Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Нижнем Новгороде проходит выставка «Место сие да будет тебе во спасение...», посвященная 300-летию Саровской пустыни

Версия для печати
23 сентября 2006 г. 16:18

С 21 сентября в Нижегородском государственном художественном музее открылась выставка «Место сие да будет тебе во спасение...», приуроченная к 300-летию Саровской пустыни.

Экспозиция создана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Благотворительным фондом прп. Серафима Саровского, Нижегородской епархией и Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Выставочная программа, включающая три этапа — экспозиции в Москве, Сарове и Нижнем Новгороде, открылась 10 мая этого года в музее им. Андрея Рублева в Москве. Презентация выставки состоялась во время празднования торжеств в честь 300-летия Саровской пустыни в муниципальном музее Сарова. Как отметил заместитель исполнительного директора Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского Игорь Мещан, для жителей Сарова эта выставка стала поистине открытием малоизвестных страниц истории города.

На открытии выставки в Нижнем Новгороде присутствовали заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Владимир Зорин, секретарь Нижегородской епархии протоиерей Игорь Пономарев.

Выставка включает три раздела: «Преподобный Серафим Саровский и традиции православного монашества», «История и архитектурный облик Саровской Успенской пустыни», «Житие и почитание преподобного Серафима Саровского».

В состав экпозиции включены уникальные материалы: произведения иконописи, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметы монастырской работы, сохранившиеся реликвии, рукописи, в том числе и недавно выявленные в архивах автографы преподобного Серафима Саровского — всего около 180 экспонатов.

Экспозиция состоит из трех разделов.

Первый — «Свеча неугасимая, молитвою в пустыни пламенеющая» — посвящен преподобному Серафиму Саровскому и традициям православного монашества. В этой части выставки представлены редкие иконы: «Проповедь преподобного Иоанна Синайского и Лествица небесная» (вторая пол. ХVIII в.), «Пострижение в Великую схиму» (сер. ХVI в.), «Распятие плоти» («Живота законного изображение», конец ХVII – начало ХVIII в.), «Страшный суд» – фрагмент полихромной резной композиции (ХVIII в.), а также «Преподобные Симеон и Даниил Столпники» (сер. ХVI в.), «Преподобный Герасим Иорданский» (со львом) и «Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя». Такая последовательность показывает духовную основу аскетических подвигов преподобного Серафима, все виды которых он прошел: пустынножительство (в лесных пустыньках), столпничество (в молитвах на камне), молчальничество, затворничество, старчество, а также параллели с другими подвижниками мирового монашеского опыта.

Второй раздел  «Обитель Саровской славы» – рассказывает об истории, архитектуре, духовных подвижниках Саровской пустыни. Как сообщается в материалах выставки, днем основания Саровской Успенской пустыни, расположенной между реками Сатис и Саровка (ранее в Темниковском уезде Тамбовской губернии, теперь в Нижегородской области), принято считать 16 (29) июня 1760 года, когда был освящен первый деревянный храм в честь иконы Богородицы «Живоносный Источник». Первоначальником обители является уроженец этих мест иеромонах Исаакий (Попов), в схиме Иоанн, устроивший первую церковь и пещеры с келлиями и подземным храмом по образцу киевских.

Третий раздел – «Ангел на земли и во плоти Серафим» – знакомит с житием и почитанием преподобного Серафима Саровского. Здесь можно увидеть и единственный сохранившийся «автограф» святого – в доношении Прохора Машнина об увольнении в монашество (август 1781 года) после каждого из трех разделов документа стоит подпись будущего великого старца: «К сему доношению купец Прохор Сидоров, сын Машнин, руку приложил». Представлена личная книга Серафима Саровского – Ирмологий, множество его портретов (холстов, миниатюр, литографий), писанных по памяти (как объяснили устроители выставки, нет ни одного портрета, о котором можно было бы достоверно сказать, что он написан при жизни святого. Это касается и известных портретов кисти Серебрякова и Евстафьева, почитающихся верующими как прижизненные, а также младшего современника преподобного Серафима – иеромонаха Иосафа).

На выставке также выставлены несколько списков особо почитаемого святым образа Богородицы «Умиление» (старец называл икону «Всех радостей Радость»). Посетители смогут увидеть портреты святых Александры и Елены Дивеевских, блаженной Паши Саровской. И, конечно, множество икон преподобного Серафима, написанных в разное время.

Выставка продлится до 23 октября.

Патриархия.ru по материалам сайта Нижегородской епархии

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

В XХIII Московском Пасхальном фестивале впервые примут участие артисты Большого театра

В Москве открылась фотовыставка священника Игоря Палкина «Потомки и наследники святых»

Представители Церкви приняли участие в совещании по вопросам реставрации объектов культурного наследия Пскова и Псковской области

Митрополит Минский Вениамин принял участие в открытии выставки художников Белоруссии и России «Союзное государство — единство через культуру»

Министр культуры России и глава Нижегородской митрополии обсудили вопросы реставрации храмов в Нижегородской области

Окончание строительства историко-археологического парка «Херсонес Таврический» обсудили на встрече председателя Патриаршего совета по культуре с представителями музейного сообщества

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского

Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации

Состоялось заседание совета экспертов Патриаршей литературной премии

Состоялось совещание, посвященное сотрудничеству Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и Центрального музея российского казачества