Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Магистерская программа духовных учебных заведений Русской Православной Церкви

Версия для печати
22 марта 2011 г. 17:46

Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года (журнал № 11).

Профиль программы

1. Магистратура в рамках образовательной системы Русской Православной Церкви является академическим циклом обучения, на котором студенты приобретают специальные знания, умения и компетенции, необходимые для выполнения задач, связанных с научно-исследовательской деятельностью, преподаванием богословских дисциплин в церковных и светских учебных заведениях, пастырским, социальным и миссионерским служением в условиях, требующих специальной подготовки, а также церковно-управленческой и церковно-дипломатической деятельностью.

2. Обучаясь по магистерской программе, студент обязан овладеть следующими результатами обучения:

(знание и понимание)

a. проводить экспертизу на основе последних научных достижений в избранной области богословия;

b. читать богословскую литературу по крайней мере на одном из современных иностранных языков и понимать источники на одном из древних языков;

(применение знания и понимания)

c. применять специальные знания в пастырском, социальном и миссионерском служении, церковном администрировании, церковно-государственных, межправославных, межхристианских и межрелигиозных отношениях, преподавании богословских предметов, в работе со светскими СМИ и в церковных масс-медиа, в незнакомых и междисциплинарных контекстах;

d. осуществлять академические исследования в области богословия на базе одновременно критического подхода и традиционного православного мировоззрения;

(способность производить суждения)

e. идентифицировать богословские проблемы;

f. анализировать и синтезировать богословские знания на основе проблемного подхода;

(коммуникации)

g. находить новые термины, формулировки и образы для представления богословского знания и результатов исследования как для подготовленной, так и для неподготовленной аудитории;

h. формулировать результаты исследования ясным языком и в систематическом виде;

(умение учиться)

i. cамостоятельно находить алгоритмы решения богословских проблем;

j. демонстрировать гибкость в применении различных методов познания.

3. Магистерская программа соответствует:

a. международным программам Магистр искусств (Master of Arts) и Магистр богословия (Master of Divinity / Master of Theology);

b. второму циклу согласно «Дублинским дескрипторам» и «Рамке квалификаций Европейского высшего образования»;

c. 7-му уровню «Европейской рамки квалификаций для обучения в течение жизни»;

d. В Российской Федерации, Федеральному Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки «Теология» (степень магистра).

Поступление

4. К магистерской программе допускаются те, кто закончил духовные семинарии со степенью бакалавра.

5. На магистерскую программу имеют право поступать также абитуриенты, получившие светское образование со степенью не ниже бакалавра.

6. Поступление в магистратуру осуществляется на основе конкурса по результатам вступительных экзаменов.

Объем обучения

7. В рамках программы студент обязан получить 120 зачетных единиц Европейской системы переноса зачетных единиц (ECTS). При этом за один учебный год он имеет право получить не более 60 единиц.

8. Обучаясь по магистерской программе, студент имеет право осваивать отдельные курсы в зарубежных или отечественных высших учебных заведениях, получая там часть своих зачетных единиц, которые добавляются к зачетным единицам, полученным в своем учебном заведении.

Модульная структура обучения

9. Обучение по магистерской программе строится на модульной основе, что предполагает овладение специальными знаниями, умениями и компетенциями в рамках учебных модулей.

10. Структурно отдельный учебный модуль состоит из лекций, семинаров, консультаций с преподавателями и научным руководителем, самостоятельного освоения дидактического материала, письменных работ, подготовке к зачетам и экзаменам, самих зачетов и экзаменов.

11. Совокупность модулей составляет учебную программу, которая самостоятельно формируется духовным учебным заведением на основании рекомендаций Учебного комитета.

12. За успешное освоение каждого модуля студент получает определенное количество зачетных единиц.

13. Количество зачетных единиц, присваиваемых каждому модулю, определяется учебным заведением по согласованию с Учебным комитетом.

14. Ответственность за разработку учебных модулей несут преподаватели, круг которых определяется самим учебным заведением.

15. Структура учебной программы на основании модульной системы разрабатывается в соответствии с национальными образовательными стандартами и указаниями Учебного комитета.

Магистерская диссертация

16. В рамках магистерской программы студент обязан написать диссертацию, за которую может получить 30 зачетных единиц.

17. Объем магистерской диссертации определяется учебным заведением, но должен быть не ниже 15 000 слов, 100 000 печатных знаков включая пробелы или 2,5 авторских листов, считая со сносками, но без библиографии и приложений.

18. В магистерской работе студент должен продемонстрировать:

a. систематические знания по профилю диссертации;

b. знакомство с последними научными достижениями по изучаемым проблемам, в том числе на иностранных языках;

c. умение обобщать эти достижения и критически их оценивать;

d. умение выявлять и формулировать научные проблемы;

e. умение осуществлять исследование, ориентируясь на научные проблемы;

f. собственные решения поставленных научных проблем;

g. умение излагать научные выводы в систематическом виде ясным академическим языком.

18. Каждый студент, обучающийся по магистерской программе, прикреплен к научному консультанту из состава преподавательской корпорации, который содействует ему в выборе направления обучения и исследования, а также в написании магистерской диссертации.

19. Защита магистерской диссертации проводится в соответствии с нормами, предусмотренными национальными образовательными системами, а также согласно Положению об итоговых и научно-квалификационных работах (диссертациях) в системе духовного образования Русской Православной Церкви.

Система обеспечения качества обучения

20. В течение и по завершении магистерской программы студенты сдают зачеты и экзамены, за которые получают зачетные единицы (25 з.е.) и квалификационные оценки.

21. Количество и направленность зачетов и экзаменов определяется самим учебным заведением по согласованию с Учебным комитетом.

22. В течение учебного года преподаватель проверяет успешность освоения студентом всех элементов учебных модулей, включая лекции, семинары, самостоятельное чтение и т.д.

23. Для успешного окончания магистерской программы выпускник обязан получить 120 зачетных единиц, успешно и к сроку подготовить письменные работы в рамках учебных модулей, успешно сдать экзамены и успешно защитить магистерскую диссертацию.

24. В случае удовлетворения этим требованиям ему выдается диплом магистра теологии с Европейским приложением к диплому (Diploma Supplement).

Дальнейшее обучение

25. Студенты, успешно освоившие магистерскую программу и достигшие установленных результатов обучения, получают право:

a. приступить к осуществлению церковного служения, требующего специальных знаний, умений и компетенций;

b. продолжить обучение в аспирантуре в системе духовного образования;

c. продолжить обучение по программам, ведущим к получению степени кандидата наук в отечественной светской или доктора философии (PhD) в международной образовательной системе.

26. Для принятия священного сана студенты, успешно освоившие магистерскую программу, должны пройти курс пастырской специализации — в том случае, если они не проходили такой курс по окончании бакалаврской программы.

Версия: украинская

Материалы по теме

Рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета

Состоялось рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Судьбу Сретенской семинарии окончательно решит Синод [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл поручил разработать документацию для реализации сетевого взаимодействия между МДА и Сретенской духовной семинарией

В Минской духовной академии прошла республиканская научно-практическая конференция, посвященная проблематике духовного образования

Состоялось заседание Объединенного докторского диссертационного совета

Московская духовная академия и Научная электронная библиотека заключили соглашение о сотрудничестве

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

Поздравление членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу по случаю дня рождения [Приветствия и обращения]

В.Р. Легойда: Нынешнее положение в регионе, где идут бои и каждый день гибнут люди, диктует необходимость перемен

В Москве завершилось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Священный Синод рассмотрел вопрос об отпевании детей и подростков, совершивших самоубийство в результате воздействия суицидальных групп или иного деструктивного влияния

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

Состоялся XIV ежегодный совместный семинар Учебного комитета и Федерального учебно-методического объединения по теологии

В Учебном комитете прошло очередное заседание номинационной комиссии

При поддержке Учебного комитета в Воронежской духовной семинарии прошел круглый стол Сообщества преподавателей литургики