В радиоэфире «Комсомольской правды» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин разъяснил основные положения документа «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах», принятого 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
«В современной России, я считаю, священники-депутаты не нужны, — сказал, в частности, отец Всеволод. — Тот опыт, которому я был свидетелем, не очень хорошо кончился. В парламенте было несколько архиереев, которые, если и выступали, обычно говорили об интересах Церкви. Но были и священники, которые выдвинулись в депутаты по своей инициативе. Из четверых только один до сих пор служит, два сменили каноническую Православную Церковь на некие другие "образования", один перешел в ислам. Когда Архиерейский Собор принял решение, что из правила о неучастии духовенства в парламентской деятельности можно сделать исключение, имелись в виду ситуации, когда раскольнические или иноконфессиональные силы пытаются использовать выборные органы власти против Православной Церкви. Пока такого рода случаи были только на Украине. Я не вижу в обозримом будущем поводов для того, чтобы такие же исключения появлялись в России».
«Если говорить о том, что религии не место в парламенте, это не должно подразумевать, что религию и политику вообще нужно разделить, — отметил протоиерей Всеволод Чаплин. — Сегодня много активных людей, которые ... стараются быть христианами не только по убеждениям, но и по поступкам. Вот таких в парламенте должно быть больше. Но это должны быть миряне».
Как уточнил отец Всеволод, священнику, намеренному баллотироваться в органы власти, «можно входить в партийные списки, не становясь при этом членом партии, — это жесткое условие, которое сейчас было выдвинуто Архиерейским Собором».
При этом, по словам председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, священник может говорить о своей позиции, если выдвигается в качестве кандидата, но священнослужителям запрещено участвовать в агитации за партию или кандидата, и церковные помещения не могут быть использованы для агитационных собраний.
Теоретически выдвижение священника «может произойти везде, когда появится опасность, что раскольнические или иноконфессиональные силы смогут использовать выборные органы власти в антицерковных целях», сообщил отец Всеволод. Однако речь идет именно об исключительных случаях, и соответствующее решение может быть принято только Священным Синодом Московского Патриархата или Синодом самоуправляемой Церкви — на Украине, в Молдове, Латвии или Эстонии, уточнил глава Синодального отдела.
Патриархия.ru