27 июня 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Царское Село, где возглавил чин великого освящения собора святой великомученицы Екатерины и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Владимир! Уважаемая Валентина Ивановна! Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Для меня большая радость совершить сегодня вместе с вами освящение храма святой Екатерины в Царском Селе. В истории этого храма отразились трагические события, которые произошли в истории нашего народа и нашей страны. Никакие идеалы, даже самые высокие, которые провозглашает человек, не могут оплачиваться бездной человеческого страдания. Мы, наверное, одна из немногих наций, которая знает это не только по книгам, не только в связи с размышлениями выдающихся философов и историков, а на собственном трагическом опыте. Всякое стремление к человеческому счастью, всякое стремление утвердить благополучие человека, если это стремление реализуется неправдой, кровью, страданием, — оно не от Бога. Дьявол есть отец лжи, как говорит слово Божие, а потому он употребляет лживые слова и обманывает людей. Те, кто поддерживает темную силу, с легкостью используют святые слова «любовь», «счастье», «благополучие», «свобода», «равенство», «братство» — замечательные слова, которые характеризуют богатство внутренней духовной жизни человека. Вот почему народ наш и откликнулся на призывы, которые лживо обратили к нему те, кто затем в бездне страданий и в страшных муках испытал веру нашего народа, в том числе его приверженность к самым высоким идеалам. Путь лжи — это путь диавольский, а человек, который исполняет волю диавола, — это человек бесноватый.
Сегодня мы слышали Евангелие от Матфея, где говорится о том, как Господь исцелил двух бесноватых, страшных, одержимых людей (Мф. 8:28 — 9:1). Они были настолько асоциальны, они были настолько опасны, что не могли находиться в человеческом обществе и жили где-то в пещерах. Люди боялись встретиться с этими бесноватыми — они обладали невероятной силой и, даже когда их заковывали в цепи, они рвали эти цепи. Но то были не душевнобольные люди, которых можно вылечить медикаментами, — то были люди, находившиеся во власти диавола. И Господь изгоняет бесов из этих двух бесноватых и направляет их в стадо свиней, и стадо с крутизны бросается в море и погибает.
Когда люди начинают служить диаволу, они становятся бесноватыми, они совершают безумные поступки, которые невозможно ни оправдать, ни понять с точки зрения логики. И в самом деле, зачем нужно было взрывать храмы? Да, можно было провозгласить атеизм в качестве общественного идеала, но зачем нужно было уничтожать иконы, зачем нужно было взрывать величайшие произведения искусства, осквернять те места, где люди, не совершая ничего дурного, молились о том, чтобы мир становился лучше, чтобы из него уходила злоба, конфликты, чтобы в человеческих отношениях было больше света и счастья? Никаким разумом и никакой логикой объяснить эти поступки невозможно.
Выдающийся русский архитектор Тон, построивший Московский Кремлевский дворец, Петербургский и Московский вокзалы, построивший, наконец, величественный Храм Христа Спасителя, — еще до того, как он заложил в Москве камень этой общенациональной святыни, возвел здесь, на этом месте, дивный по красоте храм святой Екатерины. Зачем нужно было его взрывать? Безумие, бесноватость. Когда мы взираем в прошлое, то, мысленно недоумевая, сами себе говорим: «Конечно, в наше время все это невозможно — это же вандализм, это преступление против людей, против культуры; вне зависимости от отношения тех людей к идее Бога, сами эти поступки были преступными поступками»…
Нам только кажется, что бесноватость — это удел прошлого. Нам только кажется, что те, из кого Господь изгнал бесов, являются уделом прошлого. Мы должны помнить, что когда мы нарушаем Божий закон, когда мы вступаем на путь лжи и зла, когда мы сознательно вредим нашим ближним, — мы идем по пути диавольскому, становимся бесноватыми. А все остальное вторично. Один разрушает храмы, другой разрушает семьи, третий разрушает свою собственную личность, четвертый растлевает детей, а пятый, имея доступ к средствам массовой информации, растлевает народ. И какая же разница между теми, кто растлевает народ, и теми, кто разрушал храмы? Да никакой разницы нет. Есть два образа жизни и два пути: путь жизни и путь смерти, как говорит Господь в слове Своем. Путь в соответствии с Божиим законом и Божиим предначертанием, и путь, по которому людей ведет диавол.
И сегодня, освящая эту из небытия возрожденную святыню, мы радуемся тому, что происходит в народе нашем. Разуемся тому, что понимание важности возрождения духовной жизни становится уделом не только отдельных интеллектуалов, философов, писателей, богословов. Это понимание входит в сознание нашей элиты — и экономической, и политической; это понимание пронизывает сегодня нашу национальную жизнь.
Некоторые люди, не верующие в возрождение России, говорят: «Подождите, когда вы все станете богатыми, вы станете такими же неверующими, как богатые, живущие в других странах. Вы не станете больше строить храмы, у вас отпадет нужда возводить святыни. Все это еще ждет вас впереди». На это мы отвечаем: А кто сегодня больше всего жертвует на строительство храмов? — Богатые люди. И не от жира, не от излишка своего, а от сознания того, что там, где храм — там спасение. Я знаю людей, которые, построив храм на собственные деньги и думая, что этот поступок поможет им еще лучше развивать свой бизнес, теряли деньги. Приходили и спрашивали: «За что это мне? Я ведь храм построил». И непросто было этим людям понять, что необязательно строительство храма должно привести к увеличению банковского счета. Необязательно следствием строительства храма должно стать увеличение недвижимости или иной собственности. Бог особым образом проявляет милость к тем, кто отдает Ему свою жизнь, свои средства, свои силы. Но я не знал и не видел ни одного человека, который, построив храм, сказал бы, что сделал ошибку — потому что возведение храма было самым главным делом его жизни.
Дай Бог, чтобы страна наша никогда не пошла по тому пути, о котором предвозвещают лжепророки. Дай Бог, чтобы все: и богатые, и бедные, и люди среднего класса — могли ясно понимать, что есть два пути в жизни — путь Божественный и путь диавольский. Путь диавольский ведет к разрушению, к смерти — к разрушению святынь, к уничтожению красоты человеческой жизни, к разрушению человеческой жизни. А Божественный путь ведет к богатству — духовному богатству, которое очень часто, сочетаясь с земным, материальным достатком, являет миру замечательные примеры жертвенности, доброты и искреннего служения Богу и человеку.
Я бы хотел от всего сердца поблагодарить всех тех, кто принимал политическое решение о воссоздании этого храма; тех, кто жертвовал свои деньги; тех, кто организовал всю эту важную работу. Когда год назад Валентина Ивановна сказала мне о том, что в конце июня Царское Село будет праздновать свое 300-летие и будет освящаться этот храм, я принял твердое решение, как бы это ни было трудно с точки зрения моего рабочего календаря, в этот день быть вместе с вами. И радуюсь тому, что так и произошло, потому что это действительно историческое событие огромной важности — на месте поругания, бесчинства, варварства, разбоя мы обрели такую дивную красоту.
Мы вспомнили имена тех, кто построил этот храм, мы вспомнили имя отца Иоанна Кочурова, первого нашего священномученика, что в ноябрьские дни 1917 года был первым умерщвлен за веру — здесь, на царскосельской земле, и именно в стенах сего храма он был похоронен. Знаю, что останки его были обретены, и радуюсь этому. Мы вспоминаем и государей, что благословили и поддержали строительство, — государя императора Николая I и последующих царей, которые содействовали созиданию духовной красоты Царского Села. Мы вспоминаем замечательного архитектора Тона, чьи эстетические замыслы были воплощены в этом прекрасном храме. И, конечно, сегодня мы воздаем дань нашего уважения и признательности тем, кто воссоздал этот храм.
<…>
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси