Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Икона «Спас Елеазаровский»

Икона «Спас Елеазаровский»
Версия для печати
18 августа 2010 г. 18:40

Икона Спаса Вседержителя середины XIV века из собрания Псковского музея-заповедника — один из единичных сохранившихся древнейших памятников псковской иконописи и единственный в Псковском музее.

Научное исследование псковской иконописи как самобытной ветви древнерусского искусства началось в 1920-е годы, когда во многие древние города были отправлены комиссии-экспедиции по выявлению и учету памятников живописи. При плохой сохранности иконы вывозились на реставрацию в Государственные центральные реставрационные мастерские (ГЦРМ) в Москву. Такая комиссия работала в Пскове в 1926-1929 годах под руководством А.И. Анисимова. Известный реставратор, знаток и исследователь древнерусского искусства, А.И. Анисимов много сделал для сохранения и изучения памятников монументальной и станковой живописи в разных городах, в том числе в Пскове. Многие вывезенные в те годы уникальные иконы XIII-XV вв. были спасены от уничтожения и украшают теперь экспозицию Государственной Третьяковской галереи.

В одну из поездок внимание ученого привлекла  небольшая совершенно темная доска с плохо видимым изображением Спаса Вседержителя, хранящаяся в Псковском губернском музее. Икона поступила в губернский музей (скорее всего, в 1918 г.) из собора Трех святителей Спасо-Елеазаровского монастыря под Псковом — отсюда и название «Спас Елеазаровский», появившееся не ранее начала XX века. Древность иконы и ее великолепного оклада (правда, более позднего) была очевидна, поэтому решили срочно отправить ее в Москву. В сентябре 1927 г. икона поступила в ГЦРМ, где и находилась до конца 1928 г., после чего была возвращена в музей. С нее сняли олифу и слои поновлений XVIII и XVI веков.

Летом 1930 г. в докладе А.И. Анисимова «Памятники псковской живописи, раскрытые за последние годы» впервые прозвучала датировка иконы и ее оценка: «Интереснейшим памятником эпохи, переходной от домонгольского периода к стилю XIV в., является так называемый «Елеазаровский Спас»… Поясная фигура Спасителя с закрытым Евангелием изображена на красном фоне, обрамленном белыми полями. Живопись лика и одежд сильно пострадала, но и сохранившегося достаточно, чтобы понять, что псковский художник не копировал какой-либо образец, а свободно решал тему со стороны чисто художественной. Икона, видимо, издревле производила сильное впечатление и поэтому почиталась.

В XVI в. она была слегка стесана по краям и для выравнивания поверхности дополнена новою широкою рамой, давшею возможность наложить на поля нарядный чеканный оклад из золоченого серебра с дробницами, украшенными рисунками превосходной гравировки. На дробнице левого верхнего угла изображена «Троица» псковского перевода, т.е. с тремя ангелами, посаженными за столом прямолично и в одну линию. Живопись иконы была поновлена и закрыта богатым, по псковскому обычаю, сквозным финифтяным орнаментом, положенным на сплошную металлическую пластину».

История иконы, издревле почитавшейся как чудотворная, остается неясной. Согласно устному преданию, образ явился в ноябре 1352 г. после пожара ниже места сгоревшего храма «на дубу на берегу озерка». Пень от этого дуба позже был замурован в свод церкви, построенной на месте чуда. В течение нескольких веков икона пребывала в Великопустынском Спасо-Преображенском мужском монастыре (расположенном недалеко от Пскова и сейчас находящемся в руинах) и именовалась образом Спасителя из Великих Пустынь. Время возникновения монастыря в Великой Пустыни неизвестно, но, видимо, он существовал уже в XIV в. В 1766 г. обитель была упразднена, и чудотворный образ был передан в Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный в начале 1430-х годов преподобным Евфросином Псковским, в миру Елеазаром (ок. 1386-1481).

Небольшой размер образа (460х315) предполагает его келейное назначение. Иконография образа традиционна и относится к распространенному типу «Христос Вседержитель» — изображение Христа по пояс (реже до плеч), с благословляющей правой рукой и Евангелием в левой. В целом икона архаична и, как все подобные памятники, трудно поддается датировке (XIV-XV вв.). Из немногих известных на псковской земле чудотворных икон Спасителя единственная сохранившаяся до наших дней — Спас Великопустынский (Елеазаровский).

***

19 августа 2010 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе Псковского кремля.

После богослужения состоялась торжественная передача иконы XIV века «Спас Вседержитель» («Елеазаровский») из собрания Псковского музея-заповедника на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь. Чудотворный образ Святейшему Патриарху Кириллу передал вице-премьер РФ А.Д. Жуков.

Затем Святейший Патриарх Кирилл и сопровождающие его лица доставили святыню в Спасо-Елеазаровский монастырь. Икона была принесена в главный собор монастыря в честь Трех святителей.

Материалы по теме

Генерал армии Виктор Золотов передал Августовскую икону Божией Матери главному храму Росгвардии

Синодальная богослужебная комиссия рассмотрела окончательный вариант службы по случаю принесения иконы Святой Троицы в Троице-Сергиеву лавру

Состоялось заседание Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь

В Зачатьевском монастыре Москвы состоялось празднование в честь 25-летия перенесения образа Богоматери «Милостивая» в обитель и 25-летия возведения в сан игумении настоятельницы монастыря

Вышел в свет альбом, посвященный 95-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

В Государственном историческом музее прошла церемония гашения почтового блока, посвященного 500-летию Новодевичьего монастыря Москвы

Патриарший совет по культуре провел совещание епархиальных древлехранителей, архитекторов и представителей епархиальных отделов культуры

Херсонес таит в себе еще много загадок и открытий [Интервью]

Все материалы с ключевыми словами