Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршее слово после богослужения в канун субботы первой седмицы Великого поста

Патриаршее слово после богослужения в канун субботы первой седмицы Великого поста
Версия для печати
11 марта 2011 г. 23:44

11 марта 2011 года, в канун субботы первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил полиелейную утреню в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского ставропигиального монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Святой преподобный Ефрем Сирин завершает свою молитву, которую мы многократно читаем в течение Великого поста, дивными словами: «Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». В этой части молитвы мы просим, чтобы Господь дал нам способность видеть свой грех и свою неправду и оградил нас от осуждения ближнего.

Почему именно этими словами завершает преподобный свою молитву? Ведь в ней содержатся и иные, очень важные прошения: о праздности, унынии, любоначалии, празднословии, целомудрии, смиренномудрии, терпении, любви… Постыдные пороки и величайшие добродетели — и мы просим Бога, чтобы Он избавил нас от первых и помог стяжать в душах наших вторые; а завершаем молитву прошением о лицезрении грехов своих. И это неслучайно, потому что духовный подвиг, духовная брань, духовное возрастание начинается именно со способности видеть свои грехи и не судить другого.

Нам трудно обличать самих себя, не говоря уж о том, как болезненно мы реагируем, когда на наши недостатки нам указывает кто-то другой. Одного этого нередко достаточно, чтобы человек стал для нас врагом, чтобы после такого обличения мы ставили своей целью наказать человека, отомстить ему. Более того, когда мы сами размышляем о своей внутренней жизни и указываем себе на свои собственные грехи, то и тогда душа наша уязвляется. Всякая мысль о своих собственных грехах, о своей неправде, о своих ошибках для нас небезболезненна — вот почему сознательно или бессознательно мы эту мысль всегда отгоняем. Чаще всего, чтобы успокоить себя, мы сравниваем свои поступки с поступками других, подчеркивая, что те согрешают куда больше, чем мы. В самом деле, как часто человек, успокаивая свою совесть, вспоминает других и говорит себе: «ну что я? вот что делает этот человек, и ведь ничего…»

Болезненно воспринимая всякое указание на свои собственные грехи, исходящее как со стороны, так и от самих себя, мы с легкостью осуждаем других. По слову Евангельскому, мы видим сучок в глазу брата своего (см. Мф. 7:3-5); более того, осуждение ближнего влечет за собой некое чувство удовлетворения. Отчего это? Оттого, что, обличая и осуждая другого, мы превозносим себя. Ведь за осуждением всегда таится мысль: «он это делает, но я-то не делаю! он говорит плохо, но я-то этого не говорю!» Именно поэтому порок осуждения такой распространенный — мы тешим самих себя, осуждая других.

Размышляя на тему осуждения, египетский отшельник авва Исаия сказал пронзительные слова: «Тот осуждает ближнего, кто не плачет о грехах своих». Действительно, если мы плачем о своих грехах, если мы видим свое беззаконие, то уж куда нам до того, чтобы осуждать других. Вот почему зрение своих грехов находится в прямой связи с осуждением. Зрим свои грехи ― не осуждаем ближнего, не видим своего греха ― с легкостью и удовольствием судим других.

Грех осуждения опасен еще и потому, что он является хулой на Бога, ведь, судя другого, мы восхищаем то право, которое принадлежит только Богу. А почему так? А потому, что никому, кроме Бога, не дано видеть то тайное и сокровенное, что присутствует в глубине внутренней жизни человека. Мы можем судить только по внешним проявлениям, по словам или по делам, но, не видя и не понимая того, что происходит в глубине человека, мы не можем вынести справедливого суда. Вот почему, восхищая право Бога судить, мы непременно согрешаем и против Бога, и против ближнего своего.

Размышляя о суде над ближним, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Тот судит и осуждает падшего, кто не знает, что его Судия — Премудрый и Милосердный». Да, действительно, над каждым человеком Бог судия. Не дано нам права судить других, нам дано одно право ― в своей собственной душе разобраться, свои собственные грехи увидеть, принести Богу покаяние со слезами и в ответ на это покаяние получить прощение грехов.

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Не дай мне, Господи, этих пороков, которые гнездятся в сердце моем; а если я совершаю эти грехи, то «даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

С завершением первой седмицы поздравляю всех вас.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла президенту Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева Л.А. Бокерии с 85-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление епископу Глазовскому Виктору с 70-летием со дня рождения

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2024 года)

Поздравления Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника органов государственной безопасности

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла народной артистке РСФСР А.А. Вертинской с юбилеем

Патриаршее поздравление епископу Калачинскому Силуану с 55-летием со дня рождения

Патриаршее обращение в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся»

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу с днем тезоименитства

Патриаршее поздравление митрополиту Восточно-Американскому Николаю с 50-летием со дня рождения

Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 635-летию со дня преставления основательницы Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря схимонахини Марфы