27 февраля 2011 года, в неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство! Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Всечестной отец Анатолий!
Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с большим событием — с полным освящением храма «Утоли моя печали» в Марьине. Этот храм находится в районе, где проживает большое количество людей, и для многих является местом молитвы, местом встречи с Богом, местом обретения Божественной благодати. Всякое освящение храма есть торжество всей Церкви, потому что этими освящениями утверждаются престолы, а вокруг престолов утверждается духовная, молитвенная жизнь многих и многих людей, которые через храм обретают путь к Богу, путь в Царствие Божие.
Сегодняшний день знаменателен также и тем, что это предпоследнее воскресенье перед Великим постом и посвящено оно Страшному суду — совершенно неслучайно, потому что мысль о предстоящем справедливом Божием суде должна помогать нам правильно устроять свою жизнь.
Суд существует столько же, сколько существует род человеческий. У людей, вступавших в конфликты или противоречия, всегда была потребность найти правду, и за этой правдой они обращались к авторитетам. Такими авторитетами были главы семей — когда существовал первобытнообщинный, семейный строй жизни. Впоследствии, когда общественные отношения стали более организованными и сложились государства, такими авторитетами стали правители, цари. Ныне суд — это целая система государственной власти, которая призвана обнаруживать, являть и утверждать справедливость.
Но мы живем в такое время, когда само понятие правды подвергается опасной эрозии. Сегодня широко распространено мнение «сколько людей, столько и правд» — мол, у каждого своя правда. Якобы у каждого человека своя правда, у каждого народа своя правда, у каждого государства своя правда, у каждого класса своя правда. Это опасное, губительное заблуждение, потому что существует только одна правда — правда Божия; а если человеческая правда с этой правдой не совпадает, то это уже не правда, а ложь.
Откуда же взялось представление о том, что у каждого своя правда? Оно родилось в сознании людей, которые исторгли Бога из своей жизни. Бог оказался изгнанным, ненужным. Ну, а кто же может занять место Бога? Не нашлось никого, кроме того самого человека, который изгнал Бога из своей жизни. И, заняв место Бога, человек абсолютизирует свою ограниченную человеческую правду, которая правдой может и не быть. Это самое страшное и опасное заблуждение — считать, что нет общего нравственного начала, нет общей для всех правды.
Сама институция суда разрушает этот богоборческий подход к правде. Если существует суд, значит, существует правда помимо индивидуальной человеческой правды — правда, которая является таковой для многих людей, для общества, для государства. И вот что удивительно — если внимательно посмотреть на законодательства всех стран, то при всем разнообразии во всех законодательных системах есть нечто общее: все они основаны на нравственном начале человеческой жизни. Если же законодательство входит в противоречие с нравственным началом, то люди возмущаются и протестуют, и мы знаем, каким страшным иногда бывает этот протест. Все, что не соответствует нравственному началу в законах или в человеческом общежитии, воспринимается как несправедливость. А почему так? Да потому, что нравственное начало, на котором построено право и законы, это и есть Божественная правда, абсолютная правда. Как бы ни восставали богоборцы — и старые, и новые, — не поколебать этой Божией правды в роде человеческом, потому что она запечатлена в наших сердцах. И Бог на Страшном суде судить нас будет не по правдам человеческим, а по Своей Божественной правде.
Сегодня в Евангелии от Матфея мы слышали, какие требования Бог предъявляет людям, чтобы они могли спастись. Евангелист приоткрывает нам тайну конца человеческой истории. Он говорит, что будет окончательный Божий суд, окончательное явление Божией правды, которую в течение всей истории старались исказить, разрушить, подменить человеческими правдами. Будет явлена абсолютная Божия справедливость. И если наши человеческие суды не всегда могут защитить правду и обеспечить справедливость, в результате чего, как мы знаем, иногда страдают невинные, то на том последнем суде все будет определено окончательно и зло будет осуждено.
Евангелист Матфей, повествуя об этом таинственном, но реальном событии, которое ждет каждого из нас и весь род человеческий, влагает в уста Царя, в уста Судьи, которым будет Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос, удивительные слова: «Приидите ко Мне, благословенные Отца Моего Небесного, придите в Царство, уготованное вам от создания мира» (см. Мф. 25:34). Но услышат эти слова только те, кто действительно достоин Царства. «Войдите в Царство, уготованное вам от создания мира, ибо алкал Я, и вы накормили меня; жаждал, и вы напоили Меня; наг был, и вы одели Меня; болен был, и вы посетили Меня; был в заключении, и вы пришли ко Мне» (см. Мф. 25:35-36). Господь на Страшном Суде не спросит нас ни о нашем служебном положении, ни о степени нашего авторитета в том обществе, в котором мы жили; Он не поинтересуется нашим материальным достатком — Он только задаст эти вопросы и больше никаких, и скажет исполнившим все то, что стало самым главным на суде: «Войдите в Царствие Отца Моего Небесного». Как рассказывает евангелист Матфей, люди спросят Господа: «Где же мы видели Тебя алчущим, жаждущим, нагим, больным или в темнице»? И Господь отвечает: «Поскольку вы сделали это одному из меньших Моих братьев, то сделали и Мне». И напротив, те, кто не исполнил этих заповедей, войдут в муку вечную — так ясно и просто говорит об этом евангелист Матфей.
Сегодняшнее чтение отвечает на многие вопрошания современного человека и утверждает истину, против которой борется безбожное сознание, — утверждает с такой силой и ясностью, привязывая к конечному суду Бога над родом человеческим, что только духовно слепой и глухой человек неспособен увидеть и понять все то, что Бог нам говорит. Как бы ни соблазняли нас и наших детей богопротивные умы, мы должны помнить, что существует только одна правда — правда Божия. На этой правде основывается нравственное начало человека, на нравственном начале основывается как древнее, так и современное законодательство. И если помрачается Божия правда и разрушается нравственная природа человека, то общество погружается в хаос, где царят преступность и противление человеческому закону. А ведь для нас это очень понятные слова. Почти каждый день телевидение и другие средства массовой информации доносят до нас страшные свидетельства о человеческой преступности, о преступлениях против государственных законов, а через это — и преступлениях против Божиего закона, ибо законы человеческого общежития основываются на нравственном начале.
Сегодня преступность в странах, которые образуют удел Русской Православной Церкви, представляет огромную опасность для самого бытия этих стран и живущих в них народов. И, быть может, в первую очередь это относится к нам, к России. Как много людей страдает от преступников, от уличных хулиганов, от организованных преступных групп, как много жертв терроризма и других преступных деяний! Все это является свидетельством духовного неблагополучия, их отступления от Божией правды. Какая милость к ближнему? Разве можно говорить о том, чтобы накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить больного или находящегося в заточении, когда многие употребляют силу, чтобы отнять последнее, уничтожить, отнять жизнь, надругаться над человеческим достоинством для того, чтобы получить нечто для себя, для своего земного благополучия?!
Мы должны ясно понимать, что борьба с преступностью есть в первую очередь духовное делание, молитва, воспитание детей, воспитание самих себя в Божией правде. Только через этот духовный импульс и можно воспитать общество в уважении к закону, в добропорядочности, в способности мирно устраивать свою жизнь.
В течение недели в России проходит акция в защиту прав людей, ставших жертвами преступлений. Сегодня среди нас присутствуют люди, которые организовали движение в защиту пострадавших от преступлений и которые, как я понимаю, ясно сознают связь между духовной жизнью человека и благополучием в обществе. Мы сегодня совершили особое прошение во время Литургии, тем самым солидаризируясь духовно с жертвами преступлений. Будем молиться, чтобы Господь помог всем, кто попал в эти тяжкие обстоятельства, избавиться от их последствий. Но более всего мы будем молиться о том, чтобы преступность отступила, чтобы наш народ мог жить мирно и спокойно, подчиняя себя, в первую очередь, суду Божиему, а, значит, и суду своей совести, а через это исполняя и человеческие законы.
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Анатолий, за добрые слова, которые Вы сказали, и со своей стороны в память о посещении сего святого храма преподнести эту старинную икону Живоначальной Троицы. Пусть Бог Единый по существу и троичный в Лицах Любовию Своею объемлет всех, кто с верой обращается к Нему, кто стремится в жизни своей исполнить Его правду и осуществить Его нравственный закон. Пусть Господь хранит сей храм, прихожан, всех жителей Марьино, пусть Господь хранит страну нашу от всякого зла. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси