Председатель попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», президент Фонда социально-культурных инициатив С.В. Медведева выступила на церемонии открытия XIV Всемирного русского народного собора, состоявшейся 25 мая 2010 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.
Ваше Святейшество!
Дорогие участники и гости XIV Всемирного русского народного собора!
Сердечно приветствую всех, кто собрался сегодня в этом зале. Представителей традиционных конфессий, деятелей науки и культуры.
Тема нынешнего Собора — «Национальное образование: воспитание целостной личности и ответственного общества». Она особенно актуальна в Год Учителя.
Невозможно переоценить роль школы в подготовке свободно мыслящих людей. Людей, которые стремятся к знаниям, духовному росту и здоровому образу жизни. Она дает подрастающему поколению знания, необходимые для успешной карьеры и профессиональной самореализации. Но есть и более важные знания и навыки — способность правильно управлять своей жизнью. Отличать добро от зла. Глупые поступки от достойных и рассудительных.
Подлинное образование — это всегда соединение обучения и воспитания. Воспитания личности, воспитания души. Ведь цель образования — получение не только знаний (что важно и необходимо), но и мудрости. Мы должны научить молодежь разумно и достойно выстраивать свои отношения с другими людьми и обществом в целом. Нашим детям необходим нравственный фундамент, составляющий основу для принятия ключевых жизненных решений. Ведь безнравственность, отсутствие моральных ориентиров может стать реальным препятствием на пути развития общества и государства.
Сегодня мы должны искать в молодых людях не пороки, а лучшие черты — открытость, свободное мышление и стремление узнавать новое. Должны распознать и развить их уникальные способности. Ведь в будущем им придется владеть не одной, а несколькими профессиями.
У нас думающая и талантливая молодежь, способная не только ставить цели, но и достигать их. Убеждена, что она достойна быть счастливой и успешной. Ведь забота о счастливом будущем детей — всегда вела народ к вере и правде. К честному служению своему Отечеству.
Все это требует огромных педагогических усилий и даже введения новых учебных предметов. Ведь уроков классической литературы и даже истории может быть недостаточно. Тут следует обратиться к мировому и, в частности — к европейскому опыту. Сегодня в большинстве стран Европы существует, в той или иной форме, религиозное образование.
Религия оказывает огромное влияние на формирование системы ценностей общества. Даже светская культура — вырастает из религии, как цветок вырастает из семени. Ведь культура — по сути — есть возделывание человеческой души. Поэтому так важно рассказывать молодым людям о ценностях, определявших развитие нашей цивилизации на протяжении столетий.
Все религиозные традиции мира объединяет вера в существование объективного нравственного закона. Следование ему ведет к благополучию. А пренебрежение им — к жизненному краху. Уверена, что знать об этом законе для наших детей также необходимо, как знать о законах Ньютона.
В России естественно обратиться к традициям, во многом определившим ход отечественной истории и развитие культуры. Это — традиции православного христианства и других традиционных религиозных конфессий.
Еще Федор Михайлович Достоевский говорил о том, что религия — это формула нравственности. Нам крайне важно научить наших детей пользоваться этой формулой. И здесь поможет новый урок школьной программы — «Основы религиозной культуры и светской этики».
На мой взгляд, этот предмет не есть попытка ответить на вопрос: нужно ли в школе обращаться к изучению религиозных культур. К счастью, эта многолетняя дискуссии завершена. Найдено решение, устраивающее, как представляется — всех. В этой системе создана возможность изучения как традиционных религиозных культур России, так и светской этики. Именно это очень важно для тех, кто хочет изучать внерелигиозные основания нравственности. Ведь и религия, и светская этика имеют под собой единое основание — общечеловеческие нравственные ценности.
Каким будет результат этого эксперимента — зависит от всех нас. От тех усилий, которые будут прилагать в первую очередь учителя и родители. И при этом надо помнить: цена вопроса — формирования целостной и счастливой человеческой личности.
Сегодня, обсуждая введение нового предмета, мы призваны проанализировать качество системы образования, учебных и методических пособий, работы педагогов. Мы призваны придавать этому более глубокий смысл. Ведь предмет дает подрастающему поколению понимание неиссякаемой силы духа народа России.
Убеждена, что его необходимо вводить с четким пониманием наших целей. И преподавать искренне и с любовью. Ведь с его помощью подрастающее поколение будет узнавать историю своего Отечества, основополагающие факты об истоках и о становлении православия и других конфессий в нашей стране. Очень важно учить подрастающее поколение бережно относиться к родному языку и культуре. С малых лет прививать им уважение к людям других национальностей и вероисповедований.
Дарить же такие знания необходимо с особой щедростью и глубоким пониманием важности процесса познания истины.
Конечно, у общества будут повышенные требования к тем специалистам, которые занимаются столь тонкой материей. Ведь развитие личности — это очень глубокая и сложная тема. От того, как будут преподавать новый урок, во многом зависит формирование мировоззрения наших детей. А значит — их будущее и будущее всей страны. Думаю, мы все это хорошо понимаем.
К счастью, времена забвения своих корней и истоков — в прошлом. Сегодня национальное духовное возрождение строится на возвращении вечных ценностей, одной из которых по праву считается крепкая и дружная семья. Как говорил философ Иван Ильин, «Всякая настоящая семья — возникает из любви и дает человеку счастье». Преумножить это счастье возможно только отдавая любовь. Поэтому важно прививать детям понимание того, что жить нужно не только в семье, но и для семьи. Не просто жить рядом с ближним, но и любить ближнего, отдавать ему душевное тепло, окружать своей заботой.
Мы также должны помнить, что дети — это наше отражение. Их следует воспитывать собственным примером.
Привычки и ценности, заложенные в родительском доме, ребенок повторит в своей будущей семье. И это, в целом, определит будущее развитие нашей страны.
Сегодня в России много делается для укрепления традиционных семейных ценностей, а наш новый всероссийский праздник «День семьи, любви и верности» с каждым годом становится все более популярным.
Многое уже сделано и делается в рамках церковно-государственной целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». И главное, что мы сегодня достигли — совместно государство и церковь — это возрождение духовной жизни и традиций в нашей стране. И признаки этого все более заметны.
Одним из ярких проектов этой программы является Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел», который призывает зрителей к духовной чистоте и нравственности. Возвращает на экраны доброе кино, возрождает традиции семейного досуга.
Большое внимание уделяется поддержке молодых одаренных художников и музыкантов. Так, многие регионы России и зарубежных стран охватывает Инновационная образовательная программа «Передвижная академия искусств». Она уже помогла творческому становлению многих юных талантов. Именно им предстоит сказать свое слово в отечественном и мировом искусстве. Определить облик завтрашнего дня нашей страны.
Уважаемые друзья, всех нас объединяет общая цель — забота о будущем России. Уверена, что предложения Всемирного Русского Народного Собора будут иметь широкий общественный резонанс. Послужат на благо нашей Родины.
Желаю вам успешной и плодотворной работы, мира и благополучия.