Утром 20 сентября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл на Сахалин. В аэропорту Южно-Сахалинска Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы журналистов.
— Сердечно приветствую представителей средств массовой информации. Хочу сказать, что с большим интересом вступаю на землю Сахалина. Это отдаленная российская земля и отдаленная епархия Русской Православной Церкви, но край замечательный по своей красоте и по своему потенциалу. Последние годы свидетельствуют о том, что действительно Сахалин может динамично развиваться, и дай Бог, чтобы это развитие не останавливалось, чтобы здесь появлялось больше людей, чтобы развивались все необходимые инфраструктурные проекты, чтобы жизнь менялась к лучшему.
Но как пастырь я больше всего озабочен духовной жизнью людей, живущих на Сахалине. Дай Бог, чтобы вера православная укреплялась в сердцах, а вместе с этой верой, как это всегда бывало и бывает, укреплялось национальное самосознание. Все это очень важно для нашего русского порубежья. Пусть Господь хранит Сахалинскую землю и всех, кто здесь живет и трудится.
— Ваше Святейшество, прозвучала инициатива о том, чтобы ставить поклонные кресты на Дальнем Востоке. Актуально ли это для Сахалина, для Курильских островов?
— Это хорошая историческая традиция. Церковь всегда ставила кресты там, где жил ее народ. Кстати, должен сказать, что эта традиция принадлежит не только Православию: и в Западной Европе вы можете встретить то же самое, когда на самых высоких альпийских пиках стоят кресты, поставленные местными христианами. Думаю, что эта традиция связана с духовной потребностью людей, и Церковь будет всячески ее поощрять.
— Ваше Святейшество, Вы говорили о том, что люди на Дальнем Востоке не должны чувствовать себя оторванными от Москвы, от центра России. Скажите, пожалуйста, каково Ваше представление о том, что должно сделать государство и общество для этого?
— Мне кажется, что предстоит сделать еще очень многое. Поскольку как Патриарх я делаю акцент на духовной жизни, то считаю, что нужно всем миром помогать — в том числе и в осуществлении здесь православного служения. Когда священник уезжает на Дальний Север, когда он живет без средств к существованию, особенно имея семью, то невозможно требовать от этого священника той отдачи, которая необходима. Но, ведь то же самое можно сказать и о светских специалистах. Люди, работающие в трудных климатических условиях, в отдаленных районах, конечно, нуждаются в определенной материальной поддержке.
Но дело не только в деньгах. Думаю, что одной из самых главных проблем Дальнего Востока являются проблемы, связанные с дороговизной авиационных билетов. Хотя на этом пути уже кое-что делается и оказывается помощь, но, как мне кажется, еще не вполне достаточная. Люди, живущие далеко и имеющие возможность использовать современные виды транспорта, не должны чувствовать своего отрыва от центральной России, от столицы. И я думаю, что это очень важно сделать, в том числе используя общегосударственные средства.
Но если продолжить эту тему, то мне кажется, что вообще жизнь в таких местах должна быть достаточно комфортной, и для этого нужно и развивать ресурсы, которые Бог дал Дальнему Востоку, и привлекать ресурсы интеллектуальные.
А завершаю свой ответ опять-таки тем, что у меня особенно на сердце. Можно все иметь и все потерять. Человек пустой, лишенный внутреннего стержня, с легкостью теряет то, что он имеет. И у нас есть исторические причины так говорить. Человек внутренне собранный, целеустремленный, с сильным национальным самосознанием и духовной опорой, сам способен достойно прокладывать себе дорогу жизни и помогать окружающим. Вот почему духовное воспитание людей на нашем Дальнем Востоке является сегодня огромным приоритетом для Русской Церкви. Мы будем строить здесь храмы и монастыри, ставить кресты, стараться воспитывать людей, помогая им почувствовать друг друга братьями и сестрами, совершающими одно большое общее дело, имеющее огромное историческое значение для всей России.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси