В преддверии начинающегося сегодня вечером Первосвятительского визита на Украину Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью телеканалу «Интер».
— Ваше Святейшество! Благодарим Вас за возможность общения с Вами. В этот светлый праздник Христова Воскресения что бы Вы хотели сказать народу Украины?
— Я хотел бы от всего сердца пожелать радости сердечной. Когда у нас на сердце радость, мы эту радость отождествляем со счастьем. В отличие от веселья, которым избыточествует жизнь современных людей, радость — это то, что имеет твердую и непреходящую основу. Именно о такой радости говорит слово Божие. В каком-то смысле радость есть синоним спасения. Если у человека на сердце мир, если совесть чиста, то состояние его духа спокойно и проецируется вовнутрь и вовне этим замечательным чувством радости.
Когда мы говорим о спасении, люди часто не до конца понимают, о чем идет речь. Как ясно: упал человек за борт, бросили спасательный круг — вот это спасение. А о каком спасении говорит Церковь? Церковь говорит о спасении, которое выражается через совершенно определенные отношения человека с Богом. Если эти отношения выстраиваются правильно, то человек на пути спасения. Опять-таки очень трудно «замерить» эту правильность, очень трудно измерить дистанцию, которая отделяет человека от Бога, и трудно ответить на вопрос, сокращается ли эта дистанция или увеличивается. Но есть один очень важный показатель — это наши отношения с окружающими нас людьми. Именно в этой системе координат мы и можем определить свое местонахождение по отношению к Богу. Если мы близки к людям, если мы готовы разделять с ними свою жизнь, особенно если мы готовы отдавать от себя другим людям, причем отдавать не прагматически «я тебе — ты мне», а отдавать потому, что есть потребность поделиться с человеком, есть внутреннее желание сделать добро, — тогда это означает, что мы на пути к Богу и что наша дистанция от того светлого и прекрасного мира, который мы называем Божиим Царством, сокращается.
Вот я и хотел бы пожелать всем, кто нас сегодня видит и слышит, радости на сердце и спасения о Воскресшем Христе.
— Европейские масс-медиа некоторое время назад опубликовали результаты социологических исследований. Во многих странах, в том числе таких крупных, как Канада, Австралия, а также в ряде стран Центральной и Восточной Европы, социологи отмечают, что вера людей уменьшается; на вопрос «какую веру вы исповедуете?» они ничего не отвечают. Как Вы считаете, может ли затронуть наши страны — страны, которые исповедуют христианство, — эта тенденция?
— Я в этом не вижу ничего неожиданного. Все идет по Писанию. Найдет ли веру Сын Человеческий, когда вновь придет на землю (см. Лк. 18:8)? Человеческая цивилизация сегодня развивается не по тем законам, которые Бог предложил человеку. Произошла страшная подмена ценностей. Бог призвал человека стремиться к тому, чтобы сокращать дистанцию между ним и Творцом. Но человек отказался от этой перспективы жизни. Сегодня он нацелен на решение совершенно других задач, и современная цивилизация не просто предлагает людям это ложное целеполагание — она его навязывает. Какая часть нашего сердца, нашего ума принадлежит Богу — если мы соотнесем наши устремления, мысли, чаяния с тем, на что мы реально ориентированы каждый день? Где здесь место Богу? Поэтому сокращение количества верующих людей есть ответ на безбожное развитие современной цивилизации.
Но, с другой стороны, не нужно впадать в отчаяние и в пессимизм, ведь было уже много пророчеств о скором исчезновении веры. Самый яркий пример — это пророчество государственных атеистов недавнего прошло, которые прямо говорили, к какому году исчезнет последний священник, исчезнет вера и будет построено общество, «свободное от религиозных предрассудков». Не оправдались эти прогнозы. Еще на заре христианской веры римский языческий писатель и мыслитель Цельс говорил о христианстве как о явлении, которое скоро пройдет, и время от времени подобные футурологические прогнозы повторяются. На прогнозы особенно реагировать не нужно, но оценивать то, что происходит с родом человеческим, задавать критические вопросы относительно вектора развития современной человеческой цивилизации каждый христианин должен.
А если говорить о нашем восточно-христианском мире, то мы — может быть, потому, что много страдали, может быть, потому, что никогда не были по-настоящему богатыми, может быть, потому, что скорбей всегда было много, — мы удивительным образом сегодня, несмотря на все тенденции, о которых Вы сказали, не просто сохраняем веру — мы укрепляемся в нашей вере. И в этом, я думаю, особый вклад восточно-христианской цивилизации, особый вклад исторической Святой Руси в жизнь современного рода человеческого.
Только дай Бог нам не соблазниться. Дай Бог нам не продать первородство за чечевичную похлебку.
— Вы будете в Киеве через несколько дней. Вы будете на мероприятиях, посвященных Чернобыльской трагедии. Расскажите немного, пожалуйста, о Вашем визите.
— Богу содействующу намереваюсь прибыть на второй день Пасхи в Киев и ночью в тот самый час, когда произошла трагедия, совершить заупокойное богослужение в одном из храмов, где по традиции поминаются жертвы Чернобыля. А утром мы отправимся в Чернобыль, посетим местный храм, помолимся, возложим цветы и совершим краткую Пасхальную заупокойную молитву у того места, где и произошла эта катастрофа.
Чернобыльская трагедия перекликается с тем, что произошло сейчас в Японии. Мы только что говорили с вами о ложных путях развития человеческой цивилизации. Одним из идолов этой цивилизации является безотчетная вера в достижения человеческого разума. Когда мы все имели возможность посредством телевидения увидеть, как волной смывается самая технологическая в мире цивилизация, как рушатся самые передовые достижения человеческого разума, то понимаешь, что все эти достижения — это наши маленькие человеческие игрушки, что все мы предстоим пред Богом и Бог способен во мгновение ока разрушить цивилизацию и потопить нашу греховность, как Он и сделал это во времена великого потопа. Пообещал Господь, что не будет больше никогда великого и вселенского потопа и дал людям возможность исправляться (см. Быт. 9:11). Вот дай Бог, чтобы все-таки — а надежда всегда остается, — чтобы у людей сохранилась способность переосмыслить свой исторический путь.
Глубоко убежден в том, что если вера у современных людей, которые в каком-то смысле предопределены к научно-техническому развитию, сохранится, то сильной верой и сильным нравственным чувством люди смогут сбалансировать все возможные погрешности и даже, может быть, опасные следствия развития современной человеческой цивилизации.
Глубоко убежден в том, что искренняя вера и сильное нравственное чувство — это условие выживания человеческого рода. И дай Бог, чтобы все эти катастрофы нас не столько пугали, сколько заставляли бы переосмыслить свою жизнь, свое отношение к Богу и к окружающему нас миру.
— Ваше Святейшество, благодарим Вас за возможность общения. Просим Вашего благословения и ждем в Украине.
— Спасибо большое.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси