По благословению Святейшего Патриарха Кирилла председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин ответил на обращения об опасности введения системы ювенальной юстиции.
Авторам обращений об опасности введения системы ювенальной юстиции были направлены ответы следующего содержания:
На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступают обращения с выражением озабоченности возможным утверждением в Российской Федерации системы ювенальной юстиции западного образца.
Ювенальная юстиция — это особая система правосудия, действующая в тех случаях, когда одной из сторон процесса является несовершеннолетний. Номинальной функцией современной ювенальной юстиции является предупреждение и устранение нарушений прав ребенка в семье и обществе. Впрочем, развитие этого института все больше приводит к тому, что по первому «сигналу» относительно действительного или мнимого нарушения прав ребенка (такой сигнал может дать сам ребенок, соседи или просто случайные люди) его отбирают у родителей и отправляют в социальные учреждения или патронатные семьи. Бывают случаи, когда от малообеспеченного родителя требуют выделения средств ребенку на «карманные расходы», а заслуженное физическое наказание может обернуться для родителей лишением свободы. В России и в ряде стран СНГ западная система ювенальной юстиции относится к спорной области права, имеет немало противников.
Русская Православная Церковь разделяет озабоченность людей, которые опасаются создания фактически неподконтрольного другим органам власти и обществу института с обширными полномочиями и возможностью безапелляционного вмешательства во внутренние дела любой семьи, имеющей детей.
В результате доведения церковной позиции по данному вопросу до представителей власти, действий и выступлений общественности, активной и бескомпромиссной позиции, занятой православными верующими, а также последователями других традиционных религий, перспектива утверждения в Российской Федерации полномасштабной системы ювенальной юстиции в настоящее время представляется неактуальной.
Тем не менее, сохраняются реальные опасности, связанные с детской беспризорностью, тяжелым положением детей и подростков в детских домах, в местах лишения свободы, стремительным ростом сексуальных преступлений против детей, насилием в подростковой и детской среде, вовлечением молодежи в преступность, слабой юридической и общественной защищенностью института семьи.
Родителям, учителям и всем, кто неравнодушен к будущему детей, предстоит еще многое сделать ради отстаивания и утверждения в обществе традиционных семейных ценностей, защиты прав ребенка от злоупотреблений и равнодушия, созидания гармоничного общественного устройства.
К сожалению, остается актуальной опасность продвижения сторонниками ювенальной юстиции правовых норм, соответствующих их взглядам, в закамуфлированном виде, через принятие подзаконных актов и инструкций, а также через внедрение в законодательство расплывчатых положений, которые позволяют трактовать их по-разному и создают широкое пространство для коррупции и произвола государственных служащих.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на открытии проходившего 25-26 мая 2010 года в Москве XIV Всемирного русского народного собора, заметил: «Никто не должен решать за родителей, какого мировоззрения должны придерживаться дети, каков должен быть их образ жизни — должны ли они, к примеру, соблюдать пост, исполнять обязанности по дому, придерживаться определенных норм в общении с противоположным полом, а до определенного возраста — физически ограждаться от опасных и вредных поступков. Убежден, что поднятый вопрос должен стать предметом широкой общественной дискуссии. Родители, педагоги, медики, политики, сотрудники правоохранительных органов, представители традиционных религий должны вместе и публично решать, какие меры необходимо принимать для защиты детей и где должны пролегать границы государственного вмешательства в жизнь семьи. Призываю каждого из вас потрудиться на своем месте ради защиты детей и сбережения семьи».
В принятой Собором Резолюции говорится: «В ситуации, когда возможен выбор между преодолением семейных конфликтов на судебной или на духовно-нравственной основе, можно и нужно уберечь семью от вмешательства государственных или судебных инстанций. Общины верующих всегда были средой, в которой сглаживались семейные конфликты, гарантировалась защищенность детей, преодолевались последствия сиротства и беспризорности. Сегодня реабилитационные центры, приюты, центры психологической поддержки, созданные Русской Православной Церковью и другими традиционными религиозными общинами России, успешно решают вопросы воспитания сирот, реабилитации малолетних преступников, обращения на путь ответственной жизни «трудных» детей или проблемных родителей. Именно этот опыт является сегодня той самой альтернативой, которая должна быть учтена нашим обществом при обсуждении темы ювенальной юстиции и границ вмешательства государства в жизнь семьи».
Собор поддержал позицию Объединенного общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности, согласно которой формирование разветвленной сети родительских объединений, в том числе епархиальных и приходских, позволит оказывать конкретную помощь нуждающимся или проблемным семьям, брать их на поруки. Вместо того чтобы карать и отнимать, таким семьям нужно помогать, как это всегда было на Руси.
Искренне желаю помощи Божией всем трудящимся на благо людей и ради процветания нашего Отечества.
С уважением
Председатель
Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества
протоиерей Всеволод Чаплин