духовно-просветительского и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи, приобщения подрастающего поколения к наследию мировой художественной культуры, отечественной истории.
Первоначально конкурс проводился только в одном Центральном федеральном округе, в 2007 году в конкурсе участвовало уже четыре округа. С 2008 года конкурс стал всероссийским и проводится в 2010 году уже в 5-й раз.
Весьма актуально также слаженное сотрудничество Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и епархиальных отделов с государственными образовательными структурами в условиях проводимого в настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации эксперимента по введению новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».
В этом общем делании на благо Отечества всем нам крайне важны добрая воля к взаимополезному сотрудничеству, а также рабочее взаимопонимание, основанное на сознании того, что школа и Церковь в сфере воспитания детей и юношества выступают в качестве союзников, каждый из которых располагает собственными уникальными педагогическими возможностями и ресурсами. Соединение наших духовно-организационных потенциалов во имя достижения важнейшей педагогической цели, стоящей перед современной российской школой, неизбежно создаст синергийный воспитательный эффект, благотворность которого сумеют, надеюсь, в будущем по достоинству оценить даже наши сегодняшние критики. Ибо Русская Православная Церковь на протяжении более чем тысячелетней истории своего существования неизменно оставалась хранительницей высочайших духовно-культурных ценностей, исповедницей фундаментальных этических принципов человеческого бытия, на основе чего только и может совершаться процесс воспитания разносторонней, внутренне содержательной и нравственно зрелой личности.
Сегодня все еще приходится слышать критику со стороны сторонников агрессивного секуляризма по поводу преподавания «Основ православной культуры». Зачастую делаются необоснованные утверждения о нарушении Конституции, декларирующей светскость российского государства, что якобы должно исключать всякую возможность преподавания основ религиозной культуры в общеобразовательной школе. При этом односторонне перетолковывается само понятие светскости, в результате чего оно фактически отождествляется с атеизмом. Вместе с тем практически отсутствует критика в адрес преподавания светской этики — по сути нерелигиозной этики. Очевидно, в данном случае мы имеем дело с попытками идеологизировать школьное образование, под прикрытием борьбы за светский характер школы навязать учащимся материалистическое мировоззрение. Следует прямо сказать, что значение президентской инициативы состоит как раз в том, что она удовлетворяет все присутствующие в обществе запросы, предполагая уважение к свободе выбора каждого человека.
Вместе с тем нельзя умолчать и об имеющей место критике со стороны представителей религиозных общин, в частности, со стороны православных верующих. Основной аргумент, используемый в данном случае, апеллирует к недостаточному количеству учебных часов, посвященных изучению детьми своей религиозной традиции. Несомненно, верующие люди правы, когда говорят, что изучение религиозной культуры должно быть делом всей жизни. И задача Церкви — позаботиться, чтобы так оно и было, по крайней мере, посредством образовательной деятельности на уровне приходов и через систему учебных заведений, учрежденных самой Церковью. Что же касается принятого решения о преподавании Основ православной культуры, то оно обеспечивает возможность всем учащимся, кто того пожелает, сделать первый и очень важный шаг на пути приобщения к своим духовным истокам. И, дай Бог, чтобы этот шаг не был последним.
Ныне перед всем педагогическим сообществом стоит важная задача — честно выявить выбор родителей учащихся в отношении того курса, который будет преподаваться их детям. Сегодня вполне очевидно, что многие родители нуждаются в помощи со стороны Церкви и педагогов при совершении выбора. Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика — это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль. Совершенно очевидно, что в нашем обществе имеются нерелигиозные люди и у них есть право на воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями. Но этот факт не должен препятствовать верующим родителям делать выбор на основе своих религиозных предпочтений. Наша общая задача состоит в том, чтобы твердо и обоснованно разъяснить важность осуществляемого выбора для дальнейшей жизни ребенка. Ведь именно в школьном возрасте у человека формируется в главных чертах система его жизненных ценностей и приоритетов, происходят процессы его социализации и вовлечения в контекст национальной культуры. И поскольку русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и отечественной истории, курс Основ православной культуры призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «Православие».
Православное образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека, и каждый этап духовного взросления важен. Детские сады, воскресные школы, православные гимназии, курсы духовно-нравственного содержания, преподающиеся в общеобразовательных школах, богословские факультеты и вузы должны стать единой, непрерывной системой православного образования, адекватно отвечающей на актуальные запросы жизни.
Отделу религиозного образования и катехизации поручена важная работа по подготовке учебно-методических материалов для всей этой системы православного образования. Речь идет о создании полноценного блока высококачественных, профессионально подготовленных учебников, охватывающего все обучение в средней и высшей школе. Мы не можем ограничиться подготовкой одного или нескольких пособий, необходимо учесть и систематизировать весь существующий опыт епархий Московского Патриархата в преподавании предметов духовно-нравственного содержания и на основании этого подготовить список материалов, официально рекомендованных Русской Православной Церковью для учебных заведений всех типов и уровней. К сотрудничеству в этом направлении с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации призываю православных педагогов, представителей государственного образования, епархиальные структуры, а также всех, кто непосредственно заинтересован в конструктивной и плодотворной работе на благо отечественного образования.
Сегодня уже ведется разработка учебника по «Основам православной культуры» для 4-5 классов средней школы. Патриаршим распоряжением от 9 июля 2009 года были утверждены редакционная коллегия под председательством протодиакона Андрея Кураева и редакционный совет, куда вошли не только священнослужители и сотрудники церковных структур, но и представители педагогической науки, известные общественные деятели, специалисты в области культуры.
Учительство никогда не было обязанностью и привилегией одного священства. Православие не знало разделения на Церковь учащую и учащуюся, хотя служение словом и вменялось духовенству как первая и прямая обязанность. «Епископ или пресвитер, нерадеющий о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен», гласит 58-е Апостольское правило. Наука и благочестие в церковном понимании неразделимы, как неразрывна связь между воспитанием и передачей знаний.
Может быть, кто-то скажет, что мы слишком часто обращаем взгляд в прошлое и придаем чрезмерное значение сохранению традиций. Но наш взгляд в прошлое помогает ясно увидеть контуры будущего. Оценивая настоящее через опыт прошлого, мы устремляемся в будущее при ясном понимании того, что будущее каждого человека — это не только его земное бытие, но и жизнь вечная. Если же говорить о земном будущем Церкви и Отечества, то оно зависит от тех, кто придет на смену нынешнему поколению. Дай Бог, чтобы трудности, переживаемые сегодня и во многом порожденные человеческим грехом, могли стать, как это не раз бывало, поводом для покаяния и началом подлинного духовного, культурного и экономического возрождения.
Сказанное имеет отношение не только к странам, находящимся на пространстве исторической Руси и являющимся хранителями ее духовного наследия. Мы, будучи православными, осознаем себя частью Европы. В основе европейской цивилизации лежат христианские ценности, которые, к сожалению, вытесняются сегодня из жизни европейских народов. В странах, прошедших через горнило испытаний в эпоху государственного атеизма и на своем опыте осознавших, что означает жизнь без Бога, существует сегодня реальная возможность исследовать и использовать великий потенциал этих ценностей. Во взаимодействии с теми, кто вдохновляется иными исконными религиозными и культурными традициями, и теми, кто живет вне этих традиций, сохраняя нравственное чувство и голос совести, православные христиане могут и должны изменить к лучшему наш мир.
В этом направлении с терпением и любовью должны совместно трудиться представители и государственного образования, и Церкви. Мы призваны рука об руку идти вперед, полагая в основу взаимодействия и сотрудничества то, что нас объединяет: заботу о подрастающем поколении, заботу о нашем будущем.
Призывая к соработничеству государственные, муниципальные, общественные структуры, другие религиозные объединения, полагаю необходимым указать, что ключевым пунктом для выстраивания концепции преподавания основ любой религиозной традиции либо светской этики должно служить наше общее представление о нравственном начале, присущем человеческой личности и формирующем ее духовный облик. Такой подход необходим для того, чтобы исключить всякую возможность ложных антитез, неверных противопоставлений и беспочвенных конфронтаций.
Особенно важным представляется отметить, что в православной составляющей курса Основ духовной культуры принципиально отсутствует какая бы то ни было полемика с представителями других конфессий или безрелигиозного мировоззрения. Сегодня для всех нас главной задачей является созидание в нашем обществе атмосферы мира и взаимоуважения, которое невозможно без осознания нашими согражданами и особенно молодым поколением идеи гражданской солидарности во имя общего блага.
Сердечно желаю всем участникам Рождественских чтений плодотворной работы. Милость и благословение Божие да сопутствуют труженикам на ниве просвещения и духовно-нравственного воспитания.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси