На восьмом совместном заседании комиссий по диалогу между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, состоявшемся в Кельне 24-26 октября 2006 года, был подготовлен документ «Об итогах совместной работы Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви».
Завершая восьмую встречу Комиссий и подводя итоги совместной работы, следует обратиться к пройденному пути, начало которому положила встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, состоявшаяся в мае 2004 года в Москве. Перед Комиссиями была тогда поставлена задача подготовить документы, необходимые для восстановления канонического общения между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью.
Путь к диалогу был открыт коренными переменами в жизни Православной Церкви в России: восстанавливаются разрушенные храмы и монастыри, налаживаются приходская жизнь и церковное образование, все больше людей приходят к православной вере. Православные христиане в России и в рассеянии, дети одной Матери-Церкви, наследники единой великой духовной традиции, сознают неестественность продолжающегося разделения. Встречи клириков и мирян, совместные конференции, общение на епархиальном и приходском уровне способствовали разрушению ранее сложившихся стереотипов и отказу от предвзятых оценок, направляли взаимоотношения в созидательное русло и тем самым приготовили почву для диалога на иерархическом уровне.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года, который прославил сонм Новомучеников Российских и принял другие принципиально важные решения, стал событием, положившим основу для необратимого движения к единству. Деяния Собора вызвали благоприятный отклик со стороны Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви, состоявшегося в октябре того же года. За этим последовал ряд практических шагов, направленных на сближение.
Наконец, в светлые пасхальные дни 2004 года по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Россию прибыла делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром. После совместной молитвы на мощах святых мучеников на Бутовском полигоне, где отдали жизнь за Христа десятки тысяч православных христиан, стало очевидным, что настало время «преодолеть трагическое разделение нашего народа, возникшее вследствие революции и гражданской войны и достигнуть восстановления евхаристического общения и канонического единства внутри единой Поместной Русской Православной Церкви, неотъемлемой частью которой всегда осознавала себя Русская Зарубежная Церковь. Наша цель, — говорится в документе, принятом в дни визита митрополита Лавра, — приблизить тот день, когда мы единеми усты и единем сердцем будем славить Бога».
Ради устранения препятствий к полному церковному общению, Святейший Патриарх Алексий II и Высокопреосвященнейший митрополит Лавр призвали паству к усердной молитве о благословенном завершении начатого пути. Комиссиям по диалогу, созданным решениями Священного Синода Русской Православной Церкви и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, было поручено, «исходя из исторического опыта Русской Церкви, а также задач, стоящих перед Церковью сегодня, выработать совместное понимание следующих тем:
— о принципах взаимоотношений Церкви и государства, соответствующих учению Церкви;
— о соответствующих традиции Церкви принципах взаимоотношений Православной Церкви с неправославными общинами, а также межконфессиональными организациями;
— о статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляющейся части Русской Православной Церкви;
— о канонических условиях для установления евхаристического общения».
В ходе восьми совместных заседаний Комиссий, проведенных в Москве, Мюнхене, Париже, Нью-Йорке и Кёльне с июня 2004 года по октябрь 2006 года, был подготовлен ряд документов, выражающих общее понимание этих принципиальных вопросов. К настоящему времени все эти документы одобрены Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.
В документе «Об отношениях Церкви и государства» говорится: «Церковь призвана оказывать духовное влияние на государство и его граждан, свидетельствуя о Христе, защищая нравственные устои общества. Взаимодействуя с государством ради блага народа, Церковь, однако, не должна принимать на себя государственных функций. Государство же не должно вмешиваться во внутреннее устройство, управление или жизнь Церкви. Церкви надлежит поддерживать все добрые начинания в государстве, в то же время противостоять злу, безнравственным и вредным общественным явлениям и всегда твердо исповедовать Правду, а при наступлении гонений продолжать открыто свидетельствовать истину и быть готовой следовать путем исповедничества и мученичества ради Христа».
Эти принципы, на которых Русская Церковь строит свои отношения с государством, были приняты ранее на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года, прославившем Новомучеников Российских. Архиерейский Собор провозгласил: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требований лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».
Осмыслению событий церковной истории ХХ века в свете этого понимания посвящен подготовленный Комиссиями на 4-м заседании «Комментарий» к документу «Об отношениях Церкви и государства».
Комиссии ознакомились с подходами к взаимоотношениям Православной Церкви с инославными конфессиями, сложившимися в Московском Патриархате и в Зарубежной Церкви. Несмотря на различия, обусловленные разными обстоятельствами церковной жизни, обе стороны единодушно заявили:
«Русская Православная Церковь строго придерживается изложенного в Символе веры учения, что Церковь Христова едина…
Условием участия Православной Церкви в межконфессиональных организациях, в том числе во Всемирном совете церквей, является исключение религиозного синкретизма. Православные христиане настаивают на своем праве свободно исповедовать веру в Православную Церковь как Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь без каких-либо уступок так называемой "теории ветвей" и решительно отвергают всякие попытки размывания православной экклезиологии. Православная Церковь исключает всякую возможность литургического общения с неправославными. В частности, представляется недопустимым участие православных в литургических действиях, связанных с так называемыми экуменическими или межконфессиональными богослужениями ... Формы взаимодействия с инославием Церковь должна определять на соборной основе, исходя из своего вероучения, канонической дисциплины и церковной целесообразности» (документ «Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям»).
О конкретных же проявлениях таких взаимоотношений в документе сказано следующее: «Не отвергается возможность сотрудничества с инославными, например, в деле помощи обездоленным и защиты невинных, в совместном противостоянии безнравственности, в осуществлении благотворительных и образовательных проектов. Уместным может быть и участие в общественно значимых церемониях, в которых представлены и другие конфессии. Кроме того, диалог с инославными остается необходимым для свидетельства им о Православии, для преодоления предрассудков и опровержения ложных мнений. При этом не следует сглаживать и затуманивать реально существующих различий между Православием и иными вероисповеданиями».
При таком понимании границ в отношениях с инославными ясно, что участие Русской Православной Церкви во Всемирном совете церквей не имеет экклезиологического значения. Московский Патриархат рассматривает эту организацию лишь как форум, поскольку Церковь как Тело Христово по самой природе своей не может быть частью инославного организма. Эта позиция недвусмысленно выражена Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года в «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию».
Важнейший из документов, выработанных Комиссиями, — «Акт о каноническом общении», который был рассмотрен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, IV Всезарубежным Собором и Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей, а затем одобрен Священным Синодом Московского Патриархата и Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви.
В «Акте о каноническом общении» признается самостоятельность Русской Зарубежной Церкви в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Ее Архиерейский Собор сохраняется, притом, что ее епископат, клир и миряне полноправно участвуют в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, а епископы — также в ее Архиерейском Соборе и Священном Синоде в установленном порядке. Решения Поместного и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и ее Священного Синода действуют в Русской Зарубежной Церкви с учетом ее Устава и условий ее существования в рассеянии.
Священным Синодом Русской Православной Церкви и Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви были приняты предложения Комиссий о статусе клириков, перешедших из других юрисдикций и находившихся под каноническими прещениями, а также о приходах РПЦЗ на канонической территории Московского Патриархата. Священноначалие обеих сторон подтвердило, что данные проблемы должны быть разрешены на основании священных канонов, в духе любви и икономии.
Там, где это представляется необходимым, в приходах Русской Зарубежной Церкви, в том же духе икономии, по усмотрению правящего архиерея может быть введен пятилетний переходный период с особенностями литургического поминовения.
Священноначалие обеих сторон одобрило предложение Комиссий созвать после принятия «Акта о каноническом общении» совещание архипастырей Русской Православной Церкви, несущих свое служение в странах рассеяния, и утвердило список тем, подлежащих обсуждению.
Подходя к концу нынешнего этапа своей работы, члены Комиссий сознают, что за годы разделения накопилось немало вопросов, которые ждут своего осмысления и решения. Это и взаимодействие в жизни зарубежных епархий и приходов, и православная миссия, специфика отношений с инославными, согласование празднований новопрославленных святых, мартирологов, уточнение титулов епархиальных архиереев. Эти и другие оставшиеся церковно-канонические и пастырские проблемы, а также те вызовы, которые еще будет ставить перед Церковью наше сложное время, должны решаться уже на новом этапе жизни Русской Церкви — соборным обсуждением. Надежду на это выразили и члены IV Всезарубежного Собора, в резолюции которого сказано: «Мы уповаем, что грядущий Поместный Собор Единой Русской Церкви урегулирует и оставшиеся неразрешенными церковные вопросы».
Сотрудничество Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви в период работы Комиссий не ограничивалось подготовкой согласованных документов. Происходили взаимные визиты иерархов, клириков и мирян, способствовавшие лучшему взаимопониманию и развитию братских отношений. Святые мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары из Гефсиманской обители Русской Зарубежной Церкви в Святой Земле были принесены в пределы Московского Патриархата, и этим святыням поклонились более миллиона богомольцев.
Германская епархия Русской Зарубежной Церкви и Ставропольская епархия Московского Патриархата сотрудничают в создании реабилитационного центра, предназначенного для жителей Беслана, пострадавших в результате террористического акта.
Между духовными школами Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви начался обмен студентами.
Представители Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви совместно принимали участие в возвращении на Родину останков императрицы Марии Феодоровны, генерала А.И. Деникина, философа И.А. Ильина.
Развитие диалога привлекало к себе большое внимание как в России, так и в зарубежье. С посланиями и призывами, выражающими надежду на скорейшее завершение процесса обретения единства, к священноначалию Русской Зарубежной Церкви обращались Иерусалимский, Сербский и Болгарский патриархи, Священный Кинот Святой горы Афон, архипастыри Поместных Церквей, монашествующие, общественные и государственные деятели. Работе Комиссий сопутствовали молитвы православных христиан в России и в зарубежье, которые осознают чаемое единство как исполнение воли Божией. Молитвами святых Новомучеников Российских и всего народа Божия воля эта да совершится.
День празднования в честь Иверской иконы Божией Матери
Кёльн, 13/26 октября 2006 года
Председатели Комиссий:
Марк, архиепископ Берлинский и Германский
Иннокентий, архиепископ Корсунский
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru