Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Государственно-церковное сотрудничество на федеральном и региональном уровнях в реализации эксперимента по преподаванию учебного курса «Основы православной культуры»

Государственно-церковное сотрудничество на федеральном и региональном уровнях в реализации эксперимента по преподаванию учебного курса «Основы православной культуры»
Версия для печати
11 апреля 2011 г. 12:01

Статья председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископа Зарайского Меркурия и профессора Смоленского государственного университета Т.П. Довгий опубликована в журнале Российской академии образования «Педагогика» (№ 1, 2011).

Начало повсеместного распространения преподавания православной культуры в общеобразовательных школах России с 2012 года, по мнению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности».

Нам еще предстоит выработать национальную модель религиозного образования, приемлемую для всех граждан нашей великой страны, и сделать это можно только соборно ― путем усилий многих и многих тружеников на ниве духовно-нравственного просвещения и образования, обобщая и уже наработанный опыт, и результаты эксперимента.

В период, предшествующий апробации курса «Основы православной культуры» в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики», Русская Православная Церковь провела значительную организационно-методическую, нормативно-правовую, разъяснительную работу с органами управления образованием всех уровней, участниками образовательного процесса в школах, с правящими архиереями и духовенством отделов религиозного образования епархий, с журналистами СМИ, чтобы преподавание Основ православной культуры в 19 регионах было успешным, и изучение своей духовно-нравственной традиции стало реальным для всех российских школьников.

Многое уже сделано. Так, 16 июля 2010 года в Храме Христа Спасителя г. Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Архиерейское совещание, посвященное подведению первых итогов преподавания учебного модуля «Основы православной культуры» (ОПК) в рамках апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В работе Совещания приняли участие председатель Отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий, архиереи 17 епархий Русской Православной Церкви, в которых проводится апробация.

Участники Совещания констатировали, что в большинстве экспериментальных регионов созданы епархиальные комиссии для обеспечения апробации курса; заключены договора о сотрудничестве в рамках апробации курса между епархиями и местными органами управления образованием; обеспечено участие епархий в координационных советах по реализации проекта; Отделом религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Московского Патриархата в экспериментальные регионы были направлены методические разработки, электронные конспекты пособий, видео- и аудиоматериалы; осуществляются совместные мероприятия епархиальных ОРОиК с органами управления образованием в рамках эксперимента; проводится дополнительная подготовка и консультирование преподавателей предмета ОПК; ведется разъяснительная работа с родителями детей, участвующих в апробации. Главное ― в рамках апробации комплексного курса начинается возрождение воспитательных традиций отечественного образования, что может в перспективе стать одним из наиболее результативных социальных и культурно-образовательных проектов России.

Конечно, не все регионы оказались в полной мере готовы к проведению апробации курса ОРКСЭ, во многих из них он идет методом проб и ошибок. Не все родители школьников смогли сознательно выбрать модуль комплексного курса из-за вопиющей безграмотности в области религиозной культуры и этики. Некоторые из них выбирали предмет «светская этика», поскольку понимали под этим преподавание этикета. Другая причина неготовности к выбору ― недостаточно полное информирование родителей. В некоторых местах, чтобы минимизировать расходы на преподавание предметов курса и не осложнять себе жизнь дополнительными заботами о воспитании школьников, работой с родителями и сотрудничеством с конфессиями, результаты опроса работниками органов управления образованием и директорами школ подтасовывались в пользу «светской этики».

Святейший Патриарх Кирилл во время своего визита в Екатеринбург особо высказался по этому поводу: «Родители четвероклассников выбирают для своих детей предмет «светская этика» вместо основ православной, мусульманской или иудейской культуры под давлением директоров школ, на которых, в свою очередь, давят местные власти». При этом он отметил, что сам был инициатором включения в курс «Основы религиозных культур и светской этики» предмета «светская этика», чтобы неверующие учащиеся и их родители также имели возможность выбора, так как, по его мнению, именно такой курс позволяет «при всем многообразии мировоззренческих подходов выбрать дисциплину, которая, несмотря на различия во взглядах, в том числе на то, есть Бог или нет, пытается сформировать одну систему ценностей». Однако, как сказал Святейший Владыка, «не должно быть насилия над убеждениями людей».

Что касается подготовки педагогов для регионов, участвующих в эксперименте, то это крайне важная составляющая успеха преподавания православной культуры. Министерство образования и науки РФ задействовало для этого свою систему повышения квалификации и переподготовки педагогов. Предстояло срочно обучить 15 тыс. учителей. Однако у нас имеются существенные вопросы к руководству Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по поводу процедуры и содержания работы с педагогами-тьюторами, которые затем продолжили и будут в течение ближайших двух лет продолжать подготовку учителей в регионах. Фактически конфессии, в том числе Русская Православная Церковь, не были приглашены для участия в этой работе. И это не случайность, а установка руководства Академии, которое стремилось «отстраниться от конфессий» и подготовить педагогов, которые могли бы преподавать все предметы курса вне зависимости от конфессий ― с единой «светской», иначе говоря, атеистической мировоззренческой позиции. Вот почему книга «Основы православной культуры», подготовленная Академией для учреждений системы повышения квалификации, не была рекомендована для педагогов Отделом религиозного образования и катехизации. Нам еще предстоит вести переговоры с руководством Академии о заключении соглашения, в рамках которого должны быть обозначены конкретные формы нашего участия в подготовке педагогических кадров. Без такого соглашения, обеспечивающего участие Церкви в этом деле, не может быть и настоящих учителей православной культуры, равно как и других конфессиональных предметов.

Мы уже располагаем сформировавшимся в ряде регионов, в том числе Белгородской, Смоленской областях, Краснодарском крае, отечественным опытом формирования традиционных духовно-нравственных, религиозных ценностей у подрастающего поколения через учебно-воспитательных процесс. Российская школа может и должна воспитывать нравственную и ответственную личность, укорененную в исторических и культурных традициях своей семьи, Церкви, государства. Эту задачу мы планируем с 2012 г. решать через систему непрерывного духовно-нравственного образования от детского сада до вуза в масштабах всей страны.

В данной статье мы предлагаем ознакомиться с десятилетним опытом работы Смоленской области по духовно-нравственному воспитанию детей и учащейся молодежи. Эффективная система духовно-нравственного воспитания региона сложилась в результате подвижнического просветительского труда митрополита Смоленского и Калининградского, а ныне ― Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Департамент Смоленской области по образованию и науке, Смоленская епархия обеспечили организационное, финансовое, нормативно-правовое, программно-методическое, научное, кадровое обеспечение и сопровождение педагогического проекта духовно-нравственного воспитания.

Нормативно-правовая база начала создаваться с подписания в 1998 г. Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви. В декабре 2009 г. был подписан третий Договор о сотрудничестве Администрации области и епархии, учитывающий изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере образования, в том числе ФГОС общего образования второго поколения. Оправдала себя практика заключения Договоров о сотрудничестве благочиний с муниципальными органами власти. Подписываются договоры о сотрудничестве приходов с образовательными учреждениями. Так, на протяжении пяти лет действует Договор храма Новомучеников и исповедников Российских с эстетической гимназией г. Смоленска, прогимназией «Полянка», средней школой № 33 г. Смоленска, кадетским корпусом имени фельдмаршала Кутузова. В области активно работает Координационный совет при Администрации Смоленской области по развитию системы духовно-нравственного воспитания. Межконфессиональному согласию в регионе способствует деятельность Комиссии по взаимодействию с религиозными организациями и объединениями при Администрации Смоленской области. Утверждено Положение об экспертном совете по государственной религиоведческой экспертизе при Администрации Смоленской области. Данный совет создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.98 № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы».

Департамент по образованию и науке и епархия создали трехуровневую систему подготовки педагогических кадров по основам православной культуры. С 2001 г. прошли обучение около 980 учителей образовательных учреждений и воспитателей детских дошкольных учреждений. В 2004 г. начала работу двухгодичная школа подготовки учителей по специальности «Культурология. Православная культура» в объеме 480 ч. Смоленский областной институт усовершенствования учителей и храм великомученицы Варвары, в котором проходят учебные занятия, создают благоприятные условия для обучения. В качестве лекторов привлекаются преподаватели Смоленской духовной семинарии. Воспитатели детских дошкольных учреждений и учителя начальных классов повышают квалификацию на курсах объемом 76 ч, проводимых в государственной прогимназии «Полянка» г. Смоленска с участием храма Новомучеников и исповедников российских. Кроме этого в Смоленском педагогическом колледже на отделении начального образования имеется специализация «учитель православной культуры» в объеме 375 ч.

Смоленская духовная семинария получила государственную лицензию по специальности «теология», а в 2012 г. учебное заведение получит государственную аккредитацию по данной специальности. Это позволит направить в вузы и колледжи области специалистов с государственными дипломами для преподавания духовных дисциплин и спецкурсов. Уже сейчас в учебном плане семинарии предусмотрено педагогическое образование детей и молодежи во всех видах и типах учебных заведений. Смоленское межъепархиальное духовное училище получило государственную аккредитацию.

Полностью решен вопрос обеспеченности учебниками, в том числе электронными, и методической литературой предметов регионального компонента «История православной культуры земли Смоленской» для 8 класса и «Азбука Смоленского края» для 3-4 классов. В значительной степени учебниками обеспечен факультатив ОПК (учебные комплексы «Истоки» ― это «История православной культуры земли Смоленской» в 8 классе и «Азбука Смоленского края» в 3-4 классах).

В течение десяти лет совершенствовалось содержание образовательного курса «православная культура» и учебных программ, которые реализуются в форме предметов регионального компонента, факультативов и через внеурочную деятельность. Достаточно сказать, что тематика факультативов составляет 32 наименования, в том числе «История Русской Православной Церкви», «История религий», «Православная этика», «Подвижники благочестия», «Святые земли Русской», «Азбука нравственности», «Православие и современная жизнь».

На наш взгляд, очень важно, что учебный процесс по данному направлению поддерживается соответствующей внеурочной деятельностью детей. Ежегодно в регионе проводятся олимпиада по православной культуре, межвузовская научно-практическая конференция студентов «Шаг в науку. Духовное возрождение Смоленщины», выставка детского творчества «Лучезарный ангел», областной фестиваль «Отечество мое православное», игры-путешествия «Смоленщина православная», литературный фестиваль «России святость сохраним». Осуществляются паломнические поездки учителей и учащихся школ города и области в монастыри: Герасимо-Болдинский, Донской, Свято-Даниловский, Киево-Печерский, Псково-Печерский, Свято-Ефросиниевский, к святым источникам Смоленщины и другим почитаемым местам.

В результате реализации системного подхода количество школьников и студентов, вовлеченных в духовное образование, неуклонно увеличивается. В 2009/2010 уч. году духовно-нравственным образованием в рамках учебного процесса охвачено около 16100 учащихся в 502 образовательных учреждениях. С 2010 г. в 80 общеобразовательных школах «Основы православной культуры» апробируются в качестве предмета.

Не только в школе, но и в 25 образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования введены спецкурсы по православной культуре, которые посещают 1820 студентов и курсантов. В Военной академии противовоздушной обороны и в Смоленском филиале Московского института инженеров транспорта православная культура изучается во всех группах и на всех факультетах. Изучается православная культура в Смоленском филиале Московского энергетического института, Смоленской государственной медицинской академии, Строительном колледже и в других учреждениях профессионального образования.

В регионе в полном объеме реализуется право на свободу совести гражданина. Смоленская епархия, возглавляемая епископом Смоленским и Вяземским Феофилактом, обеспечивает право на получение религиозного образования и воспитания. С этой целью создана разветвленная сеть православных образовательных учреждений, в том числе Смоленская духовная семинария, Смоленское межъепархиальное духовное училище, две православные гимназии, три православных детских сада. Православные гимназии имеют государственную аккредитацию, а высокое качество образования позволяет выпускникам сдавать ЕГЭ на уровне государственных гимназий региона. В приходах епархии организованы 60 воскресных школ для детей, которые посещают 1198 детей, и 28 ― для взрослых (537 человек). Успешно работают пять приходских православных учебно-просветительских центров, среди них Десногорский православный военно-исторический клуб «Сокол», Ельнинский приходской поисковый отряд «Гвардеец».

С целью выявления образовательного запроса на изучение истории и культуры религии в муниципальных образовательных учреждениях Смоленской области и результативности преподавания православной культуры в школах и вузах в 2008 и 2009 гг. Департаментом Смоленской области по образованию и науке и Смоленской епархией были проведены мониторинговые исследования. Анкетирование учащихся носило репрезентативный характер и охватило шесть районов области: г. Смоленск, Рославльский, Холм-Жирковский, Глинковский, Ярцевский и Краснинский районы.

В анкетировании приняли участие 596 учащихся. На вопрос: «Нравится ли тебе предмет "История православной культуры земли Смоленской"?» ― 72% ребят ответили «да», 20% затруднились с ответом и только 8% ответили «нет». На вопрос «Что больше всего запомнилось из этого предмета?» ― 47% ребят ответили «рассказы о святых», 37% ― «знакомство с храмом», 16% ― «иконопись». На вопрос «Хотел бы продолжить изучение православной культуры?» ― 81% школьников ответил «да», 18% ― «нет», 1% затруднились с ответом.

В анкетировании приняли участие 3040 родителей. 69% родителей считают, что в современном обществе дети должны получать представления о религии и религиозной культуре в семье и школе, 1% родителей ― от СМИ, 8% родителей ― от миссионерской деятельности религиозных организаций. Родители положительно относятся к введению в учебные программы общеобразовательных школ предметов по истории и культуре религий. И если положительно ответили 68% родителей, то негативно отнеслись только 13%, тогда как 15% затруднились с ответом, а 4% остались безразличны.

В анкетировании приняли участие 580 студентов технических (319 человек), гуманитарных и медицинских (261 человек) специальностей. Среди них граждане разных регионов, национальностей, вероисповеданий и не исповедующих никакой религии Показательным явился тот факт, что 324 человека (56%) считают, что Русская Православная Церковь играет как в прошлом, так и в настоящем большую роль в истории Российского государства, а 14% опрошенных считают эту роль решающей. Всего такую высокую оценку дали 403 человека или 70% опрошенных. Лишь 28% считают роль Церкви малосущественной и только 2% ― никакой.

Молодежь признает, что православная культура широко развита и интегрирована в социальную и культурную жизнь Смоленской области и России. На вопрос «Может ли православная культура влиять на воспитание у молодежи патриотизма и ответственности перед семьей, обществом и государством?» ― 82% респондентов (474 человека) ответили положительно.

Студенты, обладая со школьной скамьи определенным багажом знаний о православной культуре, не утратили интереса к изучению на более высоком содержательном уровне религиозных культур и ценностей в форме факультативов и элективных курсов. Опрос показал, что 63% студентов имеют определенный интерес, а 16% ― большой интерес к изучению традиционных духовных ценностей.

Перспективы дальнейшего развития системы духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи Смоленщины рассматривались в 2010 г. на областном Съезде учителей православной культуры.

Проанализировав ход эксперимента по преподаванию основ православной культуры в 19 регионах России, можно высказать уверенность, что результат будет положительным.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно подчеркивал, что «для будущего России неприемлема концепция, которая основывается на попытке сформировать облик человеческого сообщества как «плавильного котла» цивилизаций и культур, что является главной идеей глобализации; при этом неприемлема и другая крайность – религиозного и культурного фундаментализма, где единственный способ спастись – это наглухо закрыть двери своего дома». Срединный путь сформулирован в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Духовной и культурной экспансии, чреватой тотальной унификацией, необходимо противопоставить совместные усилия Церкви, государственных структур, гражданского общества, международных организаций ради утверждения в мире подлинно равноправного взаимообразного культурного и информационного обмена, соединенного с защитою самобытности наций и других человеческих сообществ» (глава XVI п. 3).

Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru

Материалы по теме

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Определены победители межрегионального этапа конкурса «История моей семьи в истории родного края»

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации выпустил книгу об истории церковно-приходских школ Российской империи

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Подписаны соглашения о сотрудничестве между Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и региональными институтами развития образования

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября

Сотрудники православной службы «Милосердие-на-Дону» доставили гуманитарную помощь в ПВР Горловки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 25-28 октября 2024 года)

Братия монастыря Козельской епархии передала гуманитарный груз в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 22-24 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 17-22 октября

Православная служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь госпиталю в Донецкой области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 18-21 октября 2024 года)

Луганская епархия доставила помощь в богадельню святителя Иоанна Шанхайского в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 15-17 октября 2024 года)

Проект «Память Церкви». Священнослужители. Протопресвитер Владимир Диваков