Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского, в Успенском соборе Московского Кремля

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского, в Успенском соборе Московского Кремля
Версия для печати
28 июня 2011 г. 19:45

28 июня 2011 года, в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с праздником, особым для Москвы, для сего святого храма и для всей Церкви нашей.

Мы совершаем память святителя Ионы, митрополита Московского, который первым был поставлен во главе автокефальной Русской Церкви. С поставлением митрополита Ионы прекратилась непосредственная зависимость от Константинопольского Патриарха, ибо по воле Церкви Вселенской Русская Православная Церковь обрела свою автокефалию, свою самостоятельность.

Святитель Иона явил нам пример чистой и светлой жизни. Он был обычным иноком, который ничем не отличался от других. Он отличался лишь ревностным исполнением послушаний и самозабвением, ибо, выполняя эти послушания, не щадил ни здоровья, ни жизни своей. Увидев эту черту инока, многие прозрели в нем будущего Предстоятеля Церкви Русской.

В XV веке наша Церковь проходила через большие трудности. Поставленный из Константинополя митрополит Исидор ушел в унию, предал Православие, попытался за собой увлечь всю Церковь Русскую. Но ни епископат наш, ни духовенство, ни народ не соблазнились и изгнали Исидора из града Москвы. Жизнь свою он кончил как кардинал в Риме.

То было трудное время и для Церкви Константинопольской, и для всего Православия, потому что град Константинополь пал и не было опоры в той силе, которую некогда являла Византия. Русская же Церковь, поддерживаемая тысячами и тысячами — множеством верующих людей, духовенством, епископатом — укреплялась.

И пришел момент, когда востребована была землей нашей и Церковью нашею автокефалия. Вместо отпавшего в унию Исидора избран был святитель Иона, в то время — святитель Рязани. И как, будучи иноком, он отдавал себя служению, в смирении осуществляя свое послушание, так и став Предстоятелем Церкви, все силы свои отдавал на служение Господу, в смирении и в любви пребывая, стяжая великий духовный авторитет среди своей паствы. Когда после кончины мощи святителя были обретены, то оказалось, что они нетленны. И сегодня каждый, кто приближается к его гробнице в кафедральном Успенском Патриаршем соборе, видит эту нетленную десницу как свидетельство о том, что прославлен Господь и в костях праведников, и что святая жизнь святителя Ионы отобразилась в этом особом Божием даре нетления святых мощей.

Церковь наша со времени Крещения Руси, на протяжении более чем тысячи лет, в том числе и под водительством святителя Ионы, несет особое свидетельство миру — свидетельство о спасении. И в это свидетельство включено свидетельство о грехе. В сегодняшнем чтении Послания апостола Павла к Римлянам о грехе говорится нечто, что очень важно знать каждому человеку, особенно тем людям, которые сегодня находятся под влиянием разных ложных философских взглядов на человека. Апостол Павел говорит:  «Доброго, которого хочу, не делаю; а злого, которого не хочу, делаю. И если делаю не то, чего хочу, то ведь не я делаю, а живущий во мне грех» (см. Рим. 7, 19-20). Это свидетельство великого апостола о том, что первородный грех, многократно усиленный личными грехами людей, присутствует в нашей природе. Господь этот первородный грех искупил, Он снял с нас ответственность за грех, и никто на Страшном Суде не даст ответа за грех Адама, ибо тот грех искуплен Кровью Спасителя.

Но помраченная грехом природа человека существует. Если бы был только грех Адама! Если бы затем люди жили по Божиему закону, избегали бы греха! Но ведь не так произошло в истории человечества. Грех совершает каждый человек, и каждое последующее поколение людей этот грех усугубляет. Как некая снежная лавина, греховная суть рода человеческого разрушает многое на своем пути.

Сегодня открытия биологии дают нам даже научный ответ на вопрос, как грех передается из поколения в поколение. Мы знаем, что существует наследственный механизм, что человек передает последующим поколениям свою природу, в том числе и особенности характера, и греховные склонности, и буйства страстей. Иногда невозможно понять, почему ребенок в младенческом возрасте проявляет такие греховные устремления, которые противоестественны для его возраста. И психиатры пытаются ответить на вопрос, и педагоги, и родители в ужасе. А ответ прост: мы наследуем природу своих предков, а вместе с ней передается наследственно и тот самый грех, о котором говорит апостол Павел: «Доброго хочу — и не делаю». Что может быть больше человеческого желания, человеческой воли — если хочу, то делаю. Но нет, не могу делать! И если не делаю того, что хочу, а делаю то, что не хочу, то есть грех, значит, не я делаю, а живущий во мне грех.

В новейшее время в философии, которая стала господствующей, фактор греха полностью исключается, его нет, о нем не говорят. Вместо греха появилось другое понятие — многообразие человеческого поведения: каждый человек делает то, что он считает нужным делать, и он защищен этой общей философией права человека творить беззаконие. В начале всей этой философии лежало заблуждение некоторых философов, которые утверждали, что человек рождается и приходит в этот мир чистым, и все остальное зависит от того, как его воспитать, в какие условия поместить, какие педагоги у него будут, какие социальные условия существуют. И автоматически, под влиянием добрых внешних обстоятельств человек непременно станет добрым.

Все последующее развитие рода человеческого свидетельствует о глубочайшем заблуждении тех философов, что положили некое мировоззренческое основание господствующим ныне взглядам. Человек рождается не чистым — он рождается с унаследованными признаками, и не только цвета волос, цвета глаз и строения позвоночника и мышц; он рождается с унаследованными духовными качествами, среди которых не только добродетель, но и грех. И чем больше греха совершает человек в жизни, тем больше этот грех входит в его природу и генетически передается последующим поколениям.

Сегодня мы в ужасе от некоторых проявлений поведения молодежи, людей среднего возраста. Те, у кого еще есть возможность сравнивать с жизнью предыдущих поколений, искренне удивляясь, говорят: «Такого не было никогда». Что же происходит? А происходит то, о чем говорит апостол Павел: грех живет в природе человека. И никаким образованием, никаким комфортом жизни, никакими технологиями этого греха из природы человека не изгнать.

Наш замечательной русский иерарх, богослов, мыслитель митрополит Московский Платон (Левшин), живший в XVIII веке (он был святителем во время царствования императрицы Екатерины II), размышляя о том, о чем мы сегодня размышляем с вами, сказал: «Сколько законов было принято и сколько силы было употреблено, а не могли удержать нагло текущий поток беззакония». Это восемнадцатый век, который нам вообще представляется веком святых, подвижников! А один из них, взирая на обстоятельства его времени, говорит, что ни законы, ни сила не способны удержать нагло текущий поток беззакония! Что же сделалось с этим потоком за прошедшие 300 лет?!

Так важно, чтобы все наши современники — и политики, и люди, влияющие на экономику, особенно те, кто влияет на содержание и формы современной культуры, образования, юриспруденции — помнили эти дивные слова русского святителя. И если мы будем осознавать силу этих слов и применимость их к нашей жизни, то поймем, что работу над законами, а если надо — и употребление силы, нужно сопровождать воздействием на душу человека, потому что, если душа злая и если грех господствует в ней, то никакие законы и никакая сила не удержит нагло текущий поток беззакония.

Празднуя память святителя Ионы, митрополита Московского, который жизнь свою отдавал Церкви нашей, духовному воспитанию народа нашего, преклоняясь пред подвигом его личной благочестивой жизни и его беспорочного святительского служения, ныне обратимся к нему с горячей молитвой о Церкви нашей, об исторической Руси, о современной России, дабы Господь умудрил всех нас, обострил наше внутреннее зрение, способность проникать в суть вещей, а не бороться лишь с пеной на поверхности бушующего моря, чтобы помог нам узреть глубинные причины нестроения человеческих отношений и человеческой жизни и всем вместе взяться за духовное воспитание народа нашего.

Дай Бог, чтобы молитвами святителя Ионы Господь приклонил милость ко всем нам, вразумил тех, кто принимает ответственные решения, вдохновил тех, кто их исполняет, дал силу и разумение народу понять, где корень зла. И тогда непременно по милости Божией справимся и со скорбями нашими, и с болезнями нашими, и станем законопослушным, мирным, солидарным и способным к реальному развитию обществом. Об этом наши молитвы сегодня здесь, в кафедральном Патриаршем соборе Святой Руси, Московском Успенском храме пред гробницей святителя и чудотворца Ионы, митрополита Московского. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице после Литургии в московском храме равноапостольных Константина и Елены в Митине

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина