Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Роман Силантьев: Интерактивная карта религиозных общин может в перспективе стать оптимальной базой данных

Роман Силантьев: Интерактивная карта религиозных общин может в перспективе стать оптимальной базой данных
Версия для печати
2 июня 2010 г. 12:00

В интервью порталу Патриархия.ru о работе недавно созданного Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества рассказывает руководитель Центра, доцент Московского государственного лингвистического университета Р.А. Силантьев.

— Недавно портал Патриархия.ru сообщил о начале работы Центра географии религий, созданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества. Вы являетесь руководителем этого Центра. И первый вопрос: какова история его создания?

— Исследовательская работа в данном направлении началась около года назад. Сейчас проект получил благословение Святейшего Патриарха Кирилла, и в начале апреля положение о Центре географии религий было подписано Его Святейшеством.

— Одним из результатов деятельности Центра стало появление интерактивной карты религиозных общин России...

— Интерактивная карта — совместный проект Московского государственного лингвистического университета и портала «Интерфакс-Религия» при участии Министерства юстиции РФ и Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Техническую поддержку нам оказывает компания HitRoad, занимающаяся созданием спутниковых карт. Также мы сотрудничаем с фондом «Взаимодействие цивилизаций», специализирующимся на вопросах межрелигиозного диалога.

Не в последнюю очередь осуществление проекта было обусловлено появившимися совсем недавно техническими возможностями: были разработаны картографические программы, которые позволяют фиксировать религиозные общины и работать с этим материалом в интерактивном режиме. Упомяну, что интерактивная карта требует новых версий сетевых обозревателей — так, в шестой версии Internet Explorer она либо не работает, либо работает некорректно.

Работа над картой началась весной прошлой года, и в декабре 2009 г. состоялась ее презентация.

Кроме того, в 2009 г. нашим Центром был издан атлас мусульманских общин России. Сейчас по линии Московского государственного лингвистического университета мы работаем над двухтомным атласом, в который войдут сведения обо всех зарегистрированных религиозных общинах РФ. В нем будет более 300 карт разного масштаба, около сотни фотографий, а также солидный текстовой блок с описанием структуры и административно-территориального устройства крупнейших централизованных религиозных организаций нашей страны. В будущем, если мы получим благословение Святейшего Патриарха и изыщем необходимые средства, то создадим атлас всех общин Русской Православной Церкви.

— Какими основными источниками вы пользовались в работе над картой?

— Те данные, что указаны на интерактивной карте сейчас, предоставлены Министерством юстиции. Их актуальность — 2009 год. Уточнение данных происходит постоянно. Сейчас мы обновим карту данными 2010 года, а также продолжим, как и раньше, сверять данные по зарегистрированным и реально существующим религиозным организациям. Если приход еще не получил статус юридического лица или по каким-то иным причинам не значится в перечне Минюста, то мы его добавим. То есть база Минюста представляет ядро, которое дополняется и обогащается нашими данными полевых исследований.

— С епархиями налажено сотрудничество? Например, для получения проверенных данных по приходам?

— Преимущественно мы получаем информацию централизованно. С другой стороны, сейчас значительная часть епархий разместила на своих сайтах сведения о приходах. В некоторых регионах создаются локальные епархиальные карты и атласы — например, в Санкт-Петербургской митрополии.

— В какой степени проект осуществлен?

— Сейчас мы можем говорить о 75-80% нанесенных на карту религиозных объектов. Основная задача, которая стоит перед нами сейчас, — забить в карту те регионы, которые еще не включены в общий список. Это Чечня, Дагестан и некоторые другие. По некоторым регионам данные необходимо серьезно уточнять.

Что касается приходов Русской Православной Церкви, где мы оперируем данными Минюста и Управления делами Московского Патриархата, сопоставляя их, — здесь работа по нанесению объектов на карту завершена на 90 %. Однако среди 10 % неучтенных Минюстом приписных храмов (особенно это относится к Москве), немало известных. Поэтому их необходимо искать по другим источникам.

Помимо этого, мы столкнулись с еще одной проблемой: некоторые приходы весьма затруднительно локализовать. Например, в районе может быть несколько населенных пунктов с одним названием, и неясно, в каком именно из них действует тот или иной приход. Некоторые населенные пункты мы просто не смогли найти на картах. Также возникают новые приходы, порой они сливаются друг с другом, улицы получают новые названия, населенные пункты переименовываются, меняется их статус и т.д. В таких случаях требуется полевая работа, и она уже ведется. Но перечисленные погрешности присутствуют на карте и, к сожалению, будет присутствовать на ней всегда — ведь абсолютно точных карт не бывает.

Интерактивная карта постоянно развивается, исправляется, на ней открываются новые слои. Так, весной этого года в открытый доступ были выложены данные обо всех российских приходах Армянской Апостольской Церкви.

— Какие перспективные направления в работе вы видите?

— Возможным направлением может стать создание интерактивной карты нового поколения, где будут отражены не только адреса и названия приходов (что фиксирует Минюст), но и представлена иная информация — например, фотографии храмов, имена клириков, названия приделов, график богослужений, исторические справки, дополнительные контактные данные… Таким образом, карта может в перспективе стать оптимальной, постоянно актуализируемой базой данных. Я думаю, что это направление должно быть интересно для Управления делами Московской Патриархии, поскольку благодаря такой базе данных можно будет за несколько секунд по каждому храму получить необходимую информацию.

Я также считаю актуальным создание закрытой карты, на которой была бы представлена информация, доступная только для лиц, специально работающих по данной проблематике. Например, вряд ли есть необходимость делать подарок сектантам, размещая в свободном доступе сведения об их общинах.

Уже сейчас интерактивная карта имеет 12 слоев, но открыто только пять. В дальнейшем на карту предполагается нанести до 60 слоев. Благодаря этому будет происходить все большая конкретизация карты. Например, в отдельные слои будут выделены не только монастыри Русской Православной Церкви, но и братства, сестричества, благотворительные организации и т.д.

— В своей деятельности Центр будет ограничиваться территорией России?

— Карту религиозных организаций всего мира мы, конечно, не сделаем. Но в принципе, есть идея сделать карту всех приходов Русской Православной Церкви, в том числе и зарубежных. Это огромная работа, тем более что свыше половины приходов находятся за пределами России; к тому же данные по ним не так просто собирать. Но если удастся наладить сотрудничество с епархиями и они будут ежегодно представлять необходимую информацию в Управление делами, то это значительно ускорит нашу работу.

— Исследовательская деятельность Центра, очевидно, представляет большой интерес и для целого ряда направлений науки. Предполагается ли сотрудничество Центра с академическими учреждениями?

— Мы открыты для сотрудничества со всеми, просто это не всегда возможно организовать — сейчас в Центре работает всего три человека. Я проводил исследования во всех регионах России, кроме Чукотки, и знаком со многими местными специалистами. Но сам тип нашей работы можно назвать начальным.

Помощь академических, научно-исследовательских учреждений потребуется для более серьезных, аналитических исследований. В данный же момент мы создаем с нуля определенную базу данных. Когда у нас будет на руках полностью завершенная карта, мы сможем проводить дополнительные научные исследования. А полученными нами статистическими данными смогут пользоваться ученые — религиоведы, социологи, историки — в проводимой ими работе.

Впрочем, уже сейчас карта позволяет делать определенные выводы — например, об относительной численности тех или иных религиозных общин в регионах.

За последние пять лет мы наблюдаем рост доли православных приходов — примерно на 2 %; также численность православных растет по данным социологических и экспертных опросов, поэтому можно говорить об устойчивой тенденции к росту. Сейчас мы соотносим данные о количестве зарегистрированных приходов с данными переписи 2002 г.; спустя два-три года у нас будут данные очередной Всероссийской переписи населения. Таким образом, можно будет выяснять соотношение доли православного населения и количества приходов. Например, по России доля православных приходов составляет 55,1 % от общего числа зарегистрированных религиозных организаций. В большинстве епархий — особенно в Центральной России — эта доля превышает 70 %. Но, например, в Карелии протестантских общин больше, чем православных. Мордовия, где проживает довольно много мусульман, занимает второе место среди регионов по доле приходов Русской Православной Церкви, уступая лишь Рязанской области. Где-то повышена доля католических приходов, где-то — сектантских организаций. Почему так происходит? Карта поможет ответить на подобные вопросы, определить приоритетные миссионерские направления.

Беседовал А. Горобец

Патриархия.ru