Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь
Версия для печати
2 июля 2010 г. 10:00

Старицкий Свято-Успенский монастырь, один из древнейших монастырей Тверской епархии, расположен на правом берегу Волги, в так называемой Московской части г. Старица, немного выше устья реки Верхняя Старица, впадающей в Волгу с противоположной от монастыря стороны.

Корни Старицкой Свято-Успенской обители лежат в Киево-Печерской лавре. В помяннике Успенского монастыря записано: «...в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним».

Старицкая обитель была основана не на том месте, где располагается ныне (почти на самом берегу реки Волги), а выше — в глухом лесу, где два инока поставили для себя келию. Постепенно число братии умножалось, место вокруг иноков обживали и другие монахи. Так образовался монастырь, а вокруг монастыря — селение. Также при Трифоне и Никандре была построена небольшая деревянная церковь.

В 1127 г. скончался Трифон, а спустя 26 лет, в 1153 г., скончался второй основатель Успенской обители — инок Никандр.

Память о первых иноках была увековечена в построенном при иноке Феодорите храме «в честь Успения Божией Матери, да похвалы Пресвятые Богородицы». Храм был построен за один год. При его освящении в 1165 г. присутствовал великий князь Суздальский Андрей Боголюбский.

С конца XII века обитель стала управляться игуменами.

XVI век вписал особую страницу в историю Старицкого Свято-Успенского монастыря. И связана она, в первую очередь, с деятельностью старицких князей — одного из знатнейших русских родов, потомков Рюриковичей.

В 1504 году по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III Старица была отписана его младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. Именно князю Андрею Ивановичу Старицкий монастырь обязан своим возрождением. Он перенес монастырь на новое место — ближе к Волге. На другой стороне реки, как раз напротив монастыря, на высоком городище находился кремль с княжеской резиденцией.

Но наиболее ярко строительная активность старицкого князя реализовалась в создании ансамбля Успенского монастыря, получившего в итоге каменные стены, собор, колокольню, надвратную церковь и ряд каменных палат. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор — оригинальный памятник русского зодчества, возведенный в 1530-е годы. Его сходство с Успенским собором Московского Кремля очевидно. Не случайно этот факт воспринимался в то время многими как вызов князя своим державным родственникам в столице.

XVI век — не только время строительства интереснейших архитектурных сооружений монастыря. Это и время великих подвижников Русской Православной Церкви, жизнь и духовный подвиг которых связаны со Старицкой обителью: первого Патриарха Иова, архимандрита Германа (впоследствии архиепископа Казанского) и архимандрита Дионисия (позднее — настоятель Троице-Сергиевой лавры, благословивший русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 году). История распорядилась так, что в бытность служения Германа архимандритом Старицкого Успенского монастыря в обитель был принят мальчик, который в дальнейшем станет одним из великих угодников Божиих, — святитель Иов, первый Патриарх Московский. А в 1605 г. Дионисий, в то время архимандрит Успенского мужского монастыря в Старице, принимал сосланного в свою родную обитель неугодного Самозванцу Патриарха.

Представление о состоянии Успенского монастыря в начале XVII века, при архимандрите Дионисии, дает опись 1607 г., сохранившаяся в подлиннике. Согласно описи, в монастыре «иеромонахов и иеродьяконов было 73; послушников 32 человека; слуг монастырских 43». Церквей в обители было три: соборная во имя Успения Божией Матери, с приделом Похвалы Богородицы; трапезная — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и надвратная — во имя священномученика Василия Анкирского. Колокольня была деревянная, «на ней четыре колокола, а в особом чулане часы боевые, а при колокольне на столбах висел большой колокол благовестник в 100 пудов». Вокруг монастыря была каменная ограда.

События смуты начала XVII века не обошли стороной и Старицкую обитель. В 1609 г. войско Лжедмитрия II подошло к Старице. Малочисленные защитники были истреблены, а город и монастырь сожжены и разграблены.

Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон монастырю, после которого он так и не смог восстановить свой былой облик и славу. Из грамоты царя Михаила Федоровича от 1617 г. явствует, что казна монастыря, царские грамоты и другие крепостные акты были отобраны поляками. Монастырские постройки еще долгое время оставались заброшенными.

В 1681 г. страшный пожар довершил разрушения, причиненные захватчиками. Сгорели братские деревянные кельи, житницы, деревянная колокольня и надвратная церковь во имя Василия Анкирского. На ее месте 1694 г. была сооружена каменная церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова. В целом конец XVII века стал этапом больших строительных работ в монастыре, когда восстанавливались поврежденные здания и строились новые.

Петровское время, негативно сказавшееся на всей церковной жизни России, не обошло и Старицкую обитель. Петровские реформы привели к постепенному запустению монастыря.

В 1730-е гг., в период правления Анны Иоанновны, в монастыре стали размещать на жительство отставных военных (в основном инвалидов).

В конце 30-х гг. XVIII века в Старицком Успенском монастыре открылось духовное правление. Оно находилось в ведении настоятеля обители Тарасия, который управлял монастырем более 30 лет.

В 1750 г. было завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а в 1760-е гг. обновлен Успенский собор. Тогда же трапезная была перестроена в теплый храм, были перестроен братский корпус, возведен мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева.

Начало правления Екатерины II ознаменовалось целым рядом реформ, одна из которых предполагала изъятие у монастырей вотчин и введение нового «штатного положения». Согласно новому штатному расписанию Старицкий Успенский монастырь был отнесен к третьему классу, а его настоятели получили сан игумена (архимандриты полагались только в монастырях первого и второго классов). Обители разрешалось иметь 12 человек братии и 9 служителей. Крестьяне (2 888 мужчин), а также земельные угодья со скотом и все хлебные запасы передавались в ведомство Коллегии экономии.

Игуменами настоятели Успенского монастыря оставались до 1798 г., когда по Высочайшему повелению обители было разрешено «для благолепия церковной службы, посвящать монастырских настоятелей, вместо игуменов, в сан архимандрита».

В 1809 г. в Старицком монастыре было открыто духовное училище, первым смотрителем которого стал архимандрит Серафим.

В тяжелое для всей России время 1812 года от всех сословий, в том числе и от духовных учреждений, поступали пожертвования в пользу государства. Новый архимандрит обители Иоасаф «пожертвовал на военные надобности лично от себя 100 рублей, а от монастыря серебра 1 ф. 77 1/2 золотников».

В 1819 г. в обители был построен еще один каменный храм, инициатором создания и жертвователем которого стал генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора. Нижний этаж храма был превращен в фамильную усыпальницу Тутолминых. В архитектуре Троицкого храма отчетливо проявился творческий стиль старицкого зодчего Матвея Чернятина.

20 августа 1824 г. в истории Старицкого Успенского монастыря произошло значительное событие: в городе Старице и обители побывал император Александр I. Встреча была торжественной, при большом стечении местного населения и клира. В Успенском соборе был совершен молебен, который император, будучи глубоко верующим человеком, отстоял, преклонив колени.

В середине XIX века в обители было построено новое здание Духовного правления, автором которого стал Матвей Чернятин. Архитектор нашел простое решение: построить новое здание в монастырской стене с южной стороны. Позднее в здание Духовного правления было переведено монастырское духовное училище.

В 1898 г. была произведена настенная роспись в Троицкой церкви.

Первое десятилетие XX в. ознаменовалось для истории Старицкого Свято-Успенского монастыря двумя важнейшими событиями: празднованием 300-летия со дня преставления первого Патриарха Российского и 800-летним юбилеем обители.

19 июня 1907 г. архиепископ Тверской и Кашинский Алексий при многочисленном стечении духовенства и народа возглавил всенощное бдение. На следующий день были совершены заупокойная Литургия и торжественная панихида на месте погребения Патриарха Иова.

После октября 1917 г. монашеская жизнь в обители продолжалась недолго. Новая власть закрыла Свято-Успенский монастырь. В истории древней обители наступил долгий период забвения, продлившийся 80 лет.

Великая Отечественная также оставила свой разрушительный след в истории монастыря. Фашисты вошли в Старицу 12 октября 1941 г. и оставались здесь более двух с половиной месяцев. Драматические события произошли в Успенском монастыре: во Введенской церкви фашисты заморозили 78 пленных красноармейцев. Советскими войсками город был освобожден в новогоднюю ночь 1 января 1942 г. Почти все постройки монастыря оказались в полуразрушенном состоянии.

Решение о восстановлении памятников архитектуры Старицкого монастыря было принято еще до окончания войны. В 1944-45 гг. начались проектные, а в дальнейшем и ремонтно-восстановительные работы. Основные постройки монастыря были законсервированы для их последующей реставрации. Однако в советское время монастырь оставался исключительно светским заведением.

В конце XX столетия начался новый этап в истории россиян к духовному обновлению своей жизни. Русская Православная Церковь отметила выдающуюся историческую дату — 1000-летие Крещения Руси. А юбилейное празднование 400-летия со времени учреждения Патриаршества, состоявшееся в 1989 г., ознаменовалось всероссийским прославлением и почитанием первого русского Патриарха святителя Иова в лике святых.

18 апреля 1997 г. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 12 октября 2007 г. (журнал № 105) наместником Успенского мужского монастыря г. Старица был назначен казначей Нило-Столобенской пустыни, член Епархиального совета Тверской епархии игумен Димитрий (Севостьянов).

Огромный вклад в восстановление монастыря внес, основанный в 2001 г., Благотворительный фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря (председатель — В.Б. Христенко).

В 2009 году начался заключительный этап восстановления и реконструкции монастыря.

Старицкий Свято-Успенский монастырь
Адрес: 171361, Тверская обл., г. Старица, ул. Пушкина, д. 1.
Наместник монастыря: игумен Димитрий (Севостьянов)
Телефон/факс: 8 (48-263) 2-36-35

Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству освятил храм преподобного Силуана Афонского на подворье Зачатьевского монастыря в Барвихе

В день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском монастыре г. Москвы

Состоялся паломнический визит делегации монашествующих Русской Православной Церкви в Египет

Патриаршее служение в день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов в Донском монастыре г. Москвы. Хиротония архимандрита Николая (Пашкова) во епископа Георгиевского и Прасковейского

В день памяти святителя Иова Московского председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

415-летие со дня преставления святителя Иова отметили в Успенском Старицком монастыре

Патриаршее служение в Крестопоклонную Неделю. Освящение храма святителя Иова, Патриарха Московского, в российской столице

В Неделю Крестопоклонную Предстоятель Русской Церкви освятил храм в честь святителя Иова, Патриарха Московского, в российской столице

Все материалы с ключевыми словами