Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Грани вмешательства. Ювенальная юстиция: позиция Церкви.

Грани вмешательства. Ювенальная юстиция: позиция Церкви.
Версия для печати
7 июня 2010 г. 13:24

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин рассказал журналу «Фома» о позиции Церкви в отношении ювенальной юстиции.

Уже много лет родители и педагоги, в том числе православные христиане, выражают опасения по поводу чрезмерного вмешательства чиновников и судей во внутреннюю жизнь семьи. Протесты возникли без какого-либо указания сверху. А Церковь участвует в обсуждении всех вопросов, которые волнуют людей. При этом надо учесть, что Церковь — это не только иерархи и священнослужители, но и весь верующий православный народ. Кроме того, надо сказать, что речь сегодня идет не только и не столько о полномасштабной системе ювенальной юстиции — ее, скорее всего, у нас не будет, — сколько о менее заметных мерах, правовых и административных, которые могут привести к тому, что государственные органы начнут вмешиваться в мировоззренческую жизнь семьи: в методы воспитания детей, в вопрос о том, могут ли родители побуждать детей выполнять те или иные обязанности по дому, придерживаться определенных правил общения с противоположным полом, воздерживаться от просмотра тех или иных фильмов или передач. Наконец, неизбежно встает вопрос о возможности физического ограждения малолетних детей от поступков, которые могут принести им вред.

Возможно, все это стоит подробно прописать в законодательстве, но серьезнейшей угрозой для целостности семей станет такое положение дел, при котором суды, органы опеки или правоохранительные учреждения смогут отнимать детей на основании столь расплывчатых или необъективных критериев, как «развитие ребенка», «ненадлежащее воспитание» или «психологическое насилие».

Кроме того, есть еще один очень важный момент: необходимо, чтобы любые законопроекты и административные меры, которые предполагаются в этой сфере, были представлены на широкое обсуждение среди педагогов, родителей, ученых, духовенства, представителей правоохранительных органов. В обсуждении вопросов, которые касаются семьи, не может быть никакой секретности.

Среди православных христиан я знаю очень немного сторонников введения ювенальной юстиции — всего несколько человек. И подчас можно говорить о незнании ими сути проблемы. Если понимать под ювенальной юстицией только более гуманное отношение судов к малолетним правонарушителям, то против такого отношения вряд ли кто-то будет возражать. Но практика ювенальной юстиции в странах Запада показывает, что сводить эту проблему исключительно к гуманному отношению к юным преступникам — значит просто вводить людей в заблуждение. Если создаются суды, которые рассматривают все дела, где хотя бы одной стороной являются несовершеннолетние, то у этих судов сразу же появляется огромное поле для деятельности и они неизбежно начинают рассматривать любые конфликты в семьях, где есть дети.

Вслед за этим возникает система, стимулирующая детей подавать в суд на собственных родителей, то есть, по сути, система доносительства. И в результате фактически появляется параллельная структура власти в стране, подчиняющаяся только самой себе. Так что говорить о системе ювенальной юстиции как о системе, работающей исключительно с малолетними преступниками, — некорректно. Ювенальная юстиция по определению получает гораздо больше полномочий. И этого, по-моему, совершенно не понимают те, кто пытается описывать данную ситуацию как не вызывающую беспокойства.

Подготовила Мария Ермаченко

Фома.ru/Патриархия.ru

Материалы по теме

Представители Церкви приняли участие в общественных слушаниях по проекту Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей

В Святой Земле поддержали акцию журнала «Фома» #молимсязаврачей

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

Митрополит Калужский и Боровский Климент принял участие в XIХ Международном кинофестивале семейных и детских фильмов «В кругу семьи»

Более 200 тысяч человек более чем в 100 городах России приняли участие во Всероссийском параде семьи

В Коневском монастыре открылся III Христианский молодежный форум ХМКК

Синодальный отдел по церковной благотворительности выступил с инициативой системно обеспечить совместный отдых для многодетных семей

Другие статьи

Из Волгодонска передали помощь для богадельни и детей в Луганской епархии. Информационная сводка о помощи беженцам (от 11 июля 2024 года)

Служба «Милосердие Казань» оказывает адресную помощь беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 июля 2024 года)

В Сергиево-Посадской епархии проходит сбор помощи беженцам и пострадавшим в зоне конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 июля 2024 года)

Епископ Балашихинский Николай передал центру экстренной помощи в Луганске реанимационный автомобиль. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 июля 2024 года)

В Тверской епархии проходит сбор помощи для социальных и медицинских учреждений Донбасса. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 июля 2024 года)

Церковный штаб помощи беженцам в Москве направил детей в оздоровительный лагерь. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 июля 2024 года)

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (от 3 июля 2024 года)

Сестры милосердия Белгорода доставили помощь беженцам из Харьковской области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 июня — 1 июля 2024 года)

В зону конфликта передали помощь из Самарской митрополии. Информационная сводка о помощи беженцам (от 28 июня 2024 года)

Из Екатеринбургской, Орловской и Московской епархий передали помощь на Донбасс. Информационная сводка о помощи беженцам (от 27 июня 2024 года)