Православие явилось исторически первым христианским исповеданием, получившим распространение на латвийской земле. Православное христианство приходит на территорию нынешней Латвии в XI веке из соседних русских областей. Уже в XII веке в Латвии существовали в разных местах православные церкви, принадлежавшие к древней Полоцкой епархии.
После германского завоевания центром края делается город Рига, основанный немцами в 1201 году. В этом городе существовала православная никольская церковь при так называемом Русском дворе, где жили русские купцы и ремесленники. Рижский приход принадлежал в XIII-XVI вв. к Полоцкой епархии. Никольский храм был закрыт и уничтожен в годы Реформации. В XVII веке православных храмов в Риге и Лифляндии в целом не было, но каждый год вместе с русскими торговцами в столицу края весной приезжали православные монахи из Полоцка, совершавшие богослужения в походной полотняной церкви.
В 1710 году часть Латвии, в том числе Рига, вошли в состав России. Во многих городах сразу были открыты православные церкви. Уже в первой трети XVIII века только в Риге днействовали пять православных храмов, прихожанами которых были переселившиеся сюда русские люди.
Первоначально приходы на территории Лифляндии находились в ведении Псковской епархии. В 1836 году было учреждено Рижское викариатство. Первым викарным епископом латвийских земель стал Преосвященный Иринарх (Попов), а первым кафедральным храмом был Петропавловский собор в рижской Цитадели.
В 40-е годы XIX века тысячи латышей и эстонцев переходят в православие. Этому процессу всесторонне противилось немецкое лифляндское дворянство и связанные с ним представители местной власти. Но процесс более или менее активного присоеденения прибалтов к Православной Церкви продолжался вплоть до начала XX века. Тогда православие исповедала примерно восьмая часть латышей и эстонцев Прибалтийского края. В 1850 году была учреждена самостоятельная Рижская епархия, открыто множество приходов, появились монастыри и духовные школы. Специальный комитет занимался переводом праовлсавной литературы на латышский и эстонский языки, были учреждены многочисленные приходские школы, русско-латышско-эстонское училище в Риге, несколько православных братств и церковных библиотек.
Рижскую кафедру занимали многие выдающиеся иерархи Русской Церкви, в том числе архиепископ Агафангел (Преображенский, в Риге с 1897 по 1910 гг.), умерший в сане митрополита Ярославского и ныне прославленный в лике святых.
В годы первой мировой войны, нанесший сеьезнейший ущерб прибалтийскому православию, значительная часть церковного имущества, включая почти все колокола, была эвакуирована во внутренние районы России, откда уже не вернулась. Часть храмов была разрушена. После приобретения страной независимости в 1918 году некоторые храмы и часть церковной собственности были отобраны у православных. Возрождать Церковь и церковную жизнь пришлось одному из наиболее замечательных святителей прошлогшо столетия - архиепископу Иоанну (Померу). Он занимал рижскую кафедру с 1921-го по 1934 год и пользовался безусловных авторитетом во всех слоях латвийского общества.
Архиепископ Иоанн был злодейски замучен неизвестными преступниками 12 октября 1934 года.
В годы войны Православная Церковь Балтийского края находилась под архипастырским попечением митрополита Сергия (Воскрессенского), создателя знаменитой Псковской миссии Владыка возрождал церковную жизнь на оккупированных территориях. Он был зверски убит в апреле 1944 года.
После Великой Отечественной войны сногие латвийские православные храмы были зактрыты или разрушены. Среди последних - Александро-Невский собор в Даугавпилсе. Был закрыт и превращен в планетарий и кафедральный Свято-Рождественский собор в Риге. Многие священнослужители оказались репресированы. Тем не менее в годы советской власти в Латвии действовали 90 православных храмов, сохранился и рижский Свято-Троицкий женский монастырь, который на сегодняшний день дал Русской Церкви 19 матушек-игумений, несущих труды по возрождению иноческой жизни по всей России и за ее пределами.
В конце 1980-х годов начинается новый этап в истории праовславия в Латвии.
Ныне ЛПЦ является автономной Церковью под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. С 1990 года ее Предстоятелем является митрополит Рижский и всея Латвии Александр. Православные христиане составляют примерно четвертую часть населения страны. В Латвии сегодня действуют около 120 приходов, два монастыря, существует духовная семинария, открыты воскресные школы, издаются две православные газеты, календари, учебная литература. Латвийские православные добились возможности в определенных рамках обучасть своих детей Закону Божию в общеобразовательных школах сообразно собственному вероисповеданияю.
Пресс-служба Московской Патриархии