23 апреля 2011 года, в Великую субботу, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры!
Всех вас сердечно приветствую с Великой субботой. Литургия Великой субботы соединяется с вечерней, а по церковному обычаю и Уставу праздник начинается с вечера. Таким образом, этой Божественной литургией, которая сопровождалась переоблачением в светлые одежды, мы уже прикоснулись к празднику Святой Пасхи, и Евангелие от Матфея, которое мы слышали, повествует нам о Воскресении. Но оно повествует и о том, как в день субботний собрались первосвященники и старейшины и стали размышлять, что теперь делать. Узнав о том, что гроб пуст, они не могли оставить это без внимания и договорились подкупить стражу. Стража была римская, подкупить ее было трудно, но, тем не менее, деньги были переданы римским воинам, чтобы они сказали, что ночью пришли ученики и украли тело Спасителя. Это было очень опасно, потому что воины были под присягой, а поскольку они не выполнили своих обязанностей, охраняя могилу, то могли поплатиться за это жизнью. Но, видимо, большие деньги были даны этим воинам, и они действительно сказали о том, что ученики похитили тело Спасителя.
Как удивительно в Евангельском повествовании сегодняшнего дня свет и тьма соседствуют друг с другом: радость и свидетельство о Воскресении — с неверием, клеветой и подкупом; радость учеников, увидевших Спасителя в Галилее, с неверием ― «действительно ли Он воскрес?..» Встретив жен-мироносиц, Воскресший Спаситель Сам говорит им о том, что ученики должны встретить Его в Галилее. Они пребывают в радости и страхе: как много света, как много радости, как много утверждающей силы в этом повествовании! И вдруг ― новый заговор, и снова злоба, и снова ложь, чтобы оклеветать Воскресение Спасителя… А затем Господь, по слову Своему, предваряет учеников в Галилее, на горе, куда повелел им идти. И одни из них поклонились Ему, а другие усомнились (см. Мф. 28:16-17). Даже видя Воскресшего, усомнились: не хватило сил поверить в Воскресение.
Иногда наше сердце больно ранит неверие мира сего, забвение Божиих заповедей, нечувствительность даже к таким великим событиям, как Воскресение Христово. Ведь многие веселятся даже в Страстную пятницу, не ведая, что творят. И, конечно, у верующих людей сердце надрывается, когда они видят своих соотечественников, которые даже в эти святые дни не могут удержаться от участия в том, что никак не соответствует настроению огромного количества людей. Так, если мы смотрим телевидение, то мы не видим никакого напоминания о Великой пятнице, о страданиях Спасителя, а видим все то же — смех, развлечения… Это ранит верующих людей. Но ведь ничего нового не происходит: в самый день Воскресения одни видели Воскресшего и уверовали, а другие оклеветали Воскресение; одни встретили Его с радостью и поклонились Ему на горе в Галилее, а другие усомнились.
Господь Своим Пришествием в мир проводит черту между светом и тьмой, между добром и злом, и каждый человек, с радостью встречающий Пасху Христову, принадлежит этому свету. Может быть, он не до конца знает все заповеди и не до конца их выполняет, но если в сердце его — радость о Воскресшем, то он — вместе с женами-мироносицами, вместе со святыми апостолами. Именно в тот момент, когда они поклонились, а другие усомнились, Господь и сказал ученикам: «идите в мир сей и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам; и вот Я с вами во все дни до скончания века» (см. Мф. 28:19-20). Эти великие слова Спасителя обращены сегодня к Церкви, которая должна идти в мир сей и проповедовать Евангелие всему творению, ибо мы знаем: тот, кто веру имеет и крестится, тот спасен будет, а кто не имеет веры, тот осужден будет (см. Мк. 16:16).
Миссия Церкви, обращенная к миру, — это никакие не новомодные выдумки. Это великий наказ Спасителя, который прозвучал там, на горе в Галилее; это первейшее призвание Церкви, и никто не вправе, особенно в церковной ограде, ставить под сомнение эти великие слова Господа, этот призыв к Церкви идти, свидетельствовать, учить и крестить.
В день Святой Пасхи мы особым образом переживаем тайну Воскресения Спасителя. Мы верим, что Христос Воскрес, мы знаем, что Христос Воскрес, ибо столь яркие и убедительные свидетельства о Воскресении не могут оставить и доли сомнения — Он Воскрес из мертвых; а если Он воскрес, то и мы все вместе воскресаем с Ним к жизни вечной. И как бы ни соседствовали со светом тьма и зло, свет сильнее тьмы и правда сильнее лжи и зла. Свет Христов распространится на все творение. Мы знаем о дне Его великого и страшного пришествия, а потому ныне сопричастностью ко Христу мы приуготовляем себя и приуготовляем мир к этой встрече с Воскресшим Спасителем в день, о котором никто не знает, но о котором Он сказал ученикам и через них — всему миру.
Пусть же Пасха Христова наполняет наши сердца радостью, укрепляет нашу веру, укрепляет понимание того, что путь, по которому идут ученики Спасителя, — это путь света и правды. И да поможет нам Господь силой Своего Воскресения никогда не сбиться с этого спасительного пути. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси