Православные люди разных сословий жили в Восточной Пруссии еще в XVI-XVII вв. Это были купцы, студенты, странствующие по разным делам люди. Первую православную литургию, о которой свидетельствуют письменные источники, отслужили в Пиллау (ныне Балтийск) 12 июля 1697 года во время пребывания здесь Великого Посольства, среди участников которого был будущий император Петр.
В ходе Семилетней войны 1756-1763 гг. восточная часть Прусского Королевства отошла к Российской империи, вследствие чего в Кенигсберге появилось много русских.
В то время в городе действовали 14 лютеранских и 3 кальвинистских кирхи, а также один католический костел, но православных церквей в Кенигсберге не было, и богослужения совершались в походных храмах. Первые службы проходили на территории Королевского замка в церквях Азовского и Архангелогородского пехотных полков.
В 1759 г. генерал-губернатор Восточной Пруссии Корф обратился к императрице Елизавете Петровне с просьбой «отправить в Кенигсберг, Пиллау и Мемель [ныне Клайпеда — Авт.] по одной церкви с надлежащей церковной утварью».
Просьба была удовлетворена, и 20 июля 1760 г. в Кенигсберг прибыл архимандрит Ефрем. Из шести помещений, предложенных для проведения православных богослужений, архимандрит Ефрем выбрал старинную (известную с 1256 года) кирху св. Николая в Штайндамме. 4 сентября того же года при большом стечении горожан состоялось ее освящение. Вполне возможно, что на ней присутствовал и Иммануил Кант, тогда 36-летний доцент университета, располагавшегося в 50 шагах от храма.
Богослужения в церкви совершались регулярно. В 1761 году новым генерал-губернатором В.И. Суворовым (отцом великого полководца) был подарен иконостас, изготовленный в России по его личному заказу. К сожалению, храм не сохранился до наших дней (разрушен в 1944 г.), но иконостас передавался по церквям при русских дипломатических представительствах в Стокгольме, Берлине и Гамбурге, и в 1996 г. был возвращен в Россию. В настоящее время он находится в Калининградском епархиальном управлении.
После воцарения на российском престоле Петра III, горячего сторонника прусского короля Фридриха Великого, русские войска были выведены из Пруссии, и храм в Штайндамме возвратили прежним владельцам.
В конце XVIII — начале XIX вв. в Восточную Пруссию устремились старообрядцы, бежавшие сюда из России. Они расселялись в сельской местности, пригородах Кенигсберга, жили сплоченными общинами и занимались земледелием.
Самая многочисленная община староверов образовалась в Войново, в краю Больших Мазурских озер на территории современной Польши. В середине XIX века она составляла более 3 тыс. человек. Здесь основали монастырь, достигший наибольшего расцвета при игумене Павле Прусском. В 1860-х годах в обители случился раскол.
В наше время, в 1995 году архиепископ Белостокский и Гданьский Савва (ныне митрополит Варшавский и всея Польши) учредил здесь женский монастырь. Ныне с помощью Божией духовная жизнь в обители восстановлена.
По окончании Великой Отечественной войны северную часть Восточной Пруссии переименовали в Кенигсбергскую, а затем Калининградскую область СССР. В эти края стали приезжать переселенцы из центральных и других областей нашей страны, в том числе и православные верующие.
С 1947 г. к местным властям стали поступать обращения с просьбой о регистрации православных приходов. Писались письма к Святейшему Патриарху Алексию I. Но ввиду того, что область считалась на 100 процентов атеистической (что служило предметом особой гордости партийных руководителей), никто не спешил возрождать здесь православные традиции.
Православная жизнь в Калининградской области в эти годы существовала подпольно. Чтобы совершить обряд крещения, люди уезжали в другие области. Венчали на частных квартирах при наглухо закрытых дверях. Отмечать церковные праздники верующие ездили в соседнюю Литовскую ССР — в Кибартай, Клайпеду, где существовали действующие православные храмы.
С началом «перестройки» в 1985 году при содействии уполномоченного совета по делам религий Калининградского облисполкома Ю. Махобайского наконец была зарегистрирована православная община. Возникший приход, как и другие последующие, присоединили к Смоленской епархии, которую тогда уже возглавлял архиепископ Кирилл (ныне митрополит Смоленский и Калининградский).
Первое в истории области архиерейское богослужение было совершено владыкой Кириллом 12 сентября 1985 г. в обыкновенном жилом доме, предоставленном для богослужений одной из прихожанок. Через некоторое время верующим передали полуразрушенное здание Юдиттен-кирхи на окраине города. В настоящее время это главная церковь действующего Свято-Никольского женского монастыря.
За прошедшие 20 лет в Калининградской области открылось более 60 православных приходов, были построены новые храмы в традиционном русском стиле, в двух обителях затеплилась монашеская жизнь. В течение девяти лет (с 1996 по 2005 г.) в центре Калининграда был построен и кафедральный соборный храм Христа Спасителя.
Для духовного просвещения при кафедральном соборе строится православная гимназия на 250 учащихся. В области действуют 36 воскресных школ, два православных детских оздоровительных лагеря. В 220 средних общеобразовательных школах преподается предмет «Православная культура».
Православными верующими проводится благотворительная и социальная работа. Оказывается помощь малоимущим, людям, находящимся в больницах, заключенным в тюрьмах и СИЗО.
Наталия Федотова
В статье использованы материалы газеты «Спас» кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда.