По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 30 октября — 2 ноября 2006 года в Москве и Подмосковье пройдет II Фестиваль православных СМИ «Вера и слово». На вопросы пресс-службы Московской Патриархии накануне фестиваля отвечает сопредседатель оргкомитета форума Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.
— Ваше Высокопреосвященство, важнейшим шагом в деле христианской миссии должно стать более тесное взаимодействие Церкви со СМИ. Фестиваль «Вера и слово» продолжает работать над теми же задачами, которые определены на первом форуме, — это консолидация сообщества церковных журналистов, развитие взаимодействия со светскими СМИ, выявление новых форм сотрудничества Церкви и современного общества. Каким Вам видится решение этих проблем?
— Церковь очень высоко оценивает роль СМИ в формировании общественного сознания. И Святейший Патриарх Алексий не раз подчеркивал, что «перед Церковью стоит важная миссионерская задача — научиться вести проповедь с широким использованием тех возможностей, которые сегодня предоставляют средства массовой информации».
Современные масс-медиа сформировались в секулярную эпоху вне Церкви. И сама Церковь относительно недавно стала на равных правах с другими общественными институтами взаимодействовать со СМИ. Этот опыт показывает, что средства массовой информации действительно предоставляют широкие возможности для церковной миссии.
Центральное событие нашего форума — Конгресс православных СМИ, а его кульминацией станет вручение премий «Вера и слово» в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя с участием Святейшего Патриарха Алексия.
Сто редакций печатных и электронных СМИ из разных регионов России прислали на конкурс много достойных работ. Поэтому, учитывая, что интерес к фестивалю и общественное влияние церковной журналистики растут, мы хотим сделать наш форум ежегодным. Уверен, что премия «Вера и слова» может стать со временем интересной и значимой для всего журналистского сообщества России.
Имея во все времена неизменную цель — спасение человека, Церковь всегда очень чутко относилась к тому, как, на каком языке и в каких формах обращаться к сердцу человека в ту или иную эпоху. Сегодня в нашей проповеди активно используются и новые информационные технологии. Это предполагает более активное присутствие Церкви в информационном пространстве, в чем, думаю, заинтересовано и государство, и общество.
Многое зависит от того, в чьих руках находятся СМИ, но есть и общий контекст — настроение самого журналистского сообщества, и здесь далеко не все благополучно. Так что изменение морально-нравственного климата в СМИ, это очень сложная, комплексная задача, но ее общими усилиями необходимо решать.
Мы должны не только участвовать в работе светских СМИ. У нас должны быть собственные информационные каналы, способные свободно вести церковную миссию вне зависимости от каких бы то ни было общественно-политических интересов.
Требование времени — создание целостного информационного пространства Русской Православной Церкви. В настоящее время вырабатывается общецерковная концепция информационного служения. В связи с этим будем широко использовать новые технологии — цифровое телевидение и радио, активно развивать сотрудничество между центральными и епархиальными изданиями, православными радио- и телепрограммами, не подавляя их творческий потенциал, не администрируя, а помогая росту профессионального мастерства, объединяя информационный потенциал православной журналистики.
За эти два года появилось общероссийское православное телевидение — «Спас» и «Благовест», а на Украине — телеканал «Глас». Сегодня уже не только синодальные учреждения и епархии, но многие крупные церковные приходы и монастыри имеют свои собственные периодические издания, теле- и радиопрограммы, а также веб-сайты и информационные порталы в Интернете. Первый фестиваль «Вера и слово» активно повлиял на развитие информационной деятельности во многих епархиях.
—Ваше Высокопреосвященство, каким образом Церковь может привлечь талантливых людей для журналистской деятельности во благо Православия?
— Не надо представлять себе православную среду каким-то гетто. У нас есть примеры плодотворного сотрудничества профессионалов в церковных СМИ. В Екатеринбурге, например, епархия приняла под свое руководство один из региональных телеканалов «Союз» Когда сотрудникам, которые пожелают работать на церковном телевидении, было предложено остаться, остались почти все.
— Владыка, в некоторых светских СМИ образ Церкви сильно искажен: это проявляется в пренебрежительном тоне передач, затрагивающих церковные темы, в отборе и подаче новостей, связанных с жизнью Церкви. Девиз нынешнего фестиваля — «Свобода и ответственность: христианские ценности в современной России». Какие акценты Вы считаете необходимым расставить при рассмотрении этой темы?
— С христианской точки зрения, СМИ могут и должны, во-первых, сказать людям правду о том, что добро существует, что оно всесильно и красиво, что оно несет в себе мир и радость, и что все люди призваны быть его носителями. Во-вторых, они должны четко разделять добродетель и порок во всех их проявлениях. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит православной журналистике — и внутри Церкви, и вне её лона.
В информационном пространстве России, увы, ныне главенствующее место заняли силы, враждебные Православию, отрицающие бытие Божие и евангельские нормы жизни. На людей постоянно обрушивается негативная информация: и реальные события, и вымышленные сюжеты, которые несут в себе потенциал жестокости, алчности и распущенности. Потакая пороку, делая его привлекательным и предпочтительным, нередко такие светские СМИ создают ложное впечатление нормативности греха. Это нельзя признать отражением реальной жизни, которая весьма разнообразна.
Нам известны примеры, когда позиция Православной Церкви заведомо вытесняется из СМИ, когда мнение священноначалия и представителей Церкви или прямо искажается, или цинично комментируется. Яркий пример — обсуждение вопроса о введении курса «Основы православной культуры» в школьное обучение. Светские СМИ пренебрегают позицией сторонников, зато оппоненты имеют широкие возможности высказаться, и, заметьте, за ними всегда остается последнее слово.
С другой стороны, во многих светских СМИ образ Церкви подчас создается людьми далекими от Православия, а порой и враждебными ему. В общественном сознании формируется упрощенный вариант «православности», чуждый аскетического учения Церкви: без соблюдения канонов и правил церковной дисциплины, без борьбы со своими страстями, без поста и молитвы, без исповедания веры и жизни по вере. Но эта точка зрения губительна для человеческой души, разрушительна для церковной среды и, в конечном счете, пагубна для самого общества.
— Ваше Высокопреосвященство, как Вы относитесь к предложениям, чтобы в рамках фестиваля или в межфестивальный период были выработаны основы некой этической, поведенческой хартии — поначалу для православных СМИ, которая затем стала бы примером для всех остальных?
— Не нужна никакая этическая, поведенческая хартия. Тем более для православных СМИ. Они и так чувствуют меру своей ответственности в сохранении межконфессионального мира.
Считаю, что разгул безнравственности в светских СМИ не так уж трудно предотвратить. Первое, что напрашивается: ввести в содержание лицензии элементарные нормы нравственности и художественного вкуса, разработать в пределах Федерального агентства печати и массовых коммуникаций механизмы контроля их соблюдения. А поскольку язык денег понятен для коммерческих изданий и вещания, установить ощутимые штрафные санкции.
Возможна и разработка этического кодекса каждого издания, или вещательной компании, наличие этого кодекса и выполнение его, также может быть обязательно при выдаче лицензии.
Речь здесь идёт не о цензуре, а о нетерпимости к нравственной глухоте — единственной нетерпимости, которая должна не только быть признана, но и существовать в информационной среде нашей страны.
Православные СМИ могут противопоставить пороку и безнравственности, насаждаемым в обществе, позитивный многовековой потенциал веры и евангельской любви.
Необходимо выработать эффективную церковную альтернативу и коммерческой рекламе. Базируясь на образном восприятии, современная реклама в СМИ способствует развитию потребительского сознания, обращенного лишь на материальную сферу существования. Часто именно через рекламу идет насаждение порока, вседозволенности, безнравственности в обществе, особенно в молодежной среде.
Вместе с тем известно, что образный тип восприятия на протяжении веков широко применяется в церковном искусстве. Церковь может использовать этот резерв выразительных средств, для того, чтобы донести Истину о Христе до современного человека.
Реклама должна быть не только для целей коммерческого продвижения товаров, реклама должна быть и социальной. Целью рекламы может быть и проповедь библейских заповедей, патриотизма, сострадания, чадолюбия и других духовно-нравственных ценностей, которые веками были присущи нашему народу.
— Ваше Высокопреосвященство, участники фестиваля примут участие в общественных слушаниях «Народное единство. Преодоление политического противостояния ХХ века», которые состоятся ко Дню народного единства в рамках общероссийской выставки «Православная Русь» в московском Экспоцентре. Какова роль церковной журналистики в достижении консолидации в нашем обществе?
— Нравственные проблемы личности в современном мире обнажили, в частности, трагические события в Кондопоге и других регионах нашей страны. Эти события, увы, вновь продемонстрировали: мало того, что контакты между церковными и светскими СМИ развиваются недостаточно активно, зачастую их точки зрения прямо противоположны.
Хотя роль и авторитет церковной журналистики в достижении консолидации в нашем обществе с каждым годом растет, — надеюсь, это подтвердит и нынешний фестиваль, - сил у неё для полного оздоровления обстановки в нём пока недостаточно. Российское общество подошло к критической грани нестабильности. Поэтому оно стоит перед острой необходимостью объединить все здоровые силы для преодоления духовной и нравственной индифферентности.
Беседу вел Николай Головкин
Патриархия.ru