Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Послание Святейшего Патриарха Алексия по случаю праздника Пафнутьева Боровского монастыря

Версия для печати
17 мая 2005 г. 15:18
ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ, ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ КЛИМЕНТУ, МИТРОПОЛИТУ КАЛУЖСКОМУ И БОРОВСКОМУ Христос Воскресе! Этими словами светлой пасхальной радости сердечно приветствую всех, собравшихся ныне, в день памяти преподобного Пафнутия Боровского чудотворца в основанной им обители, дабы принять участие в общей церковной молитве и торжественном освящение монастырского соборного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1444 году сюда, на древнюю Боровскую землю пришел преподобный Пафнутий — преемник и продолжатель духовной традиции всероссийского Игумена преподобного Сергия Радонежского. На этом святом месте он ревностно подвизался, здесь он основал монастырь, и сам построил первый храм. Вскоре вокруг Преподобного во множестве собрались ученики, которые, пройдя монашескую школу молитвы и послушания, уходили в отдаленные места, основывая там новые монастыри. Из этой богохранимой обители вышли такие подвижники веры и благочестия, как преподобные Иосиф Волоцкий, Даниил Переяславльский, Давид Серпуховской, святитель Макарий, митрополит Московский и многие другие прославленные делатели Виноградника Христова. Особое внимание в монастыре преподобного Пафнутия уделялось Евангельской заповеди о милосердии. Преподобный Пафнутий и его духовные чада наряду со строгим подвижничеством отличались делами жертвенной любви, сострадания и служения ближним. Двери обители всегда были открыты для всех нуждающихся: голодных, больных, убогих и бездомных. Как к неиссякаемому живоносному источнику приходили люди в этот монастырь, ища здесь помощи и утешения. С древнейших времен монастыри были центрами духовного просвещения и книжности. Они способствовали становлению российской культуры, уделяли особое внимание нравственному, патриотическому и духовному воспитанию, оказывали благотворное влияние на образ жизни и быт людей, живущих близ монастырей, давали пример рачительного хозяйствования и бережного отношения к природе. В обителях проходили школу послушание великие богословы и учителя Церкви. Вся наша отечественная культура, в том числе и светская, сложилась под влиянием монашества. Вот почему в современном мире именно монастыри призваны к возрождению православной культуры нашего народа. Монастыри на Руси всегда были выразителями православного учения, убедительно свидетельствовали о красоте и истине Святого Православия, ограждая его от многочисленных ересей и «стихий мира сего». В годы религиозных испытаний и потрясений, когда волны бурного житейского моря обрушивались на Церковный корабль, именно в монастырях, как в хранилище православной веры, народ находил разрешение многих насущных проблем. По словам преподобного Иоанна Лествичника, «Свет монахам — Ангелы, а свет для всех человеков — монашеское житие». Именно жизнью своей и добрыми делами монашествующие призваны свидетельствовать о принадлежности к Православию. И в наше время монашество должно просвещать мир, преображать его светом Евангельского благовестия, быть оплотом и твердыней среди многоразличных ухищрений врага рода человеческого. Возродить дух веры и исконные традиции служения ближним — одна из основанных задач современного монашества. Сущность монашеской жизни, по учению святых отцов, состоит в послушании Матери Церкви и отсечении собственной греховной воли. Только через послушание Церкви монашество с его монастырями может стать для окружающих высочайшим примером уподобления Христу, который был послушлив Своему Отцу «даже до смерти, смерти же крестныя». В этой связи весьма важным делом для монастырей является духовное трезвение, способность избегать крайностей и искушений времени, следование общецерковным нормам в жизни и учении, ибо быть оплотом Православия — не только большая честь, но и великая ответственность за души людей, ныне особенно нуждающихся в духовном водительстве. И теперь, возрожденный трудами и стараниями братии и жертвователей Боровского монастыря, он вновь собирает на молитву христолюбцев. Пусть же молитвами преподобного Пафнутия и заступничеством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы этот вновь освященный собор в честь и славу Рождества Пречистой всегда будет местом теплой молитвы, утверждения в вере, духовного утешения и радования о Господе Воскресшем. Всещедрый Господь да благословит миром возрождающуюся обитель преподобного Пафнутия, да ниспошлет милость Свою на люди Своя, на всех здесь молящихся, потрудившихся на восстановлении этого святого места и внесших свою посильную лепту в благоукрашение сего величественного собора. Да сподобит всех, чающих спасения, сохранить свои души для Господа, дабы встретить Его в невечернем дне Небесного Царствия, немолчно воспевая пасхальную песнь: Христос Воскресе! С любовью о Господе Воскресшем, + АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Другие статьи

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной заслуженного профессора Московской духовной академии Б.А. Нелюбова

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной игумена Варнавы (Столбикова)

Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла в связи с гибелью людей в результате схождения селей в Ошской области Киргизии

Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла в связи с пожаром в городе Фрязино

Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла в связи с террористическими актами в Дербенте и Махачкале

Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла в связи с ракетным обстрелом Севастополя

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери в Мещерском г. Москвы протоиерея Александра Тараканова

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной А.Н. Чилингарова

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной клирика храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москвы протоиерея Николая Аникеева

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с гибелью Президента Ирана Эбрахима Раиси