Статья заведующего лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования, доктора педагогических наук И. Метлика, опубликованная в первом номере Журнала Московской Патриархии за 2011 год.
***
На протяжении 2010 года продолжалась работа над новым Федеральным законом «Об образовании», который должен заменить ныне действующий закон с тем же названием. Поправки в подготовленный проект закона обсуждались и готовились во многих государственных и общественных организациях.
Не осталась в стороне и Русская Православная Церковь, поскольку данный закон регулирует важнейшую сферу общественных отношений, значимую как для многих церковных учреждений, так и для православного сообщества в целом, граждан, семей в нашей стране, выражающих свою принадлежность или предпочтительное отношение к Церкви. Поправки в законопроект готовились в нескольких Cинодальных учреждениях, включая Синодальный отдел религиозного образования и катехизации с привлечением церковных специалистов и работников государственных научных организаций, в том числе автора настоящей статьи.
Среди поправок можно условно выделить несколько групп. Это нормы, касающиеся функционирования духовных школ, регулирования деятельности, финансовых и иных материальных условий работы негосударственных или, согласно терминологии проекта, частных образовательных учреждений (православных гимназий и т.п.). Есть и группа поправок, связанная с гарантиями и регулированием религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или религиозного компонента образования Русской Православной Церкви в составе основных образовательных программ дошкольного, общего и профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Речь идет о преподавании конфессионально ориентированных учебных дисциплин, курсов, модулей в учреждениях различного типа, вида и уровня образования в соответствии с образовательными запросами граждан, семей, обучающихся. В системе профессионального образования, в высшей школе это, прежде всего, православная христианская теология. В общеобразовательной школе — учебные курсы православной культуры, а также соответствующие курсы, занятия, образовательные или воспитательные программы в дошкольных учреждениях, колледжах, вузах, в учреждениях подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, дополнительного образования детей.
В статье я затрону только проблему правовых условий преподавания православной культуры в общеобразовательной школе и в связи с этим — духовно-нравственного воспитания детей в системе общего образования. От того или иного ее решения в новом законе будут зависеть возможности реализации религиозного образования и в других перечисленных образовательных учреждениях. Особая актуальность этой проблемы обусловлена еще и тем, что это общее, обязательное для всех детей в нашей стране обучение и воспитание (с 2007 года — все 11 классов).
Понятие «религиозное образование» в интерпретации законопроекта
В соответствии с терминологией законопроекта понятие «религиозное образование» может быть определено как целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый на религиозной мировоззренческой основе и при участии централизованных религиозных организаций.
Возможно и другое видение, когда религиозное образование интерпретируется как образование на религиозной мировоззренческой основе, на основе определенного религиозного вероучения, вероисповедания, как совокупность знаний в области соответствующего вероучения и вероисповедания, но без ключевой фразы «с участием религиозной организации». Такой подход без четкого соотнесения религиозного образования с религиозной организацией как субъектом права, правоотношений, юридическим лицом является не просто неудовлетворительным, а прямо опасным не столько для религиозных организаций, которые при этом юридически утрачивают контроль над ним, но в большей степени для получателей религиозного образования и особенно того его типа, который ориентирован на запросы, потребности мирян, светских людей, наших семей, граждан, учащихся. Контроль религиозной организации над духовным образованием или «обучением религии» (катехизацией) хотя бы закреплен в законе «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 5, 19). А религиозное образование в светской школе, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях при таком его определении остается «бесхозным», его смогут разрабатывать и проводить любые организации, которых допустит к этому государство. И будут ли это именно религиозные организации, в том числе Русская Православная Церковь? Родители школьников не получат никаких гарантий, что их дети на уроках по православной культуре изучают историю, культуру Православия так, как она понимается в Русской Православной Церкви. Учебный предмет может называться так же, но это будет история и культура Православия, Русской Православной Церкви в понимании неких специалистов по религиозной культуре (даже не по религиоведению) в каком-нибудь «христианском институте», «христианской академии» и подобных местах непонятной конфессиональной принадлежности. Подобные структуры, действующие под лозунгом неконфессионального религиозного образования, уже формируются при молчаливой поддержке противников восстановления в нашей школе подлинного религиозного образования.
Гарантию того, что ребенок под названием православной культуры будет изучать в школе действительно культуру и традиции Церкви, может дать только установление юридической связи между содержанием образования и подготовкой учителя и уполномоченной организацией Русской Православной Церкви. Эта организация должна быть правовым партнером других участников образовательного процесса, а именно: органов управления образованием разного уровня, школы, учителей, родителей школьников. Необходим своего рода «штамп» организации Русской Православной Церкви на учебнике по православной культуре, программе подготовки учителя, требуется получение им рекомендации или конфессионального представления от Русской Православной Церкви. Только в этом случае родители школьников, если у них возникнут какие-то вопросы о содержании образования или работе учителя, будут знать, куда идти и кому их задавать.
Именно таким образом при согласовании по установленным юридически процедурам содержания образования, программ подготовки и кандидатур учителей осуществляется преподавание религий в светской школе большинства стран Европы. Участие конфессий в этом преподавании и осуществление последнего на основе соответствующих вероучений гарантированы на законодательном уровне. Например, в Германии — в федеральной Конституции: «Без ущерба для права надзора со стороны государства религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин» (ч. 3 ст. 7). Конечно, в Европе, как и у нас в стране, есть желающие разрушить эту практику, отделить религиозные организации от светской школы как социального института. Этому и служат обоснования «неконфессионального религиозного образования», то есть религиозного образования без религиозных организаций.
Согласно структуре законопроекта, определение религиозного образования можно дать в первой главе «Общие положения», в ст. 2 «Основные понятия и термины, применяемые в настоящем федеральном законе». В эту же статью предлагается поместить определение конфессионального представления как документа, выданного централизованной религиозной организацией в установленном настоящим федеральным законом порядке.
Правовые гарантии религиозного образования
Представляется необходимым включить в законопроект отдельную статью, устанавливающую основные правовые нормы реализации такой концепции религиозного образования, в указанном выше понимании в связи с определенной религиозной организацией. Эта статья может помещаться в главе 17 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся». В нее следует интегрировать основные нормы реализации концепции религиозного образования в его полном, целостном понимании как:
- профессионального религиозного (духовного) образования в целях подготовки служителей и религиозного персонала;
- «обучения религии» или катехизации в целях освоения правил и норм практического участия в религиозной жизни общины;
- религиозно-культурологического образования, преподавания религиозной культуры в государственных, муниципальных, частных образовательных организациях по выбору родителей несовершеннолетних учащихся или самих учащихся с определенного возраста (в средней школе со старшей ступени). Этот вид религиозного образования направлен на систематическое изучение определенной религиозной культуры, традиции так, как она понимается и сохраняется в соответствующей религиозной общине. Получение такого образования, в отличие от первых двух видов, не требует от учащегося определенной мировоззренческой самоидентификации, обязательного участия в религиозных службах, вовлечения в религиозную организацию.
Прежде всего, в статье необходимо определить тот самый вид религиозного образования, который реализуется в светской школе, в составе основных образовательных программ общего, профессионального, дошкольного и других типов образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Религиозное образование является мировоззренческим, поскольку основывается на определенном мировоззрении и соответствующей системе морали. Оно направлено как на освоение учащимся знаний об определенной религии, религиозной традиции, культуре, так и на его приобщение к этой культуре, соответствующее духовно-нравственное воспитание. Конституция Российской Федерации исключает установление любой государственной или обязательной идеологии (ст. 13) и религии (ст. 14), поэтому общее образование и общественное воспитание не могут основываться на какой-либо одной идеологии или религии. Мировоззренческое образование и воспитание в системе общего образования возможны, но только на добровольной основе. Отметим, что мировоззренческими являются также и курсы религиоведения, истории религий и т.п., поскольку кроме фактических знаний о религиях они формируют и отношение учащихся к религии, содержат «объяснения» религии: ее происхождения, изменений, развития. В последнем случае — на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов (эволюционизм, позитивизм или иное в сочинениях конкретного философа-религиоведа).
Необходимо закрепление гарантии религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, но с принципиальным ограничением: по выбору обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В ст. 133 содержатся нормы о духовных школах и возможности реализации в них программ профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но не установлено никаких гарантий в отношении религиозного образования в государственной и муниципальной школе. В данном случае законопроект не соответствует существующей практике. По данным Общественной палаты Российской Федерации, еще в 2006-2007 учебном году курсы религиозной культуры, фактически религиозного образования, изучали уже около миллиона учащихся государственных и муниципальных школ. При этом доля школьников, изучающих курсы православной культуры из соответствующей национально-культурной группы, была почти вдвое меньше, чем процент изучающих исламские курсы, и на порядок меньше, чем курсы по иудаизму, преподающиеся в основном в отдельных государственных и муниципальных школах с национальным компонентом образования [1]. Имея в виду оценки экспертов и суждения ряда руководителей образования в регионах, совет Общественной палаты РФ тогда же рекомендовал Министерству образования и науки «выйти с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций» [2]. Эти рекомендации были подготовлены в ответ на обращение в Общественную палату РФ самого министра образования и науки.
Не соответствует законопроект в этом отношении и проводимому федеральному эксперименту по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». На встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других российских религиозных организаций 21 июля 2009 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев положительно оценил практику изучения религиозных культур в регионах во взаимодействии с религиозными организациями: «В большинстве субъектов Федерации имеется довольно значительный опыт взаимодействия местных властей и религиозных объединений, в том числе в сфере школьного образования. И преподавание основ традиционных религий для них уже далеко не новость, не какая-то экзотика, как это было в начале 90-х годов, а успешно осуществляемые программы» [3]. По итогам встречи Президент дал поручение Правительству РФ обеспечить введение в 2010 году в 18-ти субъектах РФ в общеобразовательных учреждениях «новых предметов для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)» [4]. В числе этих предметов по выбору — «Основы православной культуры». Добавлю к этому, что в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования уже введена новая предметная область духовно-нравственной направленности, включающая учебные предметы (модули) по основам религиозных культур (православия, ислама, буддизма, иудаизма) по выбору родителей школьников [5].
Таким образом, на практике такое религиозное или религиозно-культурологическое образование уже присутствует в российской государственной и муниципальной школе. Поэтому и необходимо его правовое закрепление в профильном законе — «Об образовании».
Кроме гарантии религиозного образования в государственной и муниципальной школе в статье должны быть установлены основные предметы взаимодействия религиозной организации с учредителями школ — государственными и муниципальными организациями, органами управления образованием. К этим предметам совместного ведения относятся: содержание образования, содержание подготовки педагогических работников и нормы их допуска к преподаванию.
Соответственно, в статье должны быть пункты (части статьи) о том, что:
- содержание образовательных программ, учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей религиозного образования, учебных пособий («конфессионально ориентированных» или «религиозного компонента образования») должно быть согласовано с соответствующей централизованной религиозной организацией;
- содержание образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников по указанным образовательным программам, учебным курсам и т.д. также должно быть согласовано с соответствующей централизованной религиозной организацией;
- педагогические работники вправе преподавать такие программы, учебные курсы, дисциплины, предметы, модули с момента выдачи им конфессионального представления соответствующей централизованной религиозной организацией.
В современной педагогике, теоретических обоснованиях образовательной практики и при ее реализации каждое слово в обсуждаемом законопроекте может иметь принципиальное значение. Нынешние условия требуют все большего внимания к юридическому сопровождению интересов Русской Православной Церкви, которые неразрывно связаны с жизненными интересами православного сообщества, составляющего более половины населения нашей страны. Нельзя забывать и о том, что законотворчество в демократическом государстве — это всегда не только профессиональный юридический процесс. На него могут и должны активно влиять общественность, группы поддержки гражданского участия. Согласованные усилия профессионалов и церковной общественности позволят решить проблему обеспечения правовых гарантий религиозного образования в российской школе.
Примечания:
1 Предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации. 24.04.2007 // http://www.oprf.ru/structure/comissions2006/11/materials/1896; Доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации» 2007 г. С. 46 // http://www.oprf.ru/files/final.pdf.
2 Предложения совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29 ноября 2006 г., п. 4.3 // http://www.oprf.ru/publications/documents/resolutions/1963.
3 Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах «Основ религиозной культуры и светской этики» и введения в Вооруженных силах РФ института воинских и флотских священнослужителей // http://www.kremlin.ru/text/appears/2009/07/220032.shtml.
4 Поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 2.08.2009 г. Пр-2009 // http://www.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=17&id_article=1161.
5 Общее образование. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Примерная основная образовательная программа начального общего образования // http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/.