13 июля 2011 года, в праздник Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов Патриарших палат Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником Двенадцати апостолов. На второй день после прославления имен первоверховных апостолов Петра и Павла мы молимся Двенадцати апостолам, ближайшим ученикам Спасителя, тем, которые, разойдясь по вселенной, провозгласили весть о Христе Воскресшем, были свидетелями Его Воскресения, Его посланниками, Его апостолами.
Эта весть дошла и до нашей земли. По преданию, один из Двенадцати, апостол Андрей, проповедовал в южных рубежах исторической Руси, и именно с его именем связывается становление христианства на территории исторической Святой Руси. И неслучайно мы сегодня совершаем Божественную литургию в Кремле, в Патриаршем дворце — исторической резиденции Патриархов Московских и всея Руси, где домовый храм посвящен памяти святых Двенадцати апостолов. Апостолы — основатели Церкви. Они заложили фундамент, на котором постепенно стало воздвигаться здание Вселенской Церкви.
Если бы те, кто жил в апостольское время, увидели совершаемую нами сегодня Литургию, они бы многого не поняли. Так, как облачено ныне духовенство, апостолы не облачались. Песнопения, которые мы совершаем, молитвы, которые мы произносим, были, за редкими исключениями, неизвестны апостольскому веку. Что же означает это последующее развитие церковной жизни? Может быть, мы что-то делали неправильно? Может быть, и не следовало облачать духовенство в ризы, а следовало оставаться на молитве в обычной одежде, как оставались апостолы, приходя с улицы в евхаристическое собрание?
Ответ на этот вопрос очень важен, потому что в определенный период времени некоторые христиане вознамерились вернуться к простоте апостольского времени. Отказались от богослужений — тех, что сложились на протяжении тысячелетий, от облачений, от канонического, то есть законодательного, порядка в жизни Церкви, думая, что подобным «приближением» к простоте апостольского века они обновятся, помогут людям понять Церковь, сделают ее более открытой, понятной, а в результате храмы наполнятся людьми.
Но произошло все с точностью до наоборот — люди стали уходить из этих храмов, потому что попытка восстановить I век в контексте века девятнадцатого, двадцатого, а тем более двадцать первого невозможна. И, наверное, если бы жили апостолы, они бы немедленно осудили такие попытки. Потому что уже тогда, в апостольское время, проповедуя Христа, они обращались к каждому со своим словом. «Для всех я был всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых», — говорит апостол Павел (1 Кор. 9, 22).
Чудо исторического бытия Церкви на протяжении 2000 лет, сопровождавшихся гонениями, расколами, разделениями, чудо того, что Церковь сегодня существует и мы собираемся для молитвы, для совершения Таинства Евхаристии, для причащения Тела и Крови Господних, — свидетельствует о том, что Сам Бог Духом Своим присутствует в той общине, которая именуется Церковью и основания которой были положены апостолами. Апостолы действительно заложили фундамент. Они не могли, да и не должны были пытаться предвидеть все последующее культурное, интеллектуальное развитие рода человеческого. И даже если бы они могли все это предвидеть, они бы никогда не смогли создать общину, актуальную для каждого последующего времени, а тем более для каждого народа и каждой культуры. Это сделать невозможно, и не к этому их призвал Господь. Он призвал их к тому, чтобы они шли и были свидетелями Ему, Воскресшему, даже до края земли; чтобы они учили народ тому, чему Он их научил (см. Мф. 28, 19-20). И на этом фундаменте сами же апостолы стали возводить здание Святой Единой Соборной и Апостольской Церкви. И нельзя сказать, что в то время это здание было недостроенным. Оно достроено в каждый момент времени. В каждый момент времени в Церкви — полнота Святого Духа; в каждый момент времени в ней — полнота истины, которую не могут преодолеть никакая человеческая лжемудрость и даже врата ада (см. Мф. 16, 18).
Так на фундаменте, заложенном апостолами, стали возводиться дивные храмы. Их созидание шло в соответствии со всеми законами культурного развития рода человеческого, потому что люди привносили в созидание Церкви лучшее, что они имели, — высочайшие образцы своей культуры, своих знаний. Неслучайно мы совершаем сегодня службы не в катакомбах, как первые римские христиане, не в частных домах, как апостолы, а в дивных храмах, которые народ наш и христиане по всему миру строили и строят для того, чтобы своими делами, своими культурными достижениями прославить Бога, воздать Ему должное.
Вот так мало-помалу и развивалась историческая жизнь Церкви — на едином фундаменте, положенном Самим Господом и святыми апостолами. Развивалась применительно к каждой последующей эпохе, к каждой культуре, к каждой нации. И сегодня Вселенская Церковь есть некое Божие чудо, где объединяются люди разных национальностей и культур, молодые и старые, где стираются границы между национальностями, возрастом, материальным положением, значением человека с точки зрения его отношения к власти. Все человеческое, вторичное стирается в Церкви, и сохраняется только то, что ведет человека ко спасению.
Богу было угодно словно завести этот дивный механизм, который работает на протяжении 2000 лет, никогда не находясь в благоприятной обстановке. Не было такой эпохи за 2000 лет, когда обстановка, в которой жили христиане и развивалась церковная жизнь, была бы абсолютно благоприятной. И через эти тернии, через тучи и облака люди устремлялись к цели, к звездам — и ведь достигали этих звезд! И достигают сегодня неба как символа Божественного Царства…
Верим, что врата ада никогда не поколеблют Церковь. Верим в то, что фундамент, созданный святыми апостолами, выдержит любые самые страшные землетрясения. Но, веря в это, мы должны принять и ответственность за то, чтобы Церковь, живущая ныне, сохранила свою духовную силу, способность обращаться к народам с апостольской проповедью. Это требует от верующих людей, всех от мала до велика, способности защищать Церковь, оберегать ее, активно участвовать в ее жизни, дабы через внутреннюю, в том числе умственную работу мы освобождали церковную жизнь от возможных недостатков, несовершенства, становясь общиной горячей веры, общиной единомышленников, продолжающих в истории служение святых апостолов. Верим, что их молитвами Господь благословит апостольское служение нашей Церкви. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси