Иеромонах Александр (Синяков) — ректор Парижской духовной семинарии Московского Патриархата, секретарь Корсунской епархии по связям с общественностью, прессой и религиозными организациями. Назначен на эту должность Священным Синодом Русской Православной Церкви 17 июля 2006 г. Одновременно сотрудник представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе (с сентября 2002 г.). Отец Александр является также секретарем епархиального совета и главным редактором «Вестника Русской Православной Церкви» — журнала Корсунской епархии на французском языке.
Иеромонах Александр родился 24 октября 1981 г. в Ставропольском крае. В июне 1997 г. окончил с золотой медалью среднюю школу. С 1997 по 1998 гг. состоял в братии Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы. С 1998 по 2001 гг. учился в университете г. Тулуза (Франция) на факультете философии и богословия, а также одновременно в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. С 2001 по 2002 гг. обучался на факультете филологии Парижского университета Сорбонна и в Свято-Сергиевском институте. В июне 2002 г. защитил магистерскую диссертацию в Свято-Сергиевском институте под руководством профессора Николая Лосского. Тема диссертации: «Экклесиологическая оценка схизматических сообществ в соборных документах Русской Православной Церкви». В июне 2003 г. защитил магистерскую диссертацию на кафедре истории древних и средневековых обществ Сорбонны. Тема диссертации: «Влияние учения святителя Григория Богослова на христологические споры от Халкидонского до второго Константинопольского соборов».
С 2003 г. пишет докторскую диссертацию в Сорбонне и в Лувенском университете (Бельгия).
12 сентября 2003 г. пострижен в мантию епископом Венским и Австрийским Иларионом (ныне митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата) в венском Свято-Николаевском соборе с наречением имени Александр в честь святителя Александра, архиепископа Константинопольского. 14 сентября 2003 г. рукоположен во диакона. 14 ноября 2004 г. тем же архиереем рукоположен во иеромонаха.
С 2004 по 2006 гг. преподавал русскую цивилизацию и историю Церкви в университете Париж IV — Сорбонна. В тот же период являлся клириком Свято-Троицкого ставропигиального патриаршего подворья в Брюсселе.
15 апреля 2008 г. Священный Синод Русской Православной Церкви назначил иеромонаха Александра ректором Парижской духовной семинарии. В семинарии преподает догматическое богословие и греческий язык.
В январе 2009 отец Александр был участником Поместного Cобора Русской Православной Церкви от Корсунской епархии.
О деятельности русской духовной семинарии во Франции иеромонах Александр рассказывает корреспонденту сайта «Благовест-инфо».
— Отец Александр, прошел семестр первого учебного года в русской духовной семинарии во Франции. Расскажите, пожалуйста, о вашем учебном заведении — ведь это первая семинария нашей Церкви, открытая за пределами ее канонической территории (не считая семинарии в Джорданвилле)?
— Наша семинария действует чуть более трех месяцев. Первых студентов мы приняли в сентябре. Занятия начались 5 октября. Торжественное открытие состоялось 14 ноября прошлого года — его возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион. Очень большой интерес создание нашей духовной школы вызвало в европейских СМИ.
Все в нашей семинарии находится в процессе становления. Мы постоянно адаптируемся, пытаясь найти середину между идеалом и существующими возможностями. Осваиваем наши новые помещения. Стараемся построить добрососедские отношения с местным населением.
Не обошлось и без некоторых испытаний. В последнее время в некоторых СМИ распространялось «открытое письмо» одного бывшего студента нашей семинарии. Нас оно очень удивило. Студент уехал на рождественские каникулы, расстались мы с ним в теплых отношениях. Никакого недовольства за два месяца пребывания в семинарии он не высказывал, хотя общались мы с ним каждый день. Активно участвовал во всех мероприятиях. После каникул он не вернулся в сроки, о которых сообщал, написав мне, что столкнулся с частными проблемами. Более недели мы не получали от него никакой информации, все мои электронные сообщения оставались без ответа, а потом вдруг было опубликовано открытое письмо на недоброжелательных сайтах. В нем выдвигаются очень серьезные и несправедливые обвинения. С полной ответственностью могу сказать, что те неправославные богословские взгляды, которые мне приписываются в этом письме, я никогда не разделял и не разделяю. Я считаю особой благодатью быть православным и надеюсь таковым умереть. Всегда считал для себя огромной честью быть сыном и служителем Русской Православной Церкви, учение которой разделяю всем сердцем. Последние годы старался посвятить именно тому, чтобы донести голос русского Православия до западного общества.
Хочу подчеркнуть, что семинария наша существует в особом контексте. Живем мы в стране с долгой и непростой историей и с высоко развитой культурой. Мы не можем игнорировать тот факт, что, несмотря на очевидную секуляризацию, французская культура и история тесно связана с Католической Церковью. Нам не просто было заинтересовать католических собеседников в проекте создания русской православной семинарии во Франции. Но когда нам это удалось, они согласились нам помочь в поиске помещений, что в настоящее время довольно сложно в парижском регионе с теми ограниченными средствами, которыми располагает Корсунская епархия.
— В чем Вы видите миссию Вашей духовной школы?
— У нашей семинарии несколько задач. Они сформулированы в послании, которое Святейший Патриарх Кирилл направил по случаю торжественного открытия нашей духовной школы. Это, во-первых, подготовка священнослужителей для заграничных приходов Русской Православной Церкви. Служение за рубежом — сложная и ответственная миссия, которая требует особой подготовки и знания изнутри западного общества, а также глубокой и непоколебимой приверженности своей родной православной традиции.
Вторая наша цель — дать возможность будущим пастырям из России, Украины и соседних стран поучиться во Франции, познакомиться с жизнью и опытом местных христиан, как православных других Поместных Церквей, так и римо-католиков и протестантов.
И, наконец, не менее важная цель — это быть еще одним местом свидетельства о Православии во Франции. В этом мы нисколько не создаем конкуренции существующим православным учреждениям, а стараемся внести свой вклад в общую миссию. Мы часто принимаем в семинарии французов, верующих и неверующих, интересующихся русской православной традицией. Учатся у нас и студенты других Поместных Православных Церквей. Работаем над переводами богослужебных текстов. Стараемся сделать доступным для западного человека наследие Русской Церкви.
— В чем особенности учебного процесса в семинарии?
— Половина занятий проходят в самой семинарии (в понедельник, вторник и среду). В четверг и пятницу студенты учатся в Сорбонне. В этом году они только знакомятся с французской университетской системой, а со следующего года будут записаны на полноценный философский курс. Кроме того, семинаристы ходят на одно занятие в Католический университет.
— Каков преподавательский состав семинарии, кто будет обучать будущих семинаристов?
— Большинство преподавателей семинарии — клирики и миряне Корсунской епархии. Два преподавателя — из Брюссельско-Бельгийской епархии. Читают в семинарии лекции и два преподавателя Свято-Сергиевского православного института. Латинский язык и историю западного христианства читают два преподавателя-католика. Мы надеемся также, что к нам смогут приезжать специалисты из России и Украины для чтения отдельных лекций или цикла лекций.
— Выходцы из каких стран учатся сейчас в семинарии?
— В настоящее время у нас учится 12 студентов из России, Украины, Молдавии, Румынии, Белоруссии, Швейцарии, Австралии и Колумбии. 20 человек учатся экстерном, это наши православные соотечественники из Франции, Германии, Испании и Португалии. Они приезжают раз в два месяца на особые сессии.
— В каких стенах располагается семинария, каковы условия жизни и быта семинаристов?
— Семинария располагается в бывшем женском католическом монастыре, самая старая часть которого датируется XVII веком. Монахини переехали в новое здание, оставив нам все необходимое для существования. Мы им за это очень признательны. Это позволило нам принять первых студентов уже в этом году. Найти подобное здание было для нас настоящим чудом. За это мы каждый день благодарим Бога.
Семинаристы живут в отдельных комнатах. Мы постепенно оборудуем русско-французскую библиотеку при поддержке Фонда «Русский мир» и французского издательства «Серф». Сейчас стараемся также наладить производство просфор и свечей. Мечтаем установить небольшую типографию в просторных технических помещениях для издания православной литературы на французском и других европейских языках.
— Распорядок дня студентов отличается от семинарий в России, Украине, Беларуси и т.д.?
— Может быть, единственной особенностью является то, что в семинарии мы служим Божественную литургию каждый день (когда это позволено уставом). Особенный распорядок у студентов в четверг и пятницу, когда они ездят на занятия в Сорбонну.
— Как строится духовная жизнь ваших слушателей?
— В этом году в семинарии постоянно проживают три священника, духовно окормляющие учащихся. Большую духовную поддержку нам оказывают преподаватели в священном сане, приезжающие из других мест. Семинаристы большое значение уделяют таинству исповеди и с усердием участвуют в ежедневных богослужениях.
— Посещают ли ваши студенты с экскурсиями знаменитые культурно-исторические места Парижа и Франции?
— Мы этому уделяем большое значение. Единственная проблема — это нехватка времени и средств. Однако в некоторые замечательные места Парижа и его окрестностей нам удалось уже съездить. Остальное — впереди.
— Планируете ли вы в будущем устанавливать своего рода побратимские отношения с семинариями в России?
— Мы об этом мечтаем. Без поддержки духовных школ России наша семинария не выживет.
Беседовал Михаил Киселев