Хотя об участи младенцев, умерших без крещения, нельзя судить с полной уверенностью, христиане могут и должны надеяться, что Бог примет таких детей на небеса. К такому заключению пришли члены Международной Богословской Комиссии, заседание которой состоялось 2-6 октября в Ватикане, сообщает Catholic News Service.
В ходе встречи была продолжена работа над документом, в котором разъясняется, как в общепринятое католическое учение вошло представление о так называемом «лимбе», почему оно так и не было включено в официальную доктрину, и почему, наконец, разумнее надеяться на спасение младенцев, нежели полагать, что они попадают в «лимб».
(В традиционном католическом богословии под «лимбом» понимается: 1) временное пристанище или состояние душ праведников, лишенных блаженного созерцания до Вознесения Христа на небо; 2) постоянное место пребывания или состояние душ некрещеных детей и прочих, кто умирает, не совершив тяжких личных грехов, но тем не менее лишен вечного блаженства на основании исключительно первородного греха — так называемый «лимб младенцев»).
Как заявил отец Пол Макпартлэн, член папской комиссии и профессор Католического университета Америки в Вашингтоне, «мы не можем утверждать, что знаем наверняка участь некрещеных детей, но у нас есть серьезные основания надеяться, что Бог по Своей милости и любви заботится о таких детях и ведет их ко спасению».
Выступая в последний день заседания, отец Макпартлэн заявил, что 30 членов комиссии согласны относительно главного тезиса документа, и осталось лишь внести заключительные штрихи. Если они проголосуют по последней версии документа по почте, то он может быть опубликован в 2007 году. Как сообщил отец Макпартлэн, в работе над проектом документа не было никаких проволочек, но работа комиссии требует времени.
Документы комиссии не включаются в «Магистерий» (совокупность доктринальных наставлений, исходящих от Папы, епископов и Соборов), но составляются с целью помочь Святому Престолу, особенно Конгрегации по доктринам веры, в изучении догматических вопросов особой важности.
Как подчеркнул отец Макпартлэн, авторы документа, поддержав надежду на спасение младенцев, тем не постарались разъяснить христианское учение о необходимости крещения.
Документ никоим образом не предполагает снизить настойчивость, с которой Церковь призывает родителей крестить своих детей, — сказал отец Макпартлэн. — Мы лишь стремимся определить, что говорит Церковь, сталкиваясь с ситуацией смерти младенца, умершего без крещения. Это и только это подвигло на создание данного документа. И ответом будет не примитивное «Не волнуйтесь, все в порядке», но то, что бесконечная милость Божия и Его любовь излились в Иисусе Христе, и Его желание спасти всех людей дает твердую основу для упования, что такие дети спасутся несмотря на то, что остались без крещения.
Комиссия также выразила надежду, что сможет ответить и тем, кто оплакивает жизни младенцев, погибших при абортах. Поскольку Католическая Церковь учит, что человеческая жизнь начинается в момент зачатия, то и к этим детям применимо решение, предложенное комиссией, заявил отец Макпартлэн.
Чтобы решения комиссии не были неверно интерпретированы — как предполагающие необязательность крещения младенцев в силу их неспособности ко греху, — документ подтверждает церковное учение о действительности первородного греха.
Как объясняет катехизис Католической Церкви, «Рожденные с падшей человеческой природой и запятнанные первородным грехом, дети также нуждаются в возрождении в крещении, чтобы быть освобожденными от силы тьмы и быть приведенными в царство свободы детей Божиих, к которой призываются все люди». Однако в катехизисе, изданном в 1992 году, не упоминается «лимб» — о детях, умирающих вне крещения, сказано лишь, что Церковь вверяет их милости Божией.
Представляя работу комиссии Папе Бенедикту XVI, ее руководитель кардинал Уильям Л. Левада, префект Конгрегации по доктринам веры, подчеркнул важность документа, поскольку, с одной стороны, Церковь знает, что спасение «возможно только во Христе, действием Духа Святого», с другой, «значительно возросло число некрещеных детей».
Официальное изучение вопроса папской богословской комиссией началось в 2004 году, когда этот консультативный орган возглавлял кардинал Йозеф Ратцингер, ныне Папа Бенедикт XVI.
Отец Макпартлэн полагает, что рассмотрение вопроса было вызвано тем, что священники и епископы со всего мира просили кардинала Ратцингера дать «обновленную католическую формулировку, которая ответила бы на страдания» людей, потерявших ребенка до крещения.
В пространном интервью, изданном в 1985 году отдельной книгой под заглавием The Ratzinger Report, и в книге 2000 года «Бог и Мир», будущий Папа Бенедикт сказал, что богословски более осмысленно обращать внимание на надежду, нежели держаться за представление о лимбе, где некрещеные младенцы сподобятся вечного «естественного счастья», однако будут лишены возможности пребывать на небесах в присутствии Божием.
Лимб, указал будущий Понтифик, никогда не был догматом католической веры. Скорее его существование было гипотезой, которая сформировалась на основе веры Церкви в необходимость крещения.
6 октября Папа Бенедикт совершил мессу в сослужении членов комиссии. В проповеди он говорил о роли богословов как людей, слушающих слово Божие с тем, чтобы помочь другим услышать благую весть. Однако он ничего не сказал о документе, над которым проходила работа.
Патриархия.ru