Митрополит Калужский и Боровский Климент прокомментировал итоги научной экспедиции «Аляска-2010». По благословению владыки в проекте приняли участие клирики Калужской епархии священник Роман Глыбовский и протодиакон Сергий Комаров.
— Ваше Высокопреосвященство, как Вы оцениваете результаты экспедиции?
— Экспедиция прошла успешно. Привезено много полезной информации. Спустя почти 150 лет после продажи Аляски православная вера сохраняется среди ее жителей, люди берегут и ценят принесенную туда русскими миссионерами духовную культуру.
Прежде я бывал на Аляске, посещал, в основном, центральные города и селения на побережье и островах. Сейчас экспедиция посетила те места, где россиян не было продолжительное время. Долгие годы в XIX веке, почти до продажи Аляски, там служил сподвижник святителя Иннокентия (Вениаминова), уроженец одного из Алеутских островов (острова Атка) священник-креол Иаков Нецветов, который прославлен Православной Церковью в Америке в 1994 г. и почитается как просветитель народов Аляски. Затем в тех местах служили священники из России и местные уроженцы: креолы и эскимосы. После продажи Аляски США этот район посещали иерархи Русской Православной Церкви: святитель Тихон (Белавин), будучи епископом Алеутским и Северо-Американским, и епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский). После 1917 г. связь Аляски с Россией и Русской Православной Церковью была нарушена. И вот теперь эти труднодоступные территории впервые посещены русскими священниками, которые прошли теми путями, по которым ходили великие миссионеры Аляски.
Экспедиция посетила внутреннюю часть континентальной Аляски, бассейны рек Юкон и Кускоквим, побывала в селениях эскимосов юпик. Представители нашей епархии работали с письменными материалами, хранящимися в местных храмах, проводили фотосъемку, беседовали со священниками, членами причта, местными жителями. Они привезли большой материал для дальнейшей работы.
— Какова цель участия священнослужителей в данном проекте?
— Священнослужители, которые были в составе экспедиции, внесли серьезный вклад в научную работу. Они соприкоснулись с местной духовной культурой, увидели особенности церковной жизни, смогли оценить, как повлияла русская духовная культура на местных жителей, выявить, какие православные традиции они сохраняют до настоящего времени. Светские исследователи — участники экспедиции — не ставили перед собой такие задачи.
— Как Вы планируете использовать полученные материалы в Вашей научной работе?
— До отправления экспедиции мною были разработаны исследовательские задачи в форме вопросников. В каждом селении наши священнослужители их заполняли. В результате получился довольно богатый материал, который будет еще обрабатываться. Когда я работал над книгой «Православная Церковь на Аляске до 1917 г.», некоторые частные вопросы истории аляскинских миссий и приходов остались раскрыты не полностью, так как не были известны отдельные детали, факты, имена. Материал, который привезен этим летом с Аляски, должен в значительной степени восполнить такие пробелы. В этом смысле процесс изучения истории бесконечен.
Кроме того, экспедиция привезла богатый фотоматериал. Зафиксированы сохранившиеся строения того времени, в том числе и сохранившиеся храмы, отсняты предметы церковного употребления и богослужебные книги. Отсняты метрические книги, сделаны копии молитв, написанных рукой миссионеров того времени, записано пение за богослужением в селении Рашен-Мишен. Это главное селение в среднем течении реки Юкон — оно было центром русской миссии, своего рода колыбелью Православия внутриконтинентальной Аляски.
Все эти материалы лучше помогут понять значение миссионерского служения Русской Церкви в этом районе Аляски.
Калужская епархия/Патриархия.ru