Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на международной конференции «Христианско-иудео-мусульманский межконфессиональный диалог» (Будапешт, 2 июня 2011 г.)

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на международной конференции «Христианско-иудео-мусульманский межконфессиональный диалог» (Будапешт, 2 июня 2011 г.)
Версия для печати
3 июня 2011 г. 13:20

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил на международной конференции «Христианско-иудео-мусульманский межконфессиональный диалог», состоявшейся 2 июня 2011 года в Будапеште, с докладом на тему: «Проблема религиозной нетерпимости. Что мы можем сделать вместе?»

Уважаемые участники конференции, позвольте мне представить вашему вниманию доклад, посвященный проблематике свободного исповедания веры в мире и его отдельных регионах, а также межрелигиозному взаимодействию в этой сфере.

Свобода совести является основополагающим и общепризнанным правом человека, подтвержденным всеми без исключения международными правозащитными договорами. Преследование человека по признаку вероисповедания не только не допустимо, но и глубоко безнравственно. Именно поэтому европейское сообщество и международные организации уже давно прилагают усилия по противодействию распространению таких явлений как исламофобия и антисемитизм. Данная позиция направлена на утверждение справедливости и правопорядка в обществе, в котором верующие люди чувствуют себя защищенными. Тем более это актуально в связи с активными миграционными процессами, в результате которых в Европе меняется религиозная и этническая картина. Так, в 1992 г. в Западной Европе насчитывалось свыше 7 млн. мусульман; в 2004 г. в Европейском Союзе уже проживало 15 млн. приверженцев ислама. В настоящее время в Западной Европе проживают до 24 млн. мусульман. И мы видим, что власти европейских стран делают многое для того, чтобы приезжие люди и коренные европейцы исламского происхождения не чувствовали себя изгоями или принадлежащими к «второму сорту», но имели равные со всеми права и свободы, в том числе и в религиозной сфере.

Однако подобное положение дел присуще далеко не всем странам и регионам мира. В XXI веке мы сталкиваемся со случаями преследований христиан, начиная с ущемления их гражданских прав и заканчивая физическим насилием и убийствами. Согласно опубликованным в середине мая этого года данным, сегодня в мире преследованиям и дискриминации подвергается не менее 100 миллионов христиан. Из них не менее миллиона детей. Это не может не вызывать нашей глубокой озабоченности.

В настоящее время мы переживаем новую эпоху гонения на христиан, которую некоторые сравнивают с временами римских императоров первых трех веков. В благополучных странах ничего не знают или не хотят знать об этом. Привлечь внимание к бедственному положению верующих пытаются лишь некоторые общественные и правозащитные организации.

Напомню, что в Ираке до 2003 г. проживало около 1,5 млн. христиан; сейчас же их там не более половины от этого числа, а те, кто остались, — ежедневно опасаются за свою жизнь. После октября прошлого года, когда террористы ворвались в сиро-католический собор в Багдаде, в результате чего погибли 52 человека, христианская община Ирака постоянно находится в ожидании новых нападений и террористических актов.

Информация о преследованиях или притеснениях христиан поступает из Египта, Судана, Афганистана, некоторых других стран. Печально известный закон «о богохульстве», действующий в Пакистане, нередко используется для вынесения смертных приговоров христианам.

Идея насилия, неуважения к иным религиям не присуща исламу, который является мирной религией. В Коране говорится, что наличие помимо ислама других религиозных общин библейской традиции — это воля Аллаха. В Священной Книге мусульман утверждается, что каждая религиозная община испытывается в том, что даровано ей свыше. Такие общины призваны соревноваться в деяниях добрых, а глубокий смысл различий в них проявится только в эсхатологической перспективе (Коран 5, 48). Коран свидетельствует о необходимости уважения к «людям Писания» — христианам и иудеям.

Есть еще одно измерение проблемы преследования христиан, о котором не могу не сказать: оно связано с представлением о христианстве, которое в мусульманском мире рождается в результате необдуманных, а порой и злонамеренных действий со стороны экстремистов и различных харизматических сект. Вспомним пастора из Флориды, который совершил кощунство в отношении Корана. Существуют и сектантские движения, которые занимаются агрессивной и неуважительной к местным традициям деятельностью среди мусульман. Все это ведет к искажению образа христианства, подобно тому, как и действия исламских сект представляют ислам в извращенном виде.

Случаи преследований верующих людей не касаются только лишь христианства, но затрагивают и мусульман, и иудеев. Подлинной трагедией стала необъявленная война муфтиям на российском Северном Кавказе. Напомню, что одной из последних ее жертв стал председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев. Мы не можем не вспомнить и о гибели мусульман-шиитов в Ираке, многочисленных жертвах, которые несут за собой теракты в израильских городах.

Сегодня мы еще более отчетливо видим, что в мире есть силы, которые заинтересованы в разжигании межрелигиозной розни, создании очагов нестабильности. Для этого широко используются современные информационные технологии, социальные сети, методы «промывки мозгов». Противопоставить злой воле мы можем свое стремление к мирному сосуществованию и разрешению конфликтов на религиозной почве.

Именно сейчас, как никогда ранее, важен активный межрелигиозный диалог, целью которого является свидетельство каждой из общин о своей вере и традиции, а также укрепление добрососедства и взаимопонимания. Этот диалог, как мне кажется, не должен ограничиваться лишь общими фразами и ни к чему не обязывающими призывами: он должен стать реальным вкладом в облегчение положения верующих людей. Религиозные деятели должны противостоять нетерпимости в отношении христиан, мусульман и иудеев. Ни один такой случай не должен оставаться незамеченным в потоке повседневных новостей и событий. Все мы на своих местах призваны сделать для этого все от нас зависящее. Только тогда голос людей веры станет убедительным голосом правды, в которой и есть сила. Я знаю об активной позиции Конференции Европейских Церквей и Совета епископских конференций Европы, которые призвали страны ЕС к решительным действиям против дискриминации христиан на планете. В Страстную среду католики всего мира молились за гонимых пакистанских христиан.

В Европе основаны и успешно действуют ряд правозащитных организаций, которые специализируются на мониторинге ситуации с нетерпимостью по признаку веры, в том числе и с положением христиан, обеспечивают материальную и юридическую помощь лицам, подвергающимся преследованиям.

Не могу не отметить позицию Венгерской Республики. Венгрия находится в числе стран, которые неоднократно обращали внимание европейского сообщества на акт агрессии против коптов в Египте 1 января 2011 года. Именно в период председательства Венгрии в Евросоюзе Комитет министров ЕС поручил верховному представителю по иностранным делам и политике безопасности Европейского Союза Кэтрин Эштон сообщать о шагах, которые предпринимает ЕС для защиты свободы вероисповедания. Убежден, что Венгрия и в дальнейшем будет инициировать и поддерживать принятие документов в защиту христиан на общеевропейском и мировом уровнях. Среди уже принятых документов нужно назвать резолюцию Европейского Парламента от 20 января 2011 года «О положении христиан в контексте религиозной свободы» и аналогичную резолюцию Парламентской ассамблеи Совета Европы.

На мой взгляд, в противодействии нетерпимости на религиозной почве может оказаться полезным опыт России. В нашей стране на протяжении многих веков мирно соседствуют христиане, мусульмане и иудеи. За всю историю России в ней не было войн на религиозной почве. В нынешней Российской Федерации, где мусульмане являются религиозным меньшинством, они пользуются не меньшими правами, чем православные, которые составляют большинство. Причем, в целом ряде случаев государство помогает мусульманским общинам больше, чем другим религиозным организациям. Например, существуют программы государственного финансирования исламского образования, обеспечения паломничества мусульман в Мекку.

Отрадно, что столь важную и чувствительную задачу как защита свободы вероисповедания в мире мы обсуждаем на венгерской земле. Народ этой страны подает пример верности своей исторической религиозной и нравственной традиции и, одновременно, признания и уважения других. Важным свидетельством тому стала новая Конституция Венгрии, принятая парламентом страны в апреле текущего года, в которой говорится, что венгерский народ объединяет «Бог и христианство», а также закрепляются главные нравственные постулаты, разделяемые обществом.

Завершая свое выступление, хотел бы еще раз подчеркнуть, что активная позиция религиозных деятелей, их нравственный авторитет в обществе и в среде верующих способны переломить тревожную тенденцию в сфере свободы вероисповедания в ряде стран мира, послужить свидетельством о высоких идеалах добра, справедливости и любви к ближним.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Уганде исламисты убили проповедника, обратившего в христианство 18 мусульман

В Нигерии христиане взывают к защите от постоянных зверских расправ и похищений

В Уганде исламисты сожгли заживо семью молодого пастора из мести за обращение мусульман в христианство

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем [Интервью]

В Москве прошла презентация сборников духовных песнопений на китайском языке

Председатель ОВЦС встретился с Президентом Республики Сербской Милорадом Додиком

Митрополит Волоколамский Антоний посетил Банялукскую митрополию

В Отделе внешних церковных связей пройдет международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных»

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в Форуме российской идентичности

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в межрелигиозном форуме в Узбекистане

Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в Саммите религиозных лидеров СОР29

Представители Русской Православной Церкви участвовали в межрелигиозном форуме в Эфиопии

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября

Сотрудники православной службы «Милосердие-на-Дону» доставили гуманитарную помощь в ПВР Горловки. Информационная сводка о помощи беженцам (за 25-28 октября 2024 года)

Братия монастыря Козельской епархии передала гуманитарный груз в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 22-24 октября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 17-22 октября

Православная служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь госпиталю в Донецкой области. Информационная сводка о помощи беженцам (за 18-21 октября 2024 года)

Луганская епархия доставила помощь в богадельню святителя Иоанна Шанхайского в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 15-17 октября 2024 года)

Проект «Память Церкви». Священнослужители. Протопресвитер Владимир Диваков