На девятом заседании Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, прошедшем с 18 до 24 сентября в Белграде, была продолжена работа, начатая в 1980 году.
Комиссия возобновила свою деятельность после длительного перерыва — предыдущая пленарная сессия состоялась в Балтиморе (США) в июле 2000 года.
Встрече в Белграде предшествовало всеправославное совещание, созванного Патриархом Константинопольским Варфоломеем. На этом форуме, который состоялся в церкви св. Георгия на Фанаре (Турция) в сентябре 2005 года, было принято решение о необходимости продолжить работу православно-католической комиссии.
В коммюнике, изданном Папским советом по содействию христианскому единству, отмечалось, что возобновление официального богословского диалога между православными и католиками стало возможным благодаря активному содействию Понтификов Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, и деятельной позиции Патриарха Варфоломея, координирующего работу комиссии с православной стороны.
С 13 по 15 декабря 2005 года в Риме состоялась встреча совместного координационного комитета, который и был уполномочен подготовить пленарную сессию в Белграде и определить круг тем для обсуждения.
В Смешанную комиссию вошло 30 представителей Православной Церкви и Римско-Католической Церкви.
Сопредседателями Смешанной комиссии по диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами являются митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), представляющий Константинопольский Патриархат, и председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер.
Секретарями комиссии являются митрополит Сассимский Геннадий (Константинопольский Патриархат) и монсиньор Элеутерио Ф. Фортино, вице-секретарь Папского совета по содействию христианскому единству.
В заседании приняли участие представители большинства Православных Поместных Церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Румынской, Грузинской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской, Чешской и Финляндской.
От Московского Патриархата в заседании приняли участие епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, и священник Игорь Выжанов, секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей.
Официальное открытие заседания Смешанной комиссии прошло 18 сентября в Белградском Патриаршем храме Святого Симеона Мироточивого в присутствии Патриарха Сербского Павла.
Святейший Патриарх Павел поздравил членов Комиссии и молитвенно пожелал успеха в предстоящих трудах:
«Добро пожаловать в этот храм Божий, дом нашей Церкви и нашего народа, дом ваш и дом мой! Я не думаю, что нам нужно много говорить друг другу в этот момент, верю, что мы все должны в этот момент обратиться к Святому Духу, Духу премудрости и богопознания, да просветит он нас и в истину введет.
В богословском диалоге истины и любви, ради которого все здесь собрались, дорогие Отцы, братья и сестры, да хранит вас моя скромная молитва. А что еще важнее — да хранит вас благодать Святого Духа, который все наши недостатки дополняет и немощи исцеляет».
Был совершен молебен об успехе предстоящего заседания, за которым последовала молитва по римско-католическому обряду.
С приветственным словом к участникам обратились сопредседатели Смешанной комиссии митрополит Пергамский Иоанн и кардинал Вальтер Каспер.
От имени Святого Архиерейского Синода Сербской Церкви членов Комиссии поздравил митрополит Загребско-Люблянский Йован.
Обращаясь к собравшимся, премьер-министр Сербии Воислав Коштуница подчеркнул важность диалога между Церквами Востока и Запада и выразил уверенность в том, что диалогу нет и не может быть альтернатив. Глава Правительства Сербии рассказал также о политической ситуации в Косово, где в последние годы были разрушены 150 церквей, а сотни тысяч людей остались без крова.
В заключение своего приветственного слова премьер-министр подчеркнул, что Сербия, будучи местом пересечения различных традиций и культур Европы, всегда играла важную роль в установлении доброжелательного диалога между ними.
21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, римско-католическая делегация присутствовала на праздничной Божественной литургии в церкви св. Марка. 23 сентября православные участники, по приглашению архиепископа Белградского Станислава (Хочевара), посетили мессу в кафедральном римско-католическом соборе Успения Пресвятой Богородицы в Белграде.
Члены Комиссии побывали также в историческом монастыре Раваница, где вечерню совершил епископ Браничевский Игнатий.
В воскресенье, 24 сентября, праздничный ужин для членов Комиссии дал Президент Республики Сербия Борис Тадич.
На белградском форуме обсуждался проект документа «Экклезиологические и канонические следствия таинственной природы Церкви: соборность и власть в Церкви на трёх уровнях церковной жизни — поместном, областном и вселенском».
Документ был подготовлен в ходе работы совместного координационного комитета в 1990 году в Москве; ожидалось, что в тот же год он будет представлен на пленарном заседании Смешанной комиссии во Фрайзинге (ФРГ).
Однако обсуждение было отложено — как оказалось, на полтора десятилетия, — так как в связи с серьезным обострением межконфессиональных отношений в Восточной Европе Комиссия обратилась к обсуждению униатства и его влияния на православно-католический диалог.
По мнению представителей Московского Патриархата, нынешнее заседание Смешанной комиссии прошло в атмосфере конструктивного диалога. Однако на заключительном заседании, состоявшемся 24 сентября, разгорелась дискуссия по одному из разделов документа, посвященному авторитету Вселенских Соборов.
В этом разделе, в частности, говорилось о том, что после разрыва общения между Востоком и Западом в XI веке созыв «Вселенского собора» в строгом смысле слова стал невозможен, однако «обе Церкви продолжали созывать «общие» соборы, в которых участвовали епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Римским престолом, и Поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом» (both Churches continued to hold «general» councils gathering together the bishops of local Churches in communion with the See of Rome or the See of Constantinople»).
Епископ Венский и Австрийский Иларион выступил с рядом принципиальных возражений по данному пункту. Как отметил представитель Русской Церкви, в православной традиции «общение с Константинопольским престолом» никогда не воспринималось столь же обязательным условием соборности, каким для западных церквей стало «общение с Римским престолом».
Модель устройства Православной Церкви принципиальным образом отличается от римско-католической экклезиологической модели, и Патриарх Константинополя никогда не играл в Православной Церкви той роли, которую в Католической Церкви играет епископ Рима. Критерием кафоличности (соборности) в Православной Церкви всегда являлось евхаристическое и каноническое общение Поместных Церквей между собою, а отнюдь не только общение с Константинопольским престолом.
Более того, в истории имели место периоды, когда та или иная Поместная Церковь находилась вне общения с Константинопольским престолом, что не мешало ей сохранять полноту кафоличности. В частности, в середине XV века, после Ферраро-Флорентийского собора, когда Константинопольский Патриарх находился в унии с Римом, Русская Церковь приостановила общение с Константинополем, продолжая, тем не менее, находиться в общении с другими Поместными Церквами.
Как подчеркнул епископ Иларион, с момента окончания VII Вселенского собора вплоть до настоящего времени в Православной Церкви не состоялось ни одного «общего», или всеправославного, собора. Подготовка к такому собору велась с 1960-х годов, однако в настоящее время приостановлена.
Поэтому утверждение документа о том, что Церкви, находящиеся в общении с Константинополем, продолжали созывать «общие» (т.е. всеправославные) соборы в течение второго тысячелетия, не соответствует действительности.
Наконец, мысль о том, что в условиях продолжающегося разделения между Востоком и Западом созыв Вселенского Собора вообще невозможен, вызывает возражения целого ряда православных богословов, исходящих из того, что Православная Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, основанная Христом и не утратившая соборности после «великой схизмы» XI века.
Замечания епископа Илариона вызвали резкое противодействие одного из двух сопредседателей Смешанной комиссии митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа; Константинопольский Патриархат), который настоял на сохранении упоминания Константинопольского престола, наряду с Римским престолом, в тексте документа.
В качестве компромисса митрополит Иоанн предложил внести в текст следующую поправку: «находящихся в общении с Римским престолом, или, хотя это и понималось по-иному, находящихся в общении с Константинопольским престолом».
Данная поправка, с точки зрения представителя Московского Патриархата, не меняла сути дела, однако была поставлена на голосование сопредседателем Смешанной комиссии кардиналом Вальтером Каспером.
Большинство православных участников заседания проголосовали за поправку; представители Московского Патриархата проголосовали против.
В ходе последовавшей дискуссии епископ Иларион подчеркнул, что участники двустороннего православно-католического диалога не могут быть путем голосования принуждены к тому или иному богословскому компромиссу или к принятию точек зрения, противоречащих их экклезиологическому самопониманию. Православные участники заседания, по мнению епископа, не уполномочены «изобретать» для Православной Церкви экклезиологическую модель, подобную той, что существует в Католической Церкви, с тем, чтобы Константинопольский Патриарх в этой модели занял место, подобное месту Папы в Римской Церкви.
По окончании заседания епископ Иларион заявил кардиналу Касперу официальный протест в связи с процедурой ведения православно-католического диалога, отметив недопустимость решения вопросов догматического и экклезиологического характера путем голосования. Подобные вопросы, по мнению представителя Московского Патриархата, могут решаться только путем консенсуса; если по тому или иному вопросу консенсус не достигнут, то ответ на этот вопрос не может быть включен в согласованный документ.
Кардинал Каспер принял к сведению протест представителя Русской Православной Церкви и пообещал вернуться к обсуждению спорного вопроса на следующем заседании Смешанной комиссии.
Для доработки обсуждаемого документа в соответствии с заамечаниями и комментариями участников белградского форума сформирована специальная совместная группа. Исправленный вариант станет темой очередного заседания Смешанной комиссии, которое в октябре 2007 года будет проводить Римско-Католическая Церковь.
Несмотря на серьезные разногласия, участники форума отмечают, что на заседании царили дух дружбы и искренняя готовность к сотрудничеству.
Особую благодарность участники выражают Сербской Православной Церкви, радушно принявшей гостей, и просят верующих усердно молиться за успешное продолжение диалога.
Патриархия.ru