«В Церкви все подчинено одной цели — цели спасения людей, и мы должны совершенно ясно понимать, что создание управленческих структур направлено не на то, чтобы просто повысить уровень, как теперь говорят, менеджмента, а на то, чтобы сделать более эффективной миссию Церкви в современном мире», — заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на первом заседании Высшего Церковного Совета, нового исполнительного органа Русской Православной Церкви, образованного решением Священного Синода в марте 2011 года.
«Я хотел бы подчеркнуть это сотериологическое измерение всего того, что мы делаем, — продолжил Предстоятель. — Некоторым сторонним наблюдателям не видно этого смысла, потому что им не дано вообще видеть смысл того, что есть Церковь и какова ее задача. Но для людей церковных очень важно никогда не терять из виду <…> самый главный и, пожалуй, единственный приоритет, который перед Церковью стоит и который Церковь определяет, — это нести свидетельство о спасении людям».
«Для того чтобы служение Церкви было эффективным, нужна, в первую очередь, внутренняя духовная сила тех, кто это служение совершает. Вот почему мы всегда уделяем и будем уделять внимание — и Соборы ясно об этом свидетельствуют — духовному воспитанию священнослужителей, монашествующих и мирян, — отметил Святейший Патриарх Кирилл. — Но помимо этой столь необходимой для церковного служения внутренней духовной силы нужно иметь также инструменты реализации решений высшей церковной власти».
По словам Его Святейшества, именно недостаток эффективных инструментов осуществления соборных и синодальных решений привел к тому, что «многие очень разумные и правильные решения, которые принимались в 1990-е и 2000-е годы, к сожалению, не были до конца реализованы».
«Вот почему для нас так важно, никогда не забывая самого главного, во имя чего все мы трудимся, одновременно стремиться — каждому на своем месте и всем вместе, как коллеги, — к тому, чтобы повысить уровень исполнительской дисциплины в Церкви, — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. — В нынешних условиях Высший Церковный Совет становится коллегиальным органом высшей исполнительной власти Церкви, на который возлагается особая ответственность за осуществление решений Священного Синода, Поместных и Архиерейских Соборов».
Вместе с тем, как отметил Предстоятель, «коллегиальное принятие важных решений» поможет «избегать недоразумений, которые нередко возникают тогда, когда люди работают в областях весьма близких друг к другу». «Разделение компетенций — <…> это залог добрых и взаимоуважительных отношений между лицами, несущими ответственность за деятельность в той или иной сфере. Это способ избежать всяких недоразумений, а значит, поддерживать добрые братские отношения между людьми, призванными к столь высокому церковному служению», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси