Комиссия Учебного комитета Русской Православной Церкви, возглавляемая настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова протоиереем Максимом Козловым, совершила рабочую поездку в Якутскую и Ленскую епархию. О некоторых итогах поездки отец Максим рассказал сайту «Якутия православная».
— Наша комиссия прибыла сюда по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и указанию председателя Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения, ректора Московской духовной академии. Прибыли с конкретной целью — оценить состояние дел в Якутском духовном училище, поскольку на имя Святейшего Патриарха поступило прошение преобразовать его в семинарию, то есть придать ему статус высшего духовного заведения.
Конечно, поскольку на календаре лето, то наблюдать самое важное — учебный процесс — мы не могли. Тем не менее, материальную базу училища, состояние учебных планов и программ, а также архив, библиотеку, ведение документации и прочее оценили.
Разумеется, один из весомых позитивных моментов — это прекрасное здание, которое было выстроено при непосредственном участии правительства Якутии. Это и великолепный домовый храм, и удовлетворяющие всем требованиям учебного процесса аудитории, и достаточно комфортабельные рекреации для студентов…
Особо хотел бы отметить корпус квартир для преподавателей — можно сказать, уникальное явление сегодня в наших провинциальных духовных школах, где есть возможность разместиться как одиноким монашествующим людям, так и семейным.
Еще один огромный плюс — достаточно укомплектованный преподавательский состав. Причем как из духовенства самой епархии, имеющего академическое семинарское образование, так и преподавателей высшего светского образования Якутска. Это, несомненно, очень важный момент для современной духовной школы. Конечно, есть и проблемы — куда без них? Но задачи были поставлены, и я надеюсь, что они поэтапно будут решены.
В рамках визита встречались мы и с главой правительства республики Галиной Данчиковой, и эта встреча обозначила желание республиканских властей и дальше развивать сотрудничество между Церковью и государством в целом…
— Шла ли на ней речь о возможном открытии семинарии в Якутии?
— Да. И заинтересованность в этом со стороны светских властей Якутии прозвучала четко. Как впрочем, и готовность поддержать ее в рамках заключенных соглашений. Речь идет не о прямом финансировании духовной школы, а о косвенных преференциях —например, поддержке при формировании библиотеки, возможном выделении финансирования ставок специалистов гуманитарных дисциплин, которые бы преподавали в духовном училище…
— Отец Максим, а Священный Синод заинтересован в том, чтобы в Якутии открылась семинария?
— Безусловно. Потому что духовных учебных заведений на Дальнем Востоке в принципе не так и много. Конечно, семинария здесь нужна. Особенно, если учесть специфику вашего региона столь географически далекого от центра страны, региона с весьма сложной транспортной инфраструктурой, региона так разительно отличающегося от иных областей, в епархиях которых нет столь острой кадровой проблемы. Поэтому, конечно, создать в Якутии духовную семинарию — это, прежде всего, верно стратегически!
Задача епархии — показать, что образовательный процесс в этом учебном заведении вышел на качественно новый уровень. Другими словами, семинария должна сложиться, она должна родиться...
— Отец Максим, не могу не задать вопрос о проблеме, которую Вы сами не раз затрагивали в своих выступлениях, — о легитимности духовного образования, о признании государством дипломов духовной школы. Есть ли сегодня в этом плане перемены к лучшему?
— Надо сказать, вопрос признания духовных школ государством — наисложнейший.
Уже два российских президента — каждый в свое время — высказали свою точку зрения по поводу аномальности этой ситуации, когда эти документы, по сути дела, являются внутренними бумагами Церкви. Но пока воз и ныне там. Знаю, что в связи с этим давались поручения, создавались рабочие группы… Увы! Ясно одно: этот вопрос требует не столько формальных решений, сколько политической воли.
Впрочем, проблема легитимности духовного образования намного шире вопроса признания дипломов. Духовная школа, фактически уничтоженная после 1917 года и на протяжении долгих десятилетий советского периода находившаяся в своеобразном гетто, была лишена возможности естественного развития. Сегодня же к нашим вузам при лицензировании зачастую предъявляются те же формальные стандарты, что и, к примеру, к коммерческим вузам. Между тем, наши учебные заведения до сих пор весьма остро ощущают нехватку преподавателей чисто богословского профиля. Да и разве может быть иначе, если долгие годы статус у доктора богословия в нашей стране был немногим выше статуса дворника?
— Насколько активно сегодня открываются в России учебные духовные заведения высшей ступени?
— Более 30 семинарий уже работают. Особенно активно они создавались в 90-е годы — пору оживления церковной жизни в России. Сегодня же речь идет в основном не об открытии новых учебных заведений как таковых, а о повышении статуса уже существующих.
— Всякое ли духовное училище имеет шансы со временем «перерасти» в семинарию?
— Нет. Точно так же, как и не у всякого колледжа есть шанс дорасти до второго МГУ. В последнее время в России четко обозначилась тенденция сокращения числа фиктивных вузов. И это правильно! Высшее образование в стране должно быть по-настоящему качественным.
Поэтому наша задача — сделать так, чтобы поступление человека в семинарию равнялось бы поступлению в вуз: по уровню подготовки, по объему полученных знаний и т.д. Добиться этого можно единственным способом — если повысить и не снижать планку требований к учебным заведениям духовной школы. Но иначе — никак!
Патриархия.ru