Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проект документа «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления»

Версия для печати
10 февраля 2011 г. 18:03

16 декабря 2010 года президиум  Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил после Архиерейского Собора (2-4 февраля 2011 года) разослать в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также опубликовать с целью проведения общественной дискуссии документ «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления». Проект подготовлен комиссией Присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви в качестве промежуточных предложений по рассматриваемой теме. На портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии.

Рассматривая тему «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления», комиссия Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви изучила доклады и предложения членов комиссии, а также отзывы, поступившие из епархий, церковно-общественных объединений [1] и центральных духовных школ, в ответ на запрос председателя комиссии.

Внесенные в комиссию предложения сводятся к двум принципиальным вариантам:

  1. оставить существующее положение вещей неизменным;
  2. рассматривать Поместный Собор как высший орган представительства церковной полноты Русской Православной Церкви, а Архиерейский Собор — как высший орган власти и управления.

Аргументация поддерживающих возможность изменения следующая.

Ныне действующий Устав определяет Поместный Собор, а не Архиерейский Собор как орган высшей власти в области канонического устроения. Между тем такие полномочия, как принятие Устава и внесение в него изменений, хранение догматического и канонического единства Русской Церкви, решение принципиальных канонических вопросов, касающихся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизация святых, создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов и епархий отнесены к компетенции Архиерейского Собора. Все это вопросы канонического характера. Очевидное противоречие в тексте Устава целесообразно устранить не чрез исключение этих тем из компетенции Архиерейского Собора, но чрез усвоение именно ему высшей власти в области канонического устройства Русской Церкви, которая в настоящей редакции, декларативно, усвоена Поместному Собору.

Представляется необходимым внесение некоторых поправок в главы Устава, относящиеся к Поместному и Архиерейскому Собору. Так, содержащийся в действующем Уставе перечень полномочий, закрепленных за Архиерейским Собором, делает не вполне адекватным определение его как органа управления, а не органа власти, каковым в Уставе назван Поместный Собор. Архиерейскому Собору принадлежит высшая судебная власть, он наделен законодательными полномочиями. В то же время текущее церковное управление осуществляется как раз не им, но Святейшим Патриархом и Священным Синодом, а также подчиненными им Синодальными отделами и иными учреждениями ведомственного характера. Поэтому было бы корректно в измененной редакции Устава определить Архиерейский Собор как орган высшей канонической власти и высшего иерархического управления Русской Православной Церкви.

Вызывает сомнение целесообразность наделения не Архиерейского, а Поместного Собора высшей властью в области вероучения. Если исходить из канонов, уставных положений большей части автокефальных Поместных Церквей, то можно сделать заключить, что канонически адекватным и исторически мотивированным решением будет включение вероучительных тем в сферу ответственности Архиерейского Собора.

Поместный Собор, включающий в себя полноту епископата Русской Церкви, компетентен выносить решения о прославлении угодников Божиих, наравне с Архиерейским Собором. Но когда на Всероссийском Церковном Соборе 1917-1918 годов были прославлены священномученик Иосиф Астраханский и святитель Софроний Иркутский, то под актами об их канонизации стоят подписи исключительно епископов, а не всех вообще членов Собора. Ради более четкого распределения полномочий Архиерейского и Поместного Соборов и устранения ненужного дублирования, было бы правильным в их компетенции возложить канонизацию святых на исключительную ответственность Архиерейского Собора.

Более того, согласно 34-му правилу Святых Апостолов и 9-му правилу Антиохийского Собора, высшая власть в Поместной Церкви принадлежит собору епископов и Предстоятелю Церкви. Вот почему ставить вопрос о соблюдении принципа соборности в высшем церковном управлении при условии обязательного участия и принятия решений — наряду с епископами — клириками и мирянами неправомерно. Принцип соборности в высшем церковном управлении нельзя путать с принципом всецерковного представительства. Принцип соборности вытекает из соборно-патриаршей формы устройства Церкви, при которой четко сбалансирована власть Предстоятеля Церкви и Собора епископов.

Актуальной задачей в сфере высшего церковного управления на сегодня является забота о своевременном отклике на нужды Церкви, ответ на все новые вызовы быстро меняющегося общества, усилия по утверждению в обществе нравственных ценностей, стремление к сохранению церковного единства. Поместному Собору следует стать высшим представительным органом Церкви, собранием, включающим не только епископов, но и большое число духовенства и мирян из всех регионов Русской Православной Церкви, который призван изучать, давать оценки и рекомендации по церковно-общественным вопросам, а также проблемам развития общественных, миссионерских, образовательных, молодежных, благотворительных и иных церковных инициатив.

Архиерейскому Собору, в свою очередь, принадлежат все полномочия высшей церковной власти и управления, направляющие и контролирующие полномочия в отношении работы всех постоянно действующих органов и подразделений Московского Патриархата. Архиерейский Собор регулирует нормы и правила жизни Поместной Церкви, определяет ее стратегические приоритеты, пути их воплощения.

Для того чтобы Архиерейские Соборы стали более действенным органом церковной власти и могли бы нести полноту ответственности за решение важнейших вопросов, предлагается увеличить частоту проведения Архиерейских Соборов как минимум до одного раза в два года.

 


[1] Всемирный русский народный собор; византийский клуб «Катехон»; Преображенское братство; православное общество (братство) «Радонеж»; Россия православная; Союз православных братств; Совет православных молодежных организаций Москвы; Союз православных граждан; Патриарший центр духовного развития детей и молодежи; Совет православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениями Церкви и общества.



Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Текст службы праздника Вознесения Господня на церковнославянском и русском языках с пояснениями и комментариями

Проект документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами»

Темы к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия (от 30.05.2024)

Состав Межсоборного присутствия на 2024-2028 годы (от 12.03.2024)

Текст службы праздника Сретения Господня на церковнославянском и русском языках с пояснениями и комментариями

Проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма»

Проект документа «Православное осмысление причин экстремизма и терроризма»

Итоговый документ круглого стола «Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения»

Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения»

Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви (от 11.03.20)