9 июля 2010 года после Божественной литургии в храме на Игуменском кладбище Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Спасо-Преображенский собор обители. В нижнем храме собора, освященном в честь святых Сергия и Германа Валаамских, Святейший Владыка обратился к монастырской братии с Первосвятительским словом.
Ваше Преосвященство, владыка Панкратий! Дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры!
Я радуюсь возможности вновь вступить на святую землю Валаама — Северной Фиваиды, прославленного в истории монастыря Церкви Русской. Всякий раз, когда приближаешься к Валааму, в памяти возникают замечательные слова: «О чудный остров Валаам…». Действительно дивный, чудный остров: словно выходя из ладожской воды, он соединяется с северным небом, являя собой дивную божественную красоту.
Именно в этом месте чудотворцы Валаамские Сергий и Герман основали обитель. В месте суровом, в ту пору отдаленном от всех коммуникаций и центров, можно сказать, на краю света. Основали для того, чтобы быть перед лицом Божиим, чтобы ничто человеческое не отвлекало иноков от погружения в молитву и созерцание.
Сегодня в мире нет такого места, которое может быть изолировано от внешнего мира. Все средства связи, включая мобильные телефоны, преодолевают любые расстояния, и, собственно говоря, пустыню — то, что искали древние, — сейчас на земле обрести очень тяжело. Но что это означает? Означает ли это, что иссякли условия для спасительных подвигов? Совсем нет. В любой момент истории внешние условия меняются: люди ездили на лошадях — теперь ездят на автомобилях; люди посылали письма с почтовыми голубями, а теперь нажимают на кнопку мобильного телефона. Все это относится к второстепенной стороне человеческой жизни. А Церковь несет в себе такую силу, которая способна помочь каждому спасать душу и обретать пустыню даже в гуще современного города. Все зависит от самого человека, от того, насколько серьезно он принимает слова Спасителя. Каждый инок по опыту своему знает, что даже в скиту бывает суета, не говоря уже о крупных монастырях.
Везде, где бы мы ни были, соединение со Христом требует от нас огромного напряжения сил. Но в ответ на это Господь дает Свою благодать, дает нам удивительные прозрения, понимание очень многого, понимание смысла исторического процесса, понимание тайны борьбы добра со злом, понимание того, что есть истина. Именно в монашестве, через созерцание и молитву, через реальный духовный подвиг и обретается эта сила.
Почему мы говорим о том, что монашество — это сила Православия? Да именно потому, что там, где молитва, подвиг и самоотречение, там и являет Господь Свою Божественную силу. Я хотел бы пожелать всем вам, мои дорогие, стремиться в первую очередь к накоплению духовной силы.
У каждого есть свое послушание; у некоторых это послушание связано с общением с другими людьми — со светскими людьми, паломниками, туристами. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых», — сказал апостол Павел (1 Кор. 9, 22). Мы не можем отстраняться и не можем делать вид, что это не для нас. С каждым человеком мы должны общаться так, чтобы наш пример помогал им увидеть Христа. И даже если послушание часто отвлекает внимание от самого главного, не нужно предаваться унынию, отчаянию, как не следует и привыкать к обстоятельствам, которые тревожат совесть, но нужно сочетать молитву, подвиг и смиренное исполнение того послушания, которое возложено. Тогда и в гуще большого города, и среди толпы малоцерковных людей здесь, на Валааме, и в решении хозяйственных задач, и в решении даже каких-то местных политических вопросов, связанных с будущим Валаамского архипелага — находясь в центре обсуждения всех этих проблем, можно и нужно сохранять ту силу духа, которую обретает человек, отдавший себя Господу через обет послушания.
Пусть Господь всем вам помогает. Вы нужны Церкви Русской, как и без Церкви ни одна обитель не может существовать.
Россия всегда опиралась на опыт монашеских обителей, но не устояла перед соблазнами, и даже слава Валаамской обители, Оптиной пустыни и наших прославленных лавр не остановили народ от богоотступничества. Вот об этом тоже нужно задуматься. Что все это означало? Подвиги иссякли? Молитва ослабла? Или жизнь была неправедная? За что Господь наказал не либеральных безбожников и революционеров — за что Он обители наказал? Нет наказания без причины. А потому, пребывая в славе монастырской жизни, переживая радость осенения Святым Духом, всегда храните смиренномудрие, никогда не превозношайтесь над другими, никогда не считайте себя хранителями конечной истины. Во смирении простирайтесь пред Господом так, как вы простирались в момент иноческого пострига. Сердце чистое и сокрушенное Господь не уничижит.
И дай Бог, чтобы больше никогда не закрывались обители, чтобы никогда народ наш не отказывался от Бога. Но для этого и жизнь обители должна становиться иной. Вот это наше с вами историческое задание — стать монахами, обладающими духовной силой, способной удержать апостасию в XXI веке. Никакими нахмуренными бровями, никаким надвинутым на глаза клобуком, никаким аскетическим видом этого сделать нельзя — это можно сделать только любовью, смирением, сильнейшей молитвой.
Да поможет всем нам Господь, каждому на своем месте, идти таким путем, чтобы сохранить народ наш и веру православную. А через великий духовный исторический опыт России мы, по милости Божией, повлияем, быть может, и на весь мир. Мы ни от чего не должны отказываться, потому что Господь призвал нас быть солью земли и этого мира. Храни вас Господь.