Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в храме Вознесения Господня у Никитских ворот

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в храме Вознесения Господня у Никитских ворот
Версия для печати
13 мая 2010 г. 16:00

13 мая 2010 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, досточтимый отец Владимир, настоятель сего святого храма, дорогие отцы, братия и сестры!

Радуюсь тому, что в престольный праздник имел возможность совершить богослужение в храме «Большое Вознесение» в Москве, известном своей славной историей. Даже те краткие сведения, что поведал нам отец Владимир, свидетельствуют об особом благоволении Божием к этому месту. Храм сей был возвращен Церкви одним из первых в городе Москве, и замечательно, что с тех пор на протяжении уже 20 лет здесь, в самом центре столицы, совершается божественная служба и многие-многие люди, пройдя через этот храм, обрели веру в сердце.

Я хотел бы поблагодарить Вас, отец Владимир, Ваших ближайших сподвижников за те большие труды, которые вы понесли по восстановлению этой святыни и этого замечательного памятника нашей истории и культуры. Дай Бог, чтобы и дальше преображался храм «Большое Вознесение», радуя людей своим убранством, своим богослужением, пением хора, духовной и молитвенной жизнью, церковно-общественной жизнью, которую так необходимо сегодня развивать в каждом православном приходе.

Я хотел бы особенно поблагодарить благотворителей, которые здесь присутствуют и которые, в том числе и по моей смиренной просьбе, уже сравнительно давно откликнулись и помогли восстановить этот Божий храм. Пусть благословение Божие пребывает с вами, с вашими семьями, домами, и чтобы Господь в ответ на добрые дела, которые вы совершаете, помогал вам в ваших трудах и в вашей жизни.

Сегодня праздник Вознесения. Мы вспоминаем совершенно особое событие в Евангельской истории, которое завершает пребывание на земле Господа и Спасителя. После Своего Воскресения, много раз являясь святым апостолам, показывая им Свои изъязвленные руки, ноги и ребра, вкушая вместе с ними пищу, уча их тайнам Царствия Божия, Господь в какой-то момент покидает учеников. Происходит это особым образом: на горе Елеонской, недалеко от Вифании, Его восхищает облако, как мы только что слышали это из книги Деяний. И ученики понимают, что видимым образом их Учитель возносится — возносится на Небо.

Зачем Господу нужно было возноситься наверх, ведь Он как Бог вне времени и вне пространства? Если бы Он пожелал удалиться видимым образом из человеческой истории как Иисус Христос из Назарета, то Ему достаточно было стать невидимым, тем более что Он становился невидимым после Воскресения много раз, покидая таким образом учеников. Конечно, все это было возможно для Бога. Но в самом акте Вознесения заключен огромный смысл. Во-первых, это окончание земного пребывания Господа, ибо если бы он сделался невидим, то это могло бы повлечь опасные для жизни первой христианской общины последствия. Ведь еще до Своей смерти Господь говорил, что настанут времена, когда многие будут говорить «здесь Христос» или «там Христос» и что «Он спрятан в потаенных комнатах»; и присовокуплял Господь к этому: «Не верьте, так не будет» (см. Мф. 24, 23-26). И чтобы никто никогда не мог сказать «здесь Христос» или «там Христос», Господь видимым образом покидает учеников, покидает этот видимый мир.

И есть еще что-то очень значительное в этом моменте Вознесения. В жизни Господа не было человеческой славы. Только один раз, когда Он шел на Свои страдания в Иерусалим, тогда люди, пораженные тем, что Он воскресил умершего Лазаря, встречали Его как Победителя, кричали «Осанна Сыну Давидову», постилали свои одежды (см. Мф. 21, 8-9). Но то была суетная, человеческая честь и слава, и Господь, как мы знаем, не принял этого поклонения. Он не стал участвовать в этом человеческом торжестве, зная его суетность и то, как скоро пройдут настроения людей: те, кто прославлял Его в этот миг, через несколько дней потребуют у Пилата Его казни.

А вот завершение Евангельской истории — это и видимый триумф; это видимая победа Спасителя. В момент Воскресения никого не было в гробовой пещере, апостолы видели только знаки Воскресения, но самого Воскресения — факта восстания Спасителя из мертвых — не видел никто, это была Божия тайна. Конечно, была явлена вся Божественная сила и слава восстающего от гроба Спасителя, но не дано было видеть эту славу роду человеческому. Но ведь вся Евангельская история завершилась триумфом, победой. Все цели были достигнуты: род человеческий искуплен, диавол повержен, зло растоптано. Бог побеждает вместе с человеком во Иисусе Христе, и видимым выражением этой славы Спасителя, этой Богочеловеческой Победы и стало Вознесение Спасителя вместе с Телом: Бог и Человек в единой Личности Богочеловека Иисуса Христа совершил это спасение.

Когда апостолы стояли, пораженные этим зрелищем, к ним приблизились два мужа — ангелы — и спрашивают их: «Что вы смотрите? Сей Иисус, восходящий от вас на небо, таким же образом снова приидет к вам, мужи Галилейские» (см. Деян. 1, 10-11). Можно представить, что эти слова значили для апостолов. Они с радостью пошли в Иерусалим. Им казалось, что пройдет день, два, три, может быть, неделя, месяц — и явится Спаситель. И в этом напряженном ожидании Господа проходят первые годы христианской общины...

Но для Бога тысяча лет как один день, и один день как тысяча лет (см. 2 Пет. 3, 8), и в этом ожидании Спасителя есть огромный смысл. Мы не знаем, сколько физического времени пройдет, сколько оборотов Земля совершит вокруг Солнца, прежде чем Господь приведет Свой замысел в исполнение. Да это и не важно, потому что у Бога нет времени. Но нам важно понимать, что мы живем в преддверии Божественного Царства и потому каждый должен готовить себя ко встрече со Спасителем. Это не означает, что каждый станет свидетелем Его второго пришествия, ибо никто не знает, когда это произойдет. Но ведь каждый из нас, переступив черту жизни и смерти, лицом к лицу предстанет Богу. Это и будет для нас Его второе пришествие. И потому надежда святых апостолов, их радость о скорой встрече с Господом не была посрамлена: они очень скоро увидели Господа, жизнь свою отдав за Него и за проповедь Евангелия.

И если вся наша жизнь будет строиться в этой перспективе, если мы научимся взирать на историю не глазами свидетелей скоропреходящих моментов человеческой истории, если мы воспитаем в себе духовный взгляд, который, пронизывая толщу веков, уходит в вечность, тогда мы поймем, что уже наступают эти святые времена — для каждого из нас, кто предстанет пред Богом после своей смерти.

Некоторые люди, даже признавая то, что Бог есть, не спешат прийти в храм, не спешат раскаяться в своих грехах, не спешат переосмыслить свою жизнь, чаще всего ссылаясь на то, что есть еще время и рассуждая примерно так: «Я еще успею. Конечно, нужно покаяться, конечно, нужно изменить свою жизнь — ведь нельзя же всегда жить так, как я живу сейчас; но еще есть время, и к тому же так много дел — нужно сделать и одно, и другое, и третье…»

Никто не знает и никто не может знать, в какой момент мы предстанем пред Господом. Поэтому жить надо так, чтобы в любой момент можно было порадоваться встрече со Спасителем, а не напугаться насмерть и понять, что жизнь закончилась и все проиграно, все время ушло в пустоту и суету, и главное не сделано... Нужно обязательно жить так, чтобы встреча с Господом была для нас такой же радостью, как для святых апостолов, помнивших слова ангелов на Елеонской горе.

Праздник Вознесения — это праздник эсхатологический, он относит нашу мысль в будущее. Но одновременно этот праздник очень личный, потому что он касается не только человеческой цивилизации, не только всего мира, но и каждого из нас. И именно в этот день, как, может быть, ни в один другой день года, мы должны подумать о своей жизни и о своей смерти, о своем предстоянии Богу и о суде над нами. И если эти мысли будут не просто по случаю приходить к нам в голову и тут же улетучиваться, а повлияют на формирование нашего мировоззрения и образа жизни, тогда мы повторим ту жизнь, какою жили святые апостолы, с радостью ожидая пришествия в мир Спасителя. Аминь.

Всех вас, мои дорогие, еще раз поздравляю с великим двунадесятым праздником Вознесения Господня!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь после Литургии в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Патриаршее слово в день памяти святителей Московских после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 95-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

Патриаршая проповедь после Литургии в Иоанновском ставропигиальном монастыре на Карповке

Патриаршая проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского после Литургии в Троице-Сергиевой лавре

Патриаршая проповедь после Литургии во Владимирском кафедральном соборе Сочи