Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Главный вклад в дело воспитания детей по-прежнему вносит семья»

Митрополит Калужский и Боровский Климент: 'Главный вклад в дело воспитания детей по-прежнему вносит семья'
Версия для печати
5 октября 2006 г. 14:17

Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент прокомментировал учреждение новой церковной награды — «Патриаршего Знака Материнства».

— Ваше Выскопреосвященство, сегодня, в День учителя, учрежден «Патриарший Знак Материнства». Какое значение, по Вашему мнению, должна иметь эта новая церковная награда?

— Да, действительно, сегодня Святейший Патриарх Алексий подписал указ об учреждении «Патриаршего Знака Материнства». И не случайно это решение принято в День учителя — день, когда мы отдаем дань уважения благородному труду педагогов, людей, которые во многом формируют мировоззрение наших детей.

Россия вошла в XXI век в тяжелом демографическом положении. Последние пятнадцать лет наблюдается резкое сокращение рождаемости, и основная причина — не в том, что материальное положение наших сограждан оставляет желать лучшего (хотя это и имеет значение), но в том, что за последние годы утеряна любовь к детям, утеряно понятие настоящей семьи.

Семья, где все построено в духе согласия, строится на евангельских принципах, сейчас большая редкость. Ослабление института семьи в российском государстве приводит к тому, что люди не уверены в завтрашнем дне — причем не в том даже, что они не смогут материально обеспечить свою семью, но — вообще в том, что их семья сохранится как таковая. Соответственно, эта неуверенность заставляет их отказываться от рождения детей.

В целом по России велик процент разводов, часто молодые люди вступают в брак как будто уже с готовностью расторгнуть его. Причина слабости семейных отношений заключается в том, что в отношениях между супругами отсутствует христианская любовь. И в основу семейного союза полагаются не духовных качества молодоженов, брак строится не на евангельских заповедях, а только на каких-то внешних, поверхностных соображениях.

Но проходит время, люди меняются — и внешностью, и характером, и от прежнего ощущения увлеченности не остается и следа. И без должного понимания своего семейного долга супруги часто начинают тяготиться необходимостью поддержания нормальных отношений и, к сожалению, обязанностями по воспитанию детей. Эти внутренние проблемы семьи и приводят к разводам.

Кроме того, современный человек с молодого возраста привыкает «брать от жизни все», стремиться исключительно к плотским удовольствиям. Но брак — это крестоношение; он не предполагает только получение удовольствия. Супружество требует несения не только своего личного креста, но еще и креста ближнего своего: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов», — говорит Апостол.

Супруги, имеющие ребенка, призваны ограничивать себя; не все можно позволить себе при детях, с детьми можно пойти далеко не везде, куда захочется взрослым, не все фильмы или передачи можно смотреть в присутствии детей. Но на это у нас часто не обращают внимания, и отсюда у молодежи возникает неправильное представление о семейной жизни.

В формирование такого искаженного понимания семейной жизни вносят свой вклад фильмы, программы и реклама, которые культивируют «легкую жизнь», жизнь, где супруги не несут никакой взаимной ответственности, кроме ответственности, оговоренной в брачном контракте. А телевидение (об этом уже много сказано) имеет огромное влияние на умы молодых людей и особенно детей.

Печальная характерная черта современного общественного сознания — ложное представление о том, что дети якобы ничего не понимают из того, что они видят и слышат вокруг себя. Это глубоко ошибочное мнение. Даже у детей дошкольного возраста увиденный греховный поступок или услышанное грязное слово отражаются на сознании и формируют его; в конце концов, из этих моментов складывается мировоззрение молодого человека, в том числе и в том, что касается семьи.

За примерами не нужно далеко ходить, эти примеры, к глубокому сожалению, встречаются довольно часто. Однажды я увидел, как в программе «Доброе утро» в студию в качестве гостьи была приглашена известная актриса, молодая женщина примерно тридцати лет. И первый вопрос, который ей был задан, — собирается ли она выходить замуж после четырех (!) предыдущих неудачных попыток. В ответ на это женщина заявила, что впредь ее отношения с мужчинами не предполагают семейных уз, она, по ее словам, будет иметь «партнера».

Представьте себе: в утреннее время, когда дети готовятся в школу, во многих домах работают телевизоры. Дети пропустят какие-то политические новости или официальную хронику, но подобная реплика не пройдет мимо слуха ребенка. Естественно, какая-нибудь девочка прибежит в школу, будет приводить в пример своим подружкам эту актрису и говорить: лучше иметь партнера, а не семью. Сознательно или неосознанно, но подобные передачи и выступления разрушают институт семьи.

Церковь, глубоко обеспокоенная тем положением, которое сложилось в нашем обществе в связи с демографической проблемой, с распространением среди молодого поколения таких пороков, как алкоголизм, наркомания, нравственной распущенности, прилагает все усилия, чтобы укрепить российское общество.

Справедливо сказано: «Будущее страны решается за школьной партой». Через десять-пятнадцать лет нынешние школьники закончат ВУЗы, получат образование и станут руководителями разного уровня. И от того, какими мы вырастим наших школьников, зависит будущее страны.

А воспитание ребенка происходит в школе и в семье. Церковь также посильно занимается этим, но в церковь ходят не все дети, и Церковь не всегда может обратить свое слово ко всем. Главный же вклад в дело воспитания детей по-прежнему вносит семья. И пример, который подала ребенку семья, глубоко западает в сознание ребенка, формирует его мировоззрение.

Церковь, понимая значение семьи для формирования будущего России, учредила «Патриарший Знак Материнства», который вручается «в благословение за чадолюбие и жертвенное материнское служение». Забота о детях требует жертвы. Это значит, что родители обязаны заботиться о том, чтобы, отдавая часть своего времени, сил воспитанию детей, они тем самым подавали им пример настоящей, деятельной христианской любви.

— Скажите, пожалуйста, Владыка, каким образом будет происходить награждение «Патриаршим Знаком Материнства»?

— Из названия видно, что этот знак будет вручаться по указам Святейшего Патриарха. Награждаться им, как сказано в Положении о Знаке, будут женщины, «воспитавшие в традициях православной веры пять и более детей; явившие образец духовно-нравственного  воспитания детей (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); явившие исключительный пример подвига чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе».

В будущем планируется, что после соответствующих Патриарших указов «Патриарший Знак Материнства» будут также вручать правящие архиереи в епархиях.

— Благодарим Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваш комментарий.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Делай по силе и не считай своих добродетелей

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»