Сборник стал «брешью» в атеистической системе, единственным на долгие годы периодическим богословским изданием. Правда, работ современных авторов было сравнительно немного. О чем можно и о чем нельзя было прочесть на его страницах, пишет ответственный секретарь редколлегии «Богословских трудов» Е.С. Полищук. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 5, 2011).
История создания «Богословских трудов» переносит нас в середину 1940-х годов — время первого возрождения Русской Православной Церкви после невиданных гонений на нее со стороны атеистической власти в СССР. В 1943 году возобновился выпуск «Журнала Московской Патриархии». В 1944 году в Новодевичьем монастыре в Москве открылись Богословский институт и Пастырские курсы, которые через два года были преобразованы в Московские духовные академию и семинарию.
Бдительная цензура
Первые попытки создания периодического издания, целиком посвященного богословской тематике, относятся к 1946 году. Такие материалы печатались и в ЖМП, но помещать в нем богословские статьи было затруднительно из-за популярного характера этого издания и его небольшого объема. Между тем до революции 1917 года в МДА выходил серьезный богословский печатный орган — «Богословский вестник». Неудивительно поэтому, что первые шаги в деле создания специального богословского журнала были направлены на возобновление именно этого издания.
Разрешение было получено, подтверждением чему является сохранившийся в архиве Издательства Московской Патриархии проект редакционного обращения к читателям первого номера журнала. В нем говорилось о том, что как возрожденная высшая духовная школа является по духу и силе преемницей прежней духовной академии, так и возобновляемый «Богословский вестник» должен возродить свои лучшие традиции прежних лет, отражая жизнь и развитие богословской науки, что крайне важно «при наличии огромного тяготения к Русской Церкви зарубежных Православных Церквей», возлагает на МДА и ее печатный орган «высокую миссию быть средоточием научно-богословской мысли всего мирового Православия» и «привлечет к себе большое внимание церковной общественности православного Востока, Балканских и других стран». Конечно, при обосновании необходимости издания главный акцент делался на его значении для внешнего мира, прямо вытекающем из его миссии стать «выразителем идей и чаяний вселенского православия», что будет полезно «и нашему Отечеству». Подобная икономическая аргументация с успехом использовалась и в последующие годы государственного пленения Русской Церкви.
Ответственным редактором журнала был назначен митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич)1, главным редактором — ректор МДА, профессор, протоиерей Тихон Попов2, ответственным секретарем редакции — доцент А.И. Георгиевский3.
Однако планируемое издание так и не осуществилось. Насторожил ли бдительных цензоров текст редакционного обращения, в котором, например, говорилось о воспитании в читателях-христианах внутренней свободы, или Совет по делам Русской Православной Церкви счел появление еще одного (помимо ЖМП) церковного журнала в стране слишком большой уступкой религии, — как бы то ни было, но реализовать проект возобновления «Богословского вестника» тогда не удалось. Более того, была на время оставлена и сама идея возобновления регулярных академических богословских журналов по образцу дореволюционных. В последующем обращении к властям с просьбой о выпуске богословского периодического издания речь шла уже не о журнале, а об одном на все духовные школы альманахе. Это письмо-обращение Святейшего Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР к г-ну Карпову датируется уже 1953 годом — годом начала «оттепели».
В нем также говорилось о важности престижа Русской Церкви, «которая всюду должна стоять на страже интересов православия и своей Родины», о том, что весь православный мир всегда признавал за Русской Церковью первенство в области богословских наук, чему способствовали прежние духовные академии. Но жить остатками прошлых достижений нельзя, церковная жизнь требует развития богословской мысли, «нам нужно располагать сильным оружием в защите православия, мира, Родины и в делах междуцерковных». Однако наши возрожденные академии не имеют возможности показывать свои достижения, так как не существует органа для их опубликования, и заграничные церковные круги расценивают это обстоятельство крайне невыгодно для нас, объясняя его либо полным оскудением русской богословской мысли, либо запретом советской власти. Болгарская, Румынская, Сербская, Элладская и другие Поместные Православные Церкви, не говоря уже о католиках и протестантах, издают богословские журналы, а Русская Церковь оказывается в этом отношении в невыгодном положении, чем подрывается наше церковное дело за границей.
«Научные богословские сборники»
Ходатайство Патриарха Алексия I о предоставлении Московской Патриархии права и возможности периодически издавать сборник трудов двух ее духовных академий было признано основательным. Но прошло еще четыре года, прежде чем разрешение на издание было получено и началась непосредственная подготовка к выпуску первого сборника. Сохранился протокол учредительного заседания редколлегии «Научных богословских сборников» (так тогда условно называлось издание), которое состоялось 23 января 1957 года в Издательстве Московской Патриархии. На нем присутствовали профессора протоиерей Александр Ветелев4 (МДА), Н.Д. Успенский5 и А.А. Осипов (ЛДА), доценты протоиерей Андрей Сергеенко6 (ЛДА) и В.Д. Сарычев7 (МДА), протоиерей Всеволод Шпиллер8 (Москва) и ответственный секретарь Издательства Московской Патриархии А.В. Ведерников. Председательствующим был епископ Смоленский и Дорогобужский Михаил9. Владыка сообщил собравшимся, что согласно резолюции Святейшего Патриарха Алексия I они являются редколлегией нового учреждаемого издания, которое будет выходить два раза в год томами по 20 печатных листов в каждом и тиражом в 3000 экземпляров и призвано отражать богословскую мысль Русской Православной Церкви. Сборник должен будет содействовать развитию научной работы в наших академиях и показывать, в том числе и перед внешним миром за пределами нашей Церкви, пути русской богословской творческой мысли. Председателем редколлегии был назначен епископ Михаил, общее руководство изданием должен был осуществлять митрополит Коломенский и Крутицкий Николай.
Собравшиеся избрали ответственного секретаря редколлегии (профессор — протоиерей А. Осипов), обсудили программу и направленность издания, максимальный объем статей (до трех авторских листов), определили возможный круг авторов (кроме членов редколлегии), куда вошли как отечественные богословы М.А. Старокадомский10 (Москва), доценты протоиерей В. Боровой, иеромонах Леонид (Поляков)11, священник Петр Гнедич12, профессорский стипендиат, кандидат богословия иеромонах Павел Черемухин13, М.А. Добрынин14 (Ленинград), архиепископы Никандр15 (Архангельск), Гурий16 (Днепропетровск), Лука17 (Симферополь); Г.И. Шиманский18 (Киев), Д.Г. Яхонтов19 (Саратов), так и заграничные деятели Московской Патриархии (Л.А. Успенский20, В.Н. Лосский21, А.С. Мерзлюкин22 — Париж, архимандрит Василий (Кривошеин)23 — Лондон). Говорилось и о том, что в новом издании следует также публиковать ненапечатанные труды почивших русских богословов: профессора Н.И. Глубоковского24, митрополита Новосибирского Варфоломея (Городцова)25, епископа Гурия (Степанова)26. Наконец было решено, что материалы первого номера сборника, позднее получившего название «Богословские труды», должны быть подготовлены к лету 1957 года.
Первый номер
И вновь этим планам не суждено было сбыться: номер вышел из печати лишь через три года. Одной из причин этой задержки стало новое ожесточенное антирелигиозное наступление на Церковь, предпринятое Хрущевым во второй половине 1950-х годов, которое привело к ряду публичных отречений от Христа нескольких известных священников. Одним из них стал протоиерей Александр Осипов, профессор и инспектор Ленинградской духовной академии, ранее назначенный ответственным секретарем БТ. 6 декабря 1959 года он опубликовал в газете «Правда» свое письмо в редакцию, в котором отрекся от веры в Бога и от своего служения в Церкви. Это письмо занимало три газетных столбца и было озаглавлено: «Отказ от религии — единственный правильный путь».
По отношению к вероотступнику Церковь проявляла большое терпение, сам Патриарх Алексий до последней минуты уговаривал его проявить благоразумие… Но когда отречение состоялось, реакция была скорой, жесткой и публичной: решением Священного Синода от 30 декабря 1959 года, опубликованном во втором номере ЖМП за 1960 год, бывшие священники Осипов, Дарманский, Спасский и все другие отрекшиеся от Христа иереи были лишены сана, а мирянин Евграф Дулуман и другие миряне-отступники были отлучены от Церкви. Понятно, что работу по подготовке первого номера БТ указанные события затормозили. И все же в июне 1960 года он вышел в свет (на его обложке был указан 1959 год).
Еще через несколько месяцев была официально утверждена первая редколлегия БТ, которую возглавил епископ (впоследствии митрополит) Никодим (Ротов)27; по три человека в ней были от МДА (ее ректор протоиерей Константин Ружицкий28, инспектор архимандрит Питирим (Нечаев)29 и доцент В.Д. Сарычев) и от ЛДА (ректор протоиерей Михаил Сперанский30, профессора Н.Д. Успенский и А.И. Иванов), двое — от редакции ЖМП (ответственный редактор А.Ф. Шишкин31 и ответственный секретарь А.В. Ведерников; позднее их место заняли Е.А. Карманов32 и П.В. Уржумцев) и один — от ОВЦС (протоиерей В.М. Боровой, позднее — А.С. Буевский).
На заседании Священного Синода 7 октября 1967 года председателем редколлегии БТ был назначен архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников)33, который руководил сборником до 1986 года (№ 27 — последний, составленный под непосредственным руководством владыки); с 1987 года (№ 28) на его место назначается митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев).
Брешь в системе
В советские времена БТ были фактически единственным периодическим богословским изданием Русской Церкви — той с большим трудом пробитой в советской системе брешью, благодаря которой читатели могли знакомиться со многими выдающимися работами православных ученых. Портфель особо значимых публикаций формировался в основном за счет архивных материалов, работ современных авторов было сравнительно немного, что отражало состояние духовных школ в годы государственных гонений на веру.
Всего к настоящему времени вышло 44 сборника — 42 номерных и два специальных, посвященных юбилеям МДА и ЛДА (ссылки на них ниже обозначаются как № Ю-300 и Ю-175), объемом от 180 с. (№ 1) до 592 с. (№ 41) (в среднем около 280 с.) и периодичностью примерно раз в год: между отдельными выпусками случались промежутки в несколько лет (более четырех лет между № 3 и 4), вместе с тем в некоторые годы выходило несколько сборников (например, три — в 1986 году). В этих сборниках было опубликовано около 600 статей более 200 авторов. Какой-либо четко выраженной структуры (рубрикации) сборник до последнего времени не имел, за исключением рубрик «Библиография» и «Публикации» («Наше наследие», «Святоотеческое наследие»). Вместе с тем почти половина номеров БТ (17 выпусков) частично или полностью посвящалась какой-либо одной теме. Так, № 4-7, 10-11 содержали материалы богословских собеседований между представителями Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранскими Церквами Германии и Финляндии; тематика № 21 — Таинство Святой Евхаристии; ряд номеров был посвящен выдающимся церковным деятелям: богословам В.Н. Лосскому (№ 8) и Н.Д. Успенскому (№ 13), митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову) (№ 20), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (№ 34); другие номера посвящены юбилеям важнейших церковных событий: 1000-летию Крещения Руси (№ 28-29), 650-летию основания Троице-Сергиевой лавры (№ 29), 300-летию МДА и 175-летию ЛДА (№ Ю-300 и Ю-175), 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме (№ 35-36).
Большой вклад в формирование БТ как научно-богословского издания внесли своими публикациями такие авторы, как профессор-литургист Н.Д. Успенский (18 статей), митрополит Антоний (Мельников), архиепископы Михаил (Мудьюгин) и Михаил (Чуб), архимандриты Августин (Никитин) и Макарий (Веретенников), игумен Андроник (Трубачев), протоиерей Л.А. Воронов, профессор МДА К.Е. Скурат, В.А. Никитин и др.
Тематическое разнообразие материалов БТ весьма велико, ибо многие годы сборник был единственным научным церковным изданием: здесь помимо сугубо богословских тем присутствовали также статьи по патрологии, церковной истории, литургике, церковному искусству и другим проблемам, связанным с жизнью Православной Церкви.
Библеистика и экзегетика
С самого первого выпуска видное место в БТ заняли публикации по Священному Писанию и библеистике, которые подразделялись на два направления. В одних — академическое богословие органично переходило в духовное назидание, имеющее целью показать связь между Святым Евангелием и современной жизнью христианина — таковы статьи митрополита Антония (Мельникова) «Из Евангельской истории» (№ 6) и епископа Шлиссельбургского Григория (Лебедева) «Евангельские образы»; последняя представляет собой дневник размышлений над Евангелием от Марка (№ 16, 17) и Луки (№ 21). Другое направление — исследование текста Библии, например статья епископа Василия (Богдашевского) «Критические этюды по Новому Завету» (№ 31); ряд статей опубликовал в БТ № 14 секретарь Патриаршей и Синодальной библейской комиссии К.И. Логачев (1939-1997), важное значение имела также публикация документов Русской библейской комиссии, работавшей в 1915-1921 годах.
Работы по Священному Писанию были тесно связаны с экзегетическими исследованиями, которые в основном касались новозаветных текстов и были посвящены как книгам в целом (свящ. Василий Строганов «"Мехи новые" Четвертого Евангелия», № Ю-300; А.М. Бухарев «О соборных апостольских посланиях», № 9), так и их отдельным главам (Ин. 3 — архиепископ Михаил (Мудьюгин), № 10; Рим. 6 — протоиерей Михаил Сперанский, № 10) и даже стихам (Ин. 15, 3 — митрополит Никодим (Ротов), № 6).
Переводы
Большое место среди материалов БТ занимала публикация переводов святоотеческих творений. Заказчиком таких переводов был большой знаток книжного и издательского дела Е.А. Карманов. Одним из наиболее объемных трудов, напечатанных в БТ, было сочинение блаженного Августина «Исповедь» (№ 19). Первоначально в этом номере предполагалось дать перевод важнейшего труда свт. Григория Паламы «Триады в защиту священнобезмолвствующих», однако подготовленный уже набор был рассыпан, ибо впал в немилость по политическим мотивам один из главных исследователей Паламы протоиерей Иоанн Мейендорф, на которого постоянно ссылался в своих комментариях к «Триадам» их переводчик В.В. Бибихин; в результате русский читатель смог ознакомиться с этим переводом лишь 20 лет спустя (в 1995 году).
Публикация святоотеческих трудов всегда сопровождалась предисловиями и послесловиями, часто представлявшими собой отдельные патрологические исследования. Из самостоятельных патрологических сочинений, опубликованных на страницах БТ, наибольший интерес представляет монография профессора И.В. Попова «Св. Иларий, епископ Пиктавийский» (№ 4-7), а также его статья «Святой Амфилохий, епископ Иконийский» (№ 9).
Богословие
В области догматического богословия наиболее значительные публикации связаны с именем В.Н. Лосского. Это, прежде всего его большие работы «Догматическое богословие» и «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» (№ 8), ставшие ныне классическими; ряд глав из книги «Видение Бога» (№ 8, 18, 24, 25), являющейся патристическим введением в исихазм, и статьи из посмертно изданного сборника «По образу и подобию Божию» (№ 14). Из других работ того же автора следует отметить эсхатологический этюд «Господство и царство» (№ 8), статьи «Догмат о непорочном зачатии» (№ 14), «Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита» (№ 26).
Из всего спектра догматических тем внимание русских богословов особо привлекали проблемы сотериологии и вопросы правильного понимания догмата искупления. Этапной работой здесь является статья протоиерея Петра Гнедича «Догмат искупления в русской богословской науке последнего пятидесятилетия (первая половина XX столетия)» (№ 37) — заключительная глава его магистерской диссертации, защита которой была связана для отца Петра с немалыми внеакадемическими препятствиями. Той же теме были посвящены магистерская диссертация архиепископа Михаила (Мудьюгина) «Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям (основы православной субъективной сотериологии)» (№ 7, 10), а также труд епископа Гурия (Степанова) «Богозданный человек. Опыт православной теодицеи жизни» (№ 12).
К теме спасения непосредственно примыкает учение о Церкви, и ряд статей БТ посвящен вопросам православной экклезиологии. Здесь прежде всего следует отметить публикацию выдающегося русского философа, богослова и ученого священника Павла Флоренского «Экклезиологические материалы» (№ 12). Вообще можно сказать, что именно БТ открыли для православного читателя советской поры имя этого мыслителя; особенно большое значение в плане пробуждения интереса к Церкви у интеллигенции тех лет имела публикация в 1972 году его работы «Иконостас» (№ 9). Из других трудов отца Павла был напечатан под общим названием «Из богословского наследия» большой цикл работ по философии культа (№ 17), статьи «Макрокосм и микрокосм» (№ 24) и «Эмпирея и эмпирия» (№ 27).
История духовного образования и становление русской богословской мысли рассматривались в специальных выпусках БТ, посвященных 175-летию ЛДА и 300-летию МДА. Однако работы по апологетике практически отсутствовали в БТ — в годы государственного атеизма было невозможно привлекать в целях защиты веры современные научные данные.
Ряд статей был посвящен нравственному богословию и аскетике; именно БТ начали публикацию большого труда епископа Варнавы (Беляева) «Опыт православной аскетики» (№ 32), который позднее был издан в виде четырехтомника «Основы искусства святости». К наиболее значительным публикациям в области гомилетики следует отнести дореволюционные лекции митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского) «Святоотеческие творения как пособие проповедникам. История проповедничества» (№ Ю-175). В области церковного права нужно отметить ряд работ выдающегося русского канониста С.В. Троицкого (№ 2, 4, 33), в области литургики наиболее весомый вклад принадлежит профессору Н.Д. Успенскому, поместившему на страницах БТ историко-литургические очерки по основным богослужебным последованиям (№ 1, 15, 18-19, 21-24, 26).
Церковная история и «богословский словарь»
Большой удельный вес работ по истории Русской Церкви был обусловлен подготовкой в 1980-х годах к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Особенно много работ по этой теме было опубликовано в № 28, большая часть которого состояла из материалов церковно-исторических конференций, посвященных этому юбилею. Важное значение имели публикации церковно-исторических памятников, например «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона (№ 4), в том числе источников относительно недавнего времени, в частности материалов Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов (№ 33, 34). Жизнь и деятельность Русской Церкви рассматривалась в широком историко-географическом контексте, включающем в себя события истории Православия в Литве, Галиции, а также контакты с западными соседями России. В ряде статей рассматривались традиции древнерусского церковного благочестия, история различных церковных институций в России, в частности старчества и епископата; следует отметить цикл статей об иерархах XVI века, принадлежащий архимандриту Макарию (Веретенникову) (№ 25, 29, 31-33, Ю-300). Важное место заняли в исследованиях об иерархах Русской Церкви статьи о Патриархе Алексии I (А.Л. Казем-Бек, № 34), митрополите Григории (Чукове) (протоиерей Владимир Сорокин, № Ю-175, 29), митрополите Никодиме (Ротове) (ряд статей, № 20), архиепископе Иннокентии (Борисове) (№ 31), епископе Порфирии (Успенском) (архимандрит Иннокентий (Просвирнин), № 26; И.С. Чичуров, № 35). Жизни и деятельности Патриарха Никона были посвящены статьи протоиерея Льва Лебедева (№ 23, 24) и В.В. Шмидта (№ 37), а также публикация В.М. Ундольского «Отзыв Патриарха Никона об Уложении царя Алексея Михайловича» (№ 23).
Общая церковная история также была хорошо представлена на страницах БТ. Из наиболее важных публикаций следует отметить новый перевод «Церковной истории» Евсевия Памфила, епископа Кесарийского (№ 23-26), а также «Очерки из истории Церкви» священника Сергия Мансурова (№ 6, 7). Анализу исторической ценности документов I Вселенского Собора (не сохранившихся в первоначальном виде) посвящена работа протоиерея Ливерия Воронова (№ 11). В церковно-историческом исследовании архиепископа Лоллия (Юрьевского; 1875-1935) «Александрия и Египет» (№№ 18, 21, 24, 25) разбираются древние свидетельства о порядке избрания и рукоположении епископов в Александрийской Церкви. Следует отметить также статью архимандрита (ныне Патриарха Московского и всея Руси) Кирилла «К вопросу происхождения диаконата» (№ 13). Об отдельных сторонах взаимоотношений церковного Востока и Запада писали протоиерей Виталий Боровой (№ 1) и профессор Д.П. Огицкий (№ 26), по истории Западных Церквей — архиепископ Михаил (Мудьюгин) («Реформация XVI века как церковно-историческое явление», № 6), протоиерей Ливерий Воронов («Вопрос об англиканском священстве в свете русской православной богословской науки», № 3), протоиерей А.Сергеенко («Очерки из истории старокатолического движения», № 1).
Значительная часть статей по церковной археологии связана с исследованиями на Святой земле, как, например, работа архимандрита Антонина (Капустина) «Древняя христианская могила в Палестине» (№ 35). Другие вопросы археологии рассматривались в статьях митрополита Антония (Мельникова) «О христианстве в Помпеях и Геркулануме» (№ 10), архимандрита Макария (Веретенникова) «Берестяные грамоты как источник русской церковной истории» (№ 24), протоиерея Владимира Мошина (Сербская Православная Церковь) «Новгородские листки — остаток кодекса царя Самуила и их экфонетическая нотация» (№ 26) и архимандрита Августина (Никитина) «Русский археологический институт в Константинополе» (№ 27). Ряд статей был посвящен жизни и деятельности выдающихся церковных археографов, таких как епископ Порфирий (Успенский) (№ 26, 35), архимандрит Антонин (Капустин) (№ 26, 27, 35, 36), академик Н.П. Кондаков (№ 28).
В 1986-1993 годах была предпринята попытка публикации на страницах БТ статей словарно-энцикло-педического характера: под рубрикой «Материалы к "Богословско-церковному словарю"» в № 27-31 были помещены 64 статьи, в большей части которых (46) содержались биографии выдающихся церковных деятелей; отметим также три статьи, посвященные дореволюционным церковным журналам («Богословский вестник», «Вера и разум», «Странник»). Это направление стало предвестием возникшего уже в последующие годы и реализуемого ныне проекта «Православная энциклопедия».
Новый период истории
С изменением ситуации в стране в начале 1990-х для БТ, как и для Издательского отдела в целом, наступили трудные времена. Из-за ухудшения экономического положения редакция не могла приглашать наиболее известных авторов (которые получили возможность печататься в иных издательствах), что сказалось на снижении качества БТ.
На заседании Священного Синода 26 декабря 2001 года председателем редколлегии БТ был назначен митрополит Минский и Слуцкий Филарет, председатель Синодальной богословской комиссии («учитывая, что в настоящее время развитие научно-богословских исследований в нашей Церкви все более координируется Синодальной богословской комиссией»). Это назначение оказалось благотворным для сборника — его качество заметно улучшилось. Начиная с № 38 в БТ снова начали публиковаться переводы отцов и учителей Церкви, причем не только греческих (Ориген, преподобные Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, святители Григорий Палама, Марк Эфесский) и латинских (блаженный Августин), но и сирийских (Афраат Персидский). Продолжилась публикация трудов классиков отечественного богословия (В.Н. Лосского), а также русской религиозной философии (отца Павла Флоренского, Л.П. Карсавина). В разделе «Из русской религиозной мысли» печатались материалы, посвященные имяславию — специфически русской богословской теме, которая никогда ранее не появлялась на страницах БТ и развернутый анализ которой завещан нам богословами дореволюционной России; здесь следует отметить архивные разыскания епископа Илариона (Алфеева), ныне митрополита Волоколамского. Вводились в оборот и новые архивные материалы, связанные с гонениями на Церковь в XX веке; так, в статье Е.В. Ивановой (№ 42) по голоду в России в 1921-1922 годах показано (с привлечением материалов гуверовского архива в США, Стэнфорд), что «церковный помгол» был закрыт большевиками, а усилия Церкви помочь голодающим всячески замалчивались.
Начали появляться и работы современных православных ученых: литургистов отца Михаила Желтова и профессора А.М. Пентковского, патрологов А.Г. Дунаева, агиографа А.Ю. Виноградова, философов С.С. Хоружего, В.В. Петрова, А.В. Серегина, Д.С. Бирюкова.
Помимо чисто академических исследований, в БТ печатались и материалы, так или иначе связанные с проблемами, волнующими современное церковное общество: сюда можно отнести вопрос об отношении к термину «пресуществление» (статья М.М. Бернацкого) и вопрос оценки богословских диалогов Православных Церквей с дохалкидонскими Церквами (статья французского патролога Ж.-К. Ларше).
С увеличением объема редакционного портфеля появилась возможность публиковать статьи тематическими блоками, например, «евхаристический блок» из трех дополняющих друг друга работ разных авторов (отец Марко Скарпа (Венеция), А.Г. Дунаев и М.М. Бернацкий), посвященный богословию Евхаристии у святителя Григория Паламы и в период паламитских споров (№ 42). Приглашаются специалисты из других областей знания для квалифицированного суждения по некоторым интересным для Церкви проблемам: такова статья профессионального математика, заведующего кафедрой теории чисел механико-математического факультета МГУ, члена-корреспондента РАН Ю.В. Нестеренко «Церковные календари и пасхалия (математический подход)» (№ 42), в которой автор развеивает распространенный светский предрассудок о безусловных преимуществах григорианского календаря сравнительно с новоюлианским и выдвигает критерии возможной реформы календаря в будущем, отмечая при этом, что «затронутые в статье проблемы требуют дальнейших исследований и обсуждения их результатов астрономами и математиками, историками Церкви и специалистами в других областях».
Одним из направлений совершенствования БТ в последние годы стало существенное расширение раздела критики и библиографии, что важно для развития богословской науки в России.
Своеобразным символом возрождения БТ стало восстановление в нем (начиная с № 41) твердого переплета, утраченного в 1992 году (№ 31) во время экономической разрухи в стране. Следует отметить также создание сайта БТ, что является необходимым условием для причисления публикуемых в издании статей к научным работам (пока это важно только для сотрудничества с западными учеными). Адрес сайта: www.btrudy.ru.
Какие бы времена ни переживали «Богословские труды», цель издания неизменно оставалась прежней, той самой, что была заявлена в заметке «От издательства» (№ 1): «Раскрывать для религиозного сознания духовные сокровища православия... способствовать расширению богословского кругозора питомцев наших духовных школ и духовенства Русской Православной Церкви... вообще содействовать богословскому творчеству в Русской Церкви». Все эти годы, в течение вот уже полувека, издание способствовало консолидации творчески активных сил нашей Церкви в новый период ее истории, стимулировало дальнейшее развитие богословских исследований в России. И ныне можно констатировать, что БТ собирают на своих страницах все лучшее, чем располагает современная церковно-историческая и богословская наука. Будем уповать, что уровень БТ и в дальнейшем будет неуклонно расти.
Примечания
1 ― Митр. Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич; 1891-1961), постоянный член Священного Синода, председатель ОВЦС (с 1946 г.) и Издательского отдела (с 1945 г.); в 1960 г. отправлен на покой.
2 ― Прот. Тихон Дмитриевич Попов (1876-1962), ректор МДА до осени 1946 г.
3 ― Алексей Иванович Георгиевский (1904-1984), проф. МДА (литургика), ответственный секретарь ЖМП (1950-1953).
4 ― Прот. Александр Андреевич Ветелев (1892-1976), проф. МДА (нравственное богословие), доктор богословия (1974).
5 ― Николай Дмитриевич Успенский (1900-1987), заслуж. проф. ЛДА (литургика), доктор церковной истории (1957).
6 ― Прот. Андрей Александрович Сергеенко (1902-1973), проф. МДА (история западных исповеданий), магистр богословия (1969).
7 ― Василий Дмитриевич Сарычев (монах Василий; 1904-1980), проф. МДА (догматическое богословие), магистр богословия (1967).
8 ― Прот. Всеволод Дмитриевич Шпиллер (1902-1984), в течение 32-х лет настоятель Николо-Кузнецкого храма в Москве.
9 ― Еп. (впоследствии архиеп. Тамбовский и Мичуринский) Михаил (Чуб; 1912-1985), магистр богословия (1974).
10 ― Михаил Агафангелович Старокадомский (1889-1973), проф. МДА (патрология и основное богословие), доктор богословия (1969).
11 ― Митр. Рижский и Латвийский Леонид (Поляков; 1913-1990), доктор церковной истории (1964).
12 ― Прот. Петр Викторович Гнедич (1906-1963), проф. МДА (патрология и византология), магистр богословия (1962).
13 ― Павел (Черемухин), иеромонах (впоследствии снял сан), кандидат богословия (1956).
14 ― Михаил Алексеевич Добрынин (1922-1963), доц. ЛДА (древнееврейский язык и Священное Писание Ветхого Завета), кандидат богословия (1958).
15 ― Архиеп. Архангельский и Холмогорский (впоследствии Ростовский и Новочеркасский) Никандр (Викторов; 1891-1961), доц. Богословского института (Харбин), кандидат богословия (1915).
16 ― Архиеп. (впоследствии митрополит Симферопольский и Крымский) Гурий (Егоров; 1891-1965), кандидат богословия (1917).
17 ― Свт. Лука (Войно-Ясенецкий; 1877-1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, исповедник (память 29 мая), богослов, врач, художник.
18 ― Г.И. Шиманский (1915-1970), преп. КДС, кандидат богословия (1951).
19 ― Д.Г. Яхонтов, автор в ЖМП 1960-х годов.
20 ― Леонид Александрович Успенский (1902-1987), богослов и иконописец.
21 ― Владимир Николаевич Лосский (1903-1960), выдающийся русский богослов.
22 ― Алексей Сергеевич Мерзлюкин (1898-1970), иконописец, историк, богослов; посвятил жизнь изучению и описанию богородичных икон.
23 ― Впоследствии архиеп. Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин; 1900-1985), богослов, исследователь творчества прп. Симеона Нового Богослова.
24 ― Николай Никанорович Глубоковский (1863-1937), проф. СПбДА (Св. Писание Нового Завета), доктор богословия (1897), редактор «Богословской энциклопедии» (с 1905).
25 ― Митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов; 1866-1956), магистр богословия.
26 ― Архиеп. Суздальский Гурий (Степанов; 1880-1938), проф. КазДА, востоковед.
27 ― Еп. (впоследствии митр. Ленинградский и Новгородский) Никодим (Ротов; 1929-1978), доктор богословия (1975).
28 ― Прот. Константин Иванович Ружицкий (1888-1964), ректор МДА (1951-1964), доктор богословия (1964).
29 ― Архим. Питирим (Нечаев; 1926-2003), впоследствии митр. Волоколамский и Юрьевский, главный редактор ЖМП (1963-1994).
30 ― Прот. Михаил Кронидович Сперанский (1888-1984), ректор ЛДА (1952-1966), доктор богословия (1972).
31 ― Александр Федорович Шишкин (1897-1965), доц. ЛДА (Конституция СССР и основное богословие), кандидат богословия (1951), отв. редактор ЖМП (1960-1961).
32 ― Евгений Алексеевич Карманов (1927-1998), проф. МДА (греческий язык, литургика), кандидат богословия (1958), отв. секретарь ЖМП (1970-1981).
33 ― Архиеп. (впоследствии митр. Ленинградский и Новгородский) Антоний (Мельников; 1924-1986), магистр богословия (1964).
«Церковный вестник»/Патриархия.ru