11 марта 2011 года, в канун субботы первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил полиелейную утреню в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского ставропигиального монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Святой преподобный Ефрем Сирин завершает свою молитву, которую мы многократно читаем в течение Великого поста, дивными словами: «Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». В этой части молитвы мы просим, чтобы Господь дал нам способность видеть свой грех и свою неправду и оградил нас от осуждения ближнего.
Почему именно этими словами завершает преподобный свою молитву? Ведь в ней содержатся и иные, очень важные прошения: о праздности, унынии, любоначалии, празднословии, целомудрии, смиренномудрии, терпении, любви… Постыдные пороки и величайшие добродетели — и мы просим Бога, чтобы Он избавил нас от первых и помог стяжать в душах наших вторые; а завершаем молитву прошением о лицезрении грехов своих. И это неслучайно, потому что духовный подвиг, духовная брань, духовное возрастание начинается именно со способности видеть свои грехи и не судить другого.
Нам трудно обличать самих себя, не говоря уж о том, как болезненно мы реагируем, когда на наши недостатки нам указывает кто-то другой. Одного этого нередко достаточно, чтобы человек стал для нас врагом, чтобы после такого обличения мы ставили своей целью наказать человека, отомстить ему. Более того, когда мы сами размышляем о своей внутренней жизни и указываем себе на свои собственные грехи, то и тогда душа наша уязвляется. Всякая мысль о своих собственных грехах, о своей неправде, о своих ошибках для нас небезболезненна — вот почему сознательно или бессознательно мы эту мысль всегда отгоняем. Чаще всего, чтобы успокоить себя, мы сравниваем свои поступки с поступками других, подчеркивая, что те согрешают куда больше, чем мы. В самом деле, как часто человек, успокаивая свою совесть, вспоминает других и говорит себе: «ну что я? вот что делает этот человек, и ведь ничего…»
Болезненно воспринимая всякое указание на свои собственные грехи, исходящее как со стороны, так и от самих себя, мы с легкостью осуждаем других. По слову Евангельскому, мы видим сучок в глазу брата своего (см. Мф. 7:3-5); более того, осуждение ближнего влечет за собой некое чувство удовлетворения. Отчего это? Оттого, что, обличая и осуждая другого, мы превозносим себя. Ведь за осуждением всегда таится мысль: «он это делает, но я-то не делаю! он говорит плохо, но я-то этого не говорю!» Именно поэтому порок осуждения такой распространенный — мы тешим самих себя, осуждая других.
Размышляя на тему осуждения, египетский отшельник авва Исаия сказал пронзительные слова: «Тот осуждает ближнего, кто не плачет о грехах своих». Действительно, если мы плачем о своих грехах, если мы видим свое беззаконие, то уж куда нам до того, чтобы осуждать других. Вот почему зрение своих грехов находится в прямой связи с осуждением. Зрим свои грехи ― не осуждаем ближнего, не видим своего греха ― с легкостью и удовольствием судим других.
Грех осуждения опасен еще и потому, что он является хулой на Бога, ведь, судя другого, мы восхищаем то право, которое принадлежит только Богу. А почему так? А потому, что никому, кроме Бога, не дано видеть то тайное и сокровенное, что присутствует в глубине внутренней жизни человека. Мы можем судить только по внешним проявлениям, по словам или по делам, но, не видя и не понимая того, что происходит в глубине человека, мы не можем вынести справедливого суда. Вот почему, восхищая право Бога судить, мы непременно согрешаем и против Бога, и против ближнего своего.
Размышляя о суде над ближним, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Тот судит и осуждает падшего, кто не знает, что его Судия — Премудрый и Милосердный». Да, действительно, над каждым человеком Бог судия. Не дано нам права судить других, нам дано одно право ― в своей собственной душе разобраться, свои собственные грехи увидеть, принести Богу покаяние со слезами и в ответ на это покаяние получить прощение грехов.
«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Не дай мне, Господи, этих пороков, которые гнездятся в сердце моем; а если я совершаю эти грехи, то «даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
С завершением первой седмицы поздравляю всех вас.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси