Архиепископ Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 г. в с. Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии. Его отец и дед были священниками. В семье отца будущего святителя было семь сыновей и две дочери.
По окончании Нижегородской духовной семинарии И.В. Успенский поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1896 г. В августе следующего года он был пострижен в монашество с наречением имени Фаддей и рукоположен во иеродиакона.
21 сентября 1897 г. отец Фаддей был рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем в Смоленскую духовную семинарию. В 1890 г. его перевели в Уфимскую семинарию, где за диссертацию «Единство книги пророка Исаии» он получил степень магистра богословия. В 1902 г. отца Фаддея назначили инспектором, а затем ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита. Через год он становится ректором Олонецкой духовной семинарии.
В 1902 г. вышла в свет работа архимандрита Фаддея «Записки по дидактике», ставшая классическим трудом по духовной педагогике. В 1908 г. он написал большое исследование «Иегова», за которое ему была присуждена степень доктора богословия.
21 декабря 1908 г. архимандрит Фаддей был хиротонисан во епископа Владимир-Волынского, викария Волынской епархии.
В 1916 г. епископ Фаддей получил временное назначение на Владикавказско-Моздокскую кафедру в помощь тяжело болевшему епископу Антонину (Грановскому). Это послушание длилось до января 1917 г., когда во Владикавказ был направлен новый архиерей.
В 1919 г. епископ Фаддей был назначен правящим архиереем Волынской епархии, ввергнутой в ужасы оккупации, междоусобицы и разрушения. В это трудное время он духовно окормлял и поддерживал свою многотысячную паству.
После установления на Украине советской власти епископ Фаддей был арестован. 25 февраля 1922 г. Всеукраинская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВУЧК) приняла постановление о высылке святителя с Волыни «с правом жительства только в одной из центральных северных губерний РСФСР и Западной Сибири со взятием подписки о регистрации в органах ЧК».
9 марта 1922 г. епископ Фаддей был освобожден из Харьковской тюрьмы и выехал в Москву, где встретился со Святейшим Патриархом Тихоном и обратился к нему с прошением об определении на кафедру в один из волжских городов.
В 1922 г. владыка Фаддей был возведен в сан архиепископа с назначением на Астраханскую кафедру. В сентябре того же года по обвинению в распространении посланий митрополита Агафангела и враждебном отношении к советской власти архиепископ Фаддей был подвергнут административной высылке сроком на один год в пределы Зырянской области. Находясь во время следствия в тюрьме, архиепископ Фаддей и митрополит Кирилл (Смирнов) составили ответы на насущные для православных вопросы, касающиеся обновленцев.
В ссылке владыка поселился вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым), архиепископом Феофилом (Богоявленским), епископами Николаем (Ярушевичем), Василием (Преображенским) и Афанасием (Сахаровым).
После окончания ссылки летом 1923 г. архиепископ Фаддей выехал в Волоколамск; служить в это время он ездил в московские храмы.
20 декабря 1923 г. владыка направился в Астрахань. В этом городе святитель произнес более трехсот проповедей и поучений, не считая многочисленных бесед после акафистов, когда он разъяснял Священное Писание. Записи речей он не хранил, обычно их брал ключарь протоиерей Д. Стефановский или переписчицы. Снимая с них копии, они передавали тексты многочисленным почитателям владыки.
Нравственное влияние архиепископа Фаддея на паству было огромным. В домах многих верующих хранились фотографии владыки Фаддея.
В 1926 г. после ареста заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в его обязанности временно вступил архиепископ Иосиф (Петровых). 8 декабря того же года он назначил трех преемников на случай своего ареста, одним из которых был владыка Фаддей. В середине декабря, после ареста владыки Иосифа, архиепископ Фаддей направился в Москву, чтобы приступить ко временному управлению Церковью, но в пути был задержан и выслан в г. Кузнецк Саратовской области, покидать который ему было запрещено до марта 1928 г. Митрополит Сергий (Страгородский), освобожденный к тому времени из тюрьмы, назначил его архиепископом Саратовским.
В ноябре 1928 г. архиепископ Фаддей был направлен совершать архипастырское служение в Тверь. Каждую среду владыка читал акафист св. Михаилу Тверскому и проводил беседу с верующими.
29 сентября 1936 г. власти лишили святителя регистрации и запретили ему служить, но он продолжал совершать службы в храме за Волгой.
В декабре 1936 г. митрополит Сергий назначил на Тверскую кафедру архиепископа Никифора (Никольского). Однако уважение к архиепископу Фаддею было столь велико, что духовенство епархии по-прежнему сносилось с ним как с правящим архиереем.
20 декабря 1937 г. архиепископ Фаддей был арестован, а через десять дней приговорен к расстрелу. Святитель был казнен 31 декабря того же года.
26 октября 1993 г. были обретены честные останки архипастыря-мученика, находящиеся ныне в Вознесенском соборе г. Твери.
Еще до официальной канонизации отмечалось особое почитание святителя Фаддея верующими в Тверской и Астраханской епархиях. В 1997 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых как новомученик.
По материалам сайта Православие.ru
Патриархия.ru