Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архимандрит Кирилл (Говорун): «Мы практически создали собственную модель образовательной системы»

Архимандрит Кирилл (Говорун): «Мы практически создали собственную модель образовательной системы»
Версия для печати
30 декабря 2010 г. 11:00

В беседе с корреспондентом сайта Санкт-Петербургской духовной академии первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде  архимандрит Кирилл (Говорун) рассказал об интеграции духовных школ Русской Православной Церкви в Болонский процесс.

— Отец Кирилл, в своем докладе, прочитанном на семинаре в нашей академии, Вы рассказали о поездке по православным богословским факультетам Европы, во время которой Вы имели возможность сопоставить различные модели духовного образования Православных Поместных Церквей. Какая из этих моделей наиболее приемлема для Русской Православной Церкви?

— Все они в той или иной степени могут быть полезными для разработки нашей собственной модели. Мы практически создали собственную модель образовательной системы, и она нашла одобрение Святейшего Патриарха. Отдельные элементы этой модели уже начали воплощаться в жизни наших духовных академий с начала этого учебного года. Из всех богословских факультетов, которые мы посетили, я бы особо выделил факультеты Румынской Православной Церкви. Мне они кажутся наиболее интересными в плане возможных заимствований для нашей системы духовного образования.

— В своем докладе Вы также сказали, что некоторые европейские факультеты скорее имитируют переход на болонские принципы, чем осуществляют его на практике. Нет ли вероятности, что духовное образование в Русской Православной Церкви пойдет по пути имитации реформирования?

— Есть такая опасность. Наша задача состоит как раз в том, чтобы не допустить имитации процесса. Нам необходимо предельно серьезно отнестись к вопросу реформирования духовного образования. При этом мы должны реализовывать наиболее приемлемую для нас синтетическую модель духовного образования, которая бы объединяла в себе наши традиции и лучшее из опыта других Православных Поместных Церквей и которая бы ориентировалась на конкретные потребности нашей Церкви.

— В своем выступлении Вы отметили, что у системы духовного образования Русской Православной Церкви есть все шансы занять лидирующие позиции в едином пространстве православного богословского образования. Насколько это возможно, учитывая, что наша Церковь одной из последних присоединяется к участию в Болонском процессе?

— Это будет возможно, если мы предельно серьезно отнесемся к задаче оптимизации системы духовного образования. Я надеюсь, что мы сумеем создать такую систему, которая позволит нам без лишних усилий и затрат вступать в партнерские отношения, прежде всего, с братскими православными учебными заведениями. Для нас интеграция в международное образовательное пространство дает уникальный шанс найти такие формы сотрудничества с другими Поместными Церквями и их учебными заведениями, которых у нас ранее не было.

— Как выстраиваются взаимоотношения православных учебных заведений в Европе с государством? Что можно заимствовать из опыта такого сотрудничества?

— Модели взаимодействия Церкви и богословских факультетов в разных странах различные. На основании опыта большинства Поместных Церквей можно сказать, что прямое влияние Церкви на осуществление образовательного процесса возможно и необходимо в рамках Болонского процесса. Церковь должна, в первую очередь, устанавливать собственные критерии приема в учебные заведения. То есть необходимо собеседование по богословию, обязательное для всех поступающих, для поступающих требуется рекомендация от епископа или священника. Церковь должна контролировать те учебные программы, которые преподаются в учебных заведениях. Церковь должна иметь влияние на назначение преподавателей и руководства учебных заведений. В разных Поместных Церквах эти механизмы влияния на учебный процесс реализованы по-разному. Я думаю, наиболее идеальна та модель, которая реализована в Румынской Церкви. Там присутствует обязательный вступительный экзамен по богословию. Для поступления в духовные учебные заведения абитуриенты также предоставляют рекомендацию епископа. По окончании учебного заведения Церковь распределяет выпускников. Церковь одобряет учебные программы и утверждает преподавателей в их должностях. Такая модель осуществляется при том, что факультеты полностью интегрированы в систему государственного образования. Одно другому не противоречит.

Беседовал Вадим Лозовский

Материалы по теме

Рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета

Состоялось рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Судьбу Сретенской семинарии окончательно решит Синод [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл поручил разработать документацию для реализации сетевого взаимодействия между МДА и Сретенской духовной семинарией

Патриарший экзарх Западной Европы совершил Литургию в Образовательном центре имени преподобной Женевьевы Парижской и представил преподавателям и учащимся новоназначенного и.о. ректора

Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд кадровых решений

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил заседание Совета Института теологии БГУ

В Православном Свято-Тихоновском богословском институте состоялся семинар «Древние каноны в современной пастырской практике»

Опубликован рейтинг духовных школ 2024 года

В день памяти священномученика Илариона (Троицкого) председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству совершил Литургию в Сретенском ставропигиальном монастыре

В МГУ состоялась защита митрополитом Симферопольским Тихоном диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

Другие интервью

Время для настоящей жизни

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»