В феврале 2006 года в Охридской православной архиепископии в Македонии побывал иеромонах Дамаскин (Кристенсен) из монастыря преп. Германа Аляскинского в Калифорнии. Поездка по Македонии стала частью лекционного тура, совершенного по странам Балканского региона.
Иеромонах Дамаскин хорошо известен во всем православном мире как автор книги об отце Серафиме (Роузе), переведенной на многие языки, в том числе русский, греческий, сербский, болгарский.
В последнем, 244-м, номере американского журнала The Orthodox Word «Православное слово», издаваемого монастырем преп. Германа Аляскинского, опубликован очерк отца Дамаскина, озаглавленный «Поездка в православную Охридскую архиепископию и освобождение иерарха-исповедника, Его Блаженства архиепископа Йована». Об этом сообщает сайт Охридской православной архиепископии.
Отец Дамаскин рассказывает о красоте и богатстве культурного и исторического наследия Македонии, прекрасных храмах Охрида.
Вместе с тем американский клирик выражает свое удивление тем, что самопровозглашенная «Македонская Православная Церковь» продает билеты на вход в эти храмы.
Иеромонах Дамаскин пишет о встречах с клириками, насельниками монастырей и верующими Охридской архиепископии, и особенно отмечает их интерес к лекциям и слайд-фильмам о жизни отца Серафима (Роуза) и американских монастырей, которые он демонстрировал в ходе поездки.
Отец Дамаскин рассказывает о своих впечатлениях от обстановки в Республике Македония — в частности, о действиях полиции и о неуважении, которое проявляет государство к религиозной свободе своих жителей.
Вот что пишет американский священник о своем прибытии в Македонию: «Настоятель, отец Давид, повез меня на машине из города Салоники, на севере Греции, в македонскую столицу Скопье 25 февраля 2006 года.
На границе македонские полицейские, увидев, что я иностранный православный священник, приказали нам припарковаться и заставили необычно долго ждать. Допросив отца Давида, они строго посоветовали ему только провезти меня через территорию Македонии в Сербию.
В конце концов мне разрешили въехать в Македонию, но поведение полиции свидетельствовало о страхе, который власти по-прежнему испытывают к иностранным православным клирикам, въезжающим в страну, поскольку они знают, что эти клирики будут обязательно в общении с Охридской архиепископией, а не с раскольнической церковью Македонии».
Как пишет отец Дамаскин, «последние сообщения из архиепископии свидетельствуют, что национальные СМИ в Македонии запустили против нее еще одну кампанию ненависти. По-прежнему звучат угрозы в адрес монастырей и верующих. Власти недавно аннулировали паспорт архиепископа Йована и по-прежнему не собираются разрешить регистрацию архиепископии.
Лидеры раскольничьей церкви в Македонии знают: если Охридской архиепископии будет предоставлена свобода, большинство православных христиан в стране присоединятся к ней, чтобы быть в общении с Православной Церковью. Поэтому они продолжают оказывать давление на суды, чтобы добиться нового осуждения архиепископа Йована.
Недавно суд признал архиепископа виновным в том, что «он, по-видимому, имел намерение использовать не по назначению пожертвование» (т.е., по сути, совершил мысленное преступление) — и это после того, как тот же суд уже дважды снимал с него этого обвинение. Теперь архиепископу угрожает год заключения, если Верховный Суд подтвердит приговор».
Многие граждане Республики Македония не хотят становиться членами «Македонской Православной Церкви», не имеющей евхаристического единства с каноническими Православными Церквами.
Верные Охридской архиепископии не оспаривают ни юридический статус «Македонской Церкви», ни блага, которые государство предоставляет раскольникам, но они считают, что тюремное заключение архиепископа Йована, отказ в регистрации Охридской архиепископии, ограничение свободы передвижения являются нарушением Европейской конвенции по правам человека и Конституции Республики Македония.
Патриархия.ru