25 октября 2010 года паломническая группа Русской Православной Церкви во главе с председателем ОВЦС митрополитом Волоколамским Иларионом прибыла в монастырь преподобного Филофея на Святой Горе Афон, основанный в X веке учеником преподобного Антония Афонского Филофеем.
Во вратах обители высоких гостей встречал игумен монастыря иеромонах Никодим с братией. Облаченный в игуменскую мантию, владыка Иларион проследовал в соборный храм, где молился за кратким молебном. По окончании молитвы игумен обители обратился к председателю ОВЦС с приветственным словом:
«С уважением и с благодарностью приветствуем вас, Ваше Высокопреосвященство, и Ваших спутников в этой святой обители. Благодарим Вас за то, что Вы предприняли труд прийти к нам, смиренным.
Ваше Высокопреосвященство! Мы понимаем, что эта жизнь кратка и, по благоволению Божию, удалились от этого суетного мира, чтобы войти узким путем в Царство иного мира, где святость, радость и веселие вечное.
Следуя поучениям наших святых старцев, мы поняли, что без усилий и скорбей человек не может очиститься и что Господь принимает в Cвое Царство только тех, кто делает все от них зависящее ради своего спасения».
Игумен монастыря молитвенно пожелал митрополиту Илариону и его спутникам помощи Божией в паломничестве по Афону, а также попросил засвидетельствовать от лица всей братии глубочайшее уважение и сыновнюю любовь Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
В ответном приветствии глава делегации Русской Православной Церкви сказал:
«Святый отче игумене! Возлюбленные во Христе отцы и братия!
Прежде всего, хочу передать вам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который неоднократно бывал на Афоне и оставил здесь часть своего сердца.
Святая Гора имеет особое значение для всего Православия в целом и для Русской Православной Церкви в частности. Однако, есть страницы истории, которые указывают на особое духовное родство между вашей святой обителью и нами. Так, подвиг святого равноапостольного Космы Этолийского, многолетнего насельника и покровителя монастыря Филофей, который стоял у истоков возрождения веры и национального сознания греческого народа в период его порабощения, весьма сильно перекликается с подвигом великого русского святого — преподобного Сергия Радонежского, основателя центральной русской обители, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В свое время он вдохновил своих единоплеменников, находившихся под чужеземным игом, на освободительную борьбу под знаменем православной веры. В наше время духовные связи с вашей святой обителью продолжают укрепляться благодаря переводам писаний преподобного Космы на русский язык.
От лица всей делегации Русской Православной Церкви приветствую ваше честное братство и желаю вам успешного прохождения вашего монашеского делания. Призываю вас, всечестные отцы и братия, молиться за Русскую Православную Церковь и за весь мир».
После братской трапезы паломники поклонились хранящимся в обители святыням: частице Животворящего Креста Господня, деснице святителя Иоанна Златоуста, переданной обители императором Андроником II Палеологом, частице мощей преподобного Космы Этолийского, мощам других святых, чтимому образу Богородицы «Сладкое лобзание», чудесно прибывшему из Константинополя по морю.
Затем в соборной зале монастыря гостям было предложено традиционное монастырское угощение, состоялась беседа с игуменом.
26 октября в соборном храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря Филофей митрополит Иларион совершил Божественную литургию.
Владыке Илариону сослужили председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, ректор Киевской духовной академии и семинарии архиепископ Бориспольский Антоний, епископ Брянский и Севский Феофилакт, секретарь ученого совета Киевской духовной академии протоиерей Владимир Коцаба, сотрудник ОВЦС священник Михаил Асмус, игумен монастыря Филофей иеромонах Никодим, клирики обители и референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин).
В этот день в обители торжественно праздновалась память преподобного Симеона Нового Богослова, великого подвижника Православия и выдающегося аскетического писателя. В связи с этим митрополит Иларион обратился на трапезе к братии монастыря со словом, посвященным святому, память которого празднуется в этот день:
«Досточтимый игумен, дорогие отцы, братия!
Прежде всего от имени нашей паломнической группы хотел бы поблагодарить отца игумена и братию за гостеприимство и за возможность нам совместно совершить Божественную литургию.
В этот день празднуется память преподобного Симеона Нового Богослова (949-1022 гг.), который был игуменом монастыря святого Маманта Ксирокерского в Константинополе. Этот святой прославился своей подвижнической жизнью и теми духовными писаниями, которые он оставил. Его перу принадлежат три богословских слова, 15 слов нравственных и 34 огласительных слова, а также три сотницы глав о молитве и добродетельной жизни. И, может быть, самая замечательная и значительная его книга — это собрание гимнов Божественной любви. В этих своих произведениях он говорит и о богословских, и о нравственных предметах. Но особенно яркими являются те страницы, которые он посвятил описанию собственной духовной жизни и тех опытов богообщения, которые он переживал на протяжении всей своей монашеской жизни.
Еще будучи юношей и послушником, учеником святого Симеона Студита, известного как Симеон Благоговейный, он сподобился видений Божественного света, когда во время молитвы крыша его кельи отверзалась и Божественный нетварный свет сходил на его голову. И когда он бы рукополагаем в сан иерея, Божественный свет в виде огня сошел на его голову, о чем свидетельствует его ученик преподобный Никита Стифат, который написал его житие. Это житие вчера и сегодня читалось здесь за трапезой.
Преподобный Симеон Новый Богослов считал, что каждый человек, который того желает, может лицом к лицу увидеть Бога и что если человек не созерцает Бога в молитве, если он не видит Божественного света, то это потому, что он того не хочет и потому, что он недостаточно усердно подвижничает и молится для того, чтобы встретиться с Богом.
Среди прочего преподобный Симеон учил о том, что главным средством достижения единения с Богом является Божественная Евхаристия и причащение Святых Христовых Таин. Он причащался на протяжении своей монашеской жизни ежедневно и ежедневно совершал Божественную литургию. Преподобный Симеон описывает в своих «Божественных гимнах», как, приходя после Литургии в свою келью, он видел, что все его тело является обоженным и пронизанным Божественным светом. Он пишет: «Я поднимаю руку и вижу, что она наполнена светом. Все свое тело я вижу наполненным Божественным светом, и это потому, что в причастии Святых Христовых Таин Господь соединяется с человеком не только духовно, но и телесно».
Преподобный Симеон был великим учителем обожения. Он говорил о том, что каждый человек предназначен к тому, чтобы соединиться с Богом духовно и телесно, и что это соединение должно произойти не в будущей жизни после смерти, но в этой земной человеческой жизни. Земная жизнь именно для того дана нам, чтобы мы соединились здесь с Богом, чтобы мы умертвили человеческую волю, а на ее место пришла воля божественная, чтобы каждое наше действие, каждый помысел были пронизаны Божественным присутствием.
Человек не видит Бога потому, что сопротивляется Ему. Человек иной раз не чувствует присутствие Бога не потому, что Он где-то далеко, а потому, что человек далеко от Бога. Бог всегда близок к человеку, но человек часто далек от Бога. Господь всегда сияет на человека своим Божественным светом, но человек бывает духовно слеп и не способен этот свет увидеть. Бог всегда желает, чтобы человек жил по Его воле, но человек часто хочет жить по своей воле и закрывает сердце от присутствия Божия, допуская в свою голову посторонние, греховные помыслы. Преподобный Симеон Новый Богослов вслед за другими отцами Восточной Церкви учит тому, что нет предела человеческому совершенству. Пределом является обожение, но, поскольку Сам Бог беспределен, то соединившись с Богом, и человек становится нетленным и бессмертным. И происходит это уже в земной жизни.
Мы знаем, что были многие другие святые, в том числе и здесь, на Афонской горе, просиявшие такими же добродетелями, как преподобный Симеон, — созерцавшие Божественный свет и достигшие обожения. Примером своей жизни они показали, что возможно достичь святости в любую эпоху. Они научили нас, что самое главное в духовной жизни — это вдохновение. Никогда нельзя допускать, чтобы монашеская жизнь, при всем ее внешнем однообразии, превратилась в рутину. Нельзя допустить, чтобы ежедневные богослужения превратились в скучную, рутинную повинность. Божественная литургия и другие церковные службы должны служить ежедневным источником вдохновения и обновления духовных сил.
Именно оттуда, из этого Божественного источника, мы черпаем свои духовные силы для того, чтобы потом в течение дня и всей нашей жизни эти силы отдавать — отдавать их для служения Богу и людям. И всякий раз, когда не хватает нам своих внутренних сил, когда иссякает в нас вдохновение, когда нам кажется, что наша жизнь превращается в рутину, откроем книги святых отцов, откроем Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова, и по молитвам святых Господь вновь даст нам вдохновение продолжать наш иноческий подвиг.
Всех вас, дорогие отцы и братья, я поздравляю с днем памяти преподобного Симеона. Его молитвами да подаст нам Господь истинное монашеское житие и да сподобит нас непрестанно созерцать Свой Божественный свет и жить в этом свете».
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru