Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Всеволод Чаплин. Опять «экуменическая угроза»?

Протоиерей Всеволод Чаплин. Опять «экуменическая угроза»?
Версия для печати
16 сентября 2010 г. 13:06

Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «НГ-религии».

Несколько молдавских священников, к которым присоединились поименованные и непоименованные миряне, выступили с до неприличия резким открытым письмом к Святейшему Патриарху Кириллу, в котором, повторяя трехлетней давности аргументацию бывшего епископа Диомида, призвали Предстоятеля Церкви к «покаянию». Вслед за этим письмом в Патриархию полетели другие послания — нередко написанные одним почерком, без обратного адреса, но с претенциозными фразами типа «мы, православный народ…».

Главная тема писем — «участие РПЦ МП в экуменическом движении заметно активизировалось». И, значит, скоро произойдет «создание единой Церкви, в нашем понимании — Церкви антихриста». Грамотностью, что церковной, что обычной, письма не отличаются. Вот хотя бы взять аббревиатуру «РПЦ МП». Ее обычно употребляют сторонники «альтернативного православия» — то есть те, кто считает, что Русских Православных Церквей у нас не одна, а штук десять как минимум, и одна другой «истинней». Но, даже рассуждая в такой логике, надо хотя бы прочесть церковный устав. Согласно нему, «Русская Православная Церковь» и «Московский Патриархат» — равнозначные взаимозаменяемые названия. То есть «РПЦ МП» — это вроде «России Российской Федерации».

Теперь об экуменизме. Логика все та же — безграмотно-маргинальная. В ней экуменизм — это вообще все межконфессиональные и межрелигиозные связи, особенно скандальные, вроде синкретического «православно-мусульманско-иудейско-кришнаитского шоу», устроенного на недавнем концерте группой Стаса Намина. Однако любой семинарист прекрасно осведомлен: так называемое экуменическое движение — это попытка сближения только христианских общин. В нем не участвуют ни мусульмане, ни иудеи, ни тем более кришнаиты. Институциональные органы этого движения — Всемирный совет Церквей (ВСЦ) и Конференция европейских Церквей (КЕЦ). Участие в работе последней Русская Церковь приостановила два года назад. Участие в ВСЦ вряд ли можно считать «активизировавшимся» — скорее наоборот. Термин «экуменизм» — вселенскость — мне, кстати, не нравится. Слишком он общий, да и о христианстве в нем ничего не говорится. Но если вы скажете на Западе, где этот термин родился, об экуменизме христианско-иудейском, вас просто не поймут.

Впрочем, контакты с другими конфессиями, члены которых именуют себя христианами, и с другими религиями у Православной Церкви есть и будут. Хотя бы потому, что с их последователями мы постоянно сталкиваемся и на лестничных клетках, и в коридорах власти, и в интеллектуально-публичной сфере. И на Западе, и на Востоке, и в России, и в Украине (может быть, в Молдове в меньшей степени). Конечно, мы всегда будем обсуждать вместе с этими людьми положение в мире и в отдельных странах.

Тем не менее я, как человек, который лет 15 участвовал в разных органах ВСЦ и КЕЦ, без всякого лукавства говорю: мы никогда не соглашались с идеей «равенства конфессий», а тем более с «теорией ветвей», говорящей о том, что все христианские общины одинаково питаются от одного корня. Нас там всегда считали вовсе не «предателями православия», а ультраконсерваторами. Ведь и покойные митрополит Никодим (Ротов), и Патриарх Алексий II, и нынешний Предстоятель Русской Церкви всегда говорили на межхристианских форумах, что единство православных и инославных достижимо лишь при условии, что последние вернутся к апостольской вере, которую сейчас исповедует Православная Церковь.

Именно от этого заявления пытаются «отмежеваться» авторы писем? То есть от того, что все, кто произносит в молитве имя Христа, должны воссоединиться в истинной Церкви? Или от слов о необходимости вернуться к настоящей, Богом данной нравственности, которые Святейший Патриарх Кирилл постоянно произносит на «встречах в верхах и всевозможных конференциях», так нелюбимых подписантами? Если так, то большинству нормальных православных христиан не по пути с этими людьми.

Православная Церковь считает именно себя хранительницей истины и не собирается вступать с кем-либо в «унию» без разбора вероучительных различий. Но она не может не быть Церковью, проповедующей любовь и живущей ею. Любовь ко всем, даже инаковерующим и неверующим. Надеюсь, это прекрасно понимают и те, кто составлял письма.

Вот только нет ли у них и побочного мотива? Не идет ли речь о священнослужителях, пытающихся, как не раз уже бывало, за счет ригоризма добиться «неприкасаемости»? Раньше это работало. Покритикуй Патриарха справа — и тебя побоятся тронуть, даже если жалуется твоя собственная паства. Но сейчас время другое. Те требования, которые предъявляют духовенству не только Предстоятель Церкви, но и сама жизнь, очень высоки. И оценивать тебя будут по соответствию именно им, а не по тому, насколько сильно ты напугал интернет-пользователей «правым расколом». Или «левым».

«НГ-религии», №16 (197), 15 сентября 2010 г.

Материалы по теме

Заявление Службы коммуникации ОВЦС в связи с принятием Собором епископов Украинской Греко-Католической Церкви «Экуменической концепции УГКЦ» [Документы]

В Сараево завершил свою работу межрелигиозный форум «Жизнь вместе — наше будущее»

Председатель Отдела внешних церковных связей принял участие в круглом столе в рамках встречи «Молитва о мире»

В Сараево открылся международный форум религиозных и общественных лидеров «Жизнь вместе — наше будущее»

Представители Церкви приняли участие в общественных слушаниях по проекту Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей

В Святой Земле поддержали акцию журнала «Фома» #молимсязаврачей

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

Другие статьи

Сочинская епархия направила 5 тонн мандаринов беженцам и пострадавшим мирным жителям зоны конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 9-23 декабря 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря

Джанкойская епархия доставила в Скадовскую епархию 3,5 тонны гуманитарной помощи для пострадавших мирных жителей. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 ноября — 8 декабря 2024 года)

О Синодальной богослужебной комиссии

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 14-30 ноября

Православная служба помощи «Милосердие-на-Дону» организовала доставку 16 000 литров питьевой воды в Горловку. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-27 ноября 2024 года)

Гуманитарный отдел Симферопольского районного благочиния передал гуманитарную помощь в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 12-19 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)