21 августа 2011 года, в неделю 10-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Новоспасском ставропигиальном монастыре. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Преосвященный владыка Савва, наместник и игумен сей святой обители! Дорогие отцы, братия и сестры!
С радостным чувством я впервые совершил Божественную литургию в этом соборном летнем храме. Ранее я неоднократно посещал Новоспасский монастырь и совершал здесь богослужения, но поскольку это было в холодное время года, то и службы проходили в зимнем соборе.
Взору открывается дивно восстановленный, прекрасно расписанный храм, который несет в себе свидетельство о глубокой вере, о силе духа, о внутренней красоте тех, кто возжелал построить здесь величественный собор. Можно себе представить, сколько трудов было положено, чтобы здесь, на Крутицком холме, был воздвигнут Новоспасский монастырь, ставший жемчужиной Первопрестольного града! Я хотел бы всего сердца поблагодарить владыку архиепископа Алексия, первого наместника, который на протяжении почти 20 лет трудился с братией (многие из которых здесь сегодня присутствуют), чтобы вдохнуть жизнь в эти полуразрушенные здания, которые числились памятниками архитектуры, но о которых десятилетиями не было должного попечения; чтобы храмы сии превратились в живые обители духа веры. И все это произошло. Трудов было положено много, но и радость великая, и пример убедительный, в том числе для тех, кто опасается, что Церковь якобы не сумеет сохранить и отреставрировать храмы, имеющие особое историческое и культурное значение. Все то, что вы видите, и все то, что поражает сегодня специалистов, не говоря уже о простом народе, ― это смиренные труды Церкви, в том числе в соработничестве с высококвалифицированными специалистами, благодаря которым вернулась первозданная красота в это совершенно особое для Москвы место ― Новоспасский монастырь, построенный будущим Патриархом Никоном при содействии двух государей русских.
Дай Бог, чтобы и под Вашим управлением, владыка Савва, жизнь обители продолжала развиваться. Предстоит еще многое сделать, в том числе для реставрации и сего святого собора, и иных храмов и зданий, но самое главное ― Новоспасский монастырь должен быть духовным центром Первопрестольного града. И радовалось мое сердце, когда сегодня, входя в храм, я увидел большое количество детей и молодежи, которые, несмотря на пасмурную погоду и дождь, приветствовали меня и своими улыбками, и светлыми взорами, и добрыми словами. Дай Бог, чтобы работа с юными сердцами и умами была приоритетом этого святого места. И если традиция работы с детьми и молодежью будет укоренена в сознании иноков и прихожан, всех тех, кто составляет духовную семью Новоспасского монастыря, тогда на долгие годы мы обеспечим процветание этого святого места, ибо слава таких обителей, как Новоспасская, — не только в их внешнем величии и благолепии, но в первую очередь в силе духа, в силе молитвы, в силе веры, в чистоте, которые созидаются в этих стенах, несмотря на многие искушения века сего.
Сегодня, в 10-ю неделю по Пятидесятнице, в дни Успенского поста, мы слышали евангельское повествование о том, как Господь исцелил бесноватого, который в новолуние бросался и в воду, и в огонь. Апостолы не могли совершить этого чуда, и отец несчастного пришел и стал просить милости у Спасителя, и Тот исцелил его. Когда апостолы спросили, почему же они не смогли сделать то, что сделал Господь, Он ответил: «род сей изгоняется только молитвой и постом» (см. Мф. 17:21). Эти слова мы все должны крепко хранить в своей памяти, пропустив через свое сознание и через свое сердце.
Нам кажется, что бесноватые, о которых так часто повествует Евангелие, — это буйнопомешанные люди, социально опасные, которые бросались в огонь, воду, разрывали цепи, которые могли напасть на человека. Да, действительно, были и такие бесноватые. Но беснование — необязательно буйство. Беснование ― это господство диавола над человеком. Когда человек оказывается в воле диавола, то диавол определяет строй его мыслей и чувств, его поведение, и если захочет, чтобы человек был буйным, бросался в огонь и в воду, — так и будет. Но диавол может захотеть и нечто иное, и было бы глубочайшей ошибкой считать, что бесноватый — лишь тот, кто цепи на себе рвет. И сегодня существует множество бесноватых — это люди, которые одержимы дьяволом; некоторых из них даже показывают по телевидению. Смотришь в глаза таких людей и видишь диавольскую злобу и бездну, разверзающийся ад. Когда диавол господствует над человеком, когда он порабощает его мысли, когда он толкает его на хулу на Духа Святаго, тогда такой человек — раб диавола.
А почему же дух сей изгоняется только молитвой и постом? Замечательно сказал об этом святитель Иоанн Златоуст: не бойся поста, ибо поста трепещет диавол. Потому что пост, воздержание заставляют человека обратить внимание на свои чувства, на внутреннее состояние. Пост связан с воздержанием, самовоспитанием, самоограничением — с тем, чтобы приблизить господство разума над поведением человека.
Человек постящийся ― это человек, управляемый Богом, потому что он по Божиему закону старается жить, ограничивает свои страсти, раскаивается в своих грехах. Пребывая в молитве, в постоянном общении с Богом, он Богом управляем, и нет у диавола рычагов воздействия на такого человека. Диавол пытается влиять на ум, заражать дурными, грязными, богохульными мыслями, но человек постящийся и контролирующий свое сознание попирает этого змия, и диавол отступает. Но ведь есть еще и чувства, и страсти человеческие, и инстинкты. О, как часто диавол стремится поработить эту чувственную сторону жизни человека! И ведь во множестве случаев это удается. Но тот, кто постится, кто контролирует свои чувства, кто в Таинстве исповеди повергает на Божий суд свои прегрешения, даже мысленные, того не так просто уловить, ибо он способен контролировать свои действия. «Сей род изгоняется молитвой и постом».
А что же происходит с теми, кем овладевает диавол? Как я уже сказал, большинство из них не рвут цепей, не брызжут слюной, не бросаются на ближних своих. Но с какой же легкостью они отдают душу свою диаволу, подвергаясь интеллектуальным соблазнам — даже не столько интеллектуальным, сколько неким мыслям, образам, моделям поведения, которые с навязчивостью предлагаются сегодня современному человеку — не говоря уже о полном порабощении чувственного начала! Этим людям кажется, что они герои, что они сильные — ведь у них может быть власть, у них могут быть деньги и могущество, они могут удовлетворять любые свои похоти и прихоти, чувствуя свою автономию от всех, в том числе от Бога, свое «могущество», не сознавая при этом, что они являются жалкими рабами, марионетками диавола. Дернет диавол за одну ниточку ― он поднимает ногу, за другую ― руку, за третью — вздергивает голову; и так человек возбуждает плоть свою, теряя всякую свободу и всякую возможность управлять самим собой.
Неслучайно во время Успенского поста Святая Церковь напоминает нам о том, что постом и молитвой изгоняется дух диавольский, дух, который сегодня порабощает огромное количество людей, даже не подозревающих о том, что они становятся рабами диавола. И только тогда, когда разбиваются жизни, когда человек в какой-то момент вдруг сознает, что ничего не удалось, что все рушится, что нет ни друзей, ни любимых, ни семьи — нет ничего, кроме страстей, — лишь тогда кто-то, да и то не каждый, может оценить свое состояние духа.
Церковь призвана, обращаясь к современному человеку, говорить в том числе о бесновании. Мы должны справиться с массовым беснованием, в которое вовлекаются миллионы и миллионы людей. Что же делать, как мир спасти? И Господь говорит нам: молитвой и постом. Мы должны поститься и молиться за тех, кто не молится и не постится, — за наших родных, близких, за наших друзей, за наших знакомых, за наших коллег по работе, за тех, кто во власти, кто в силе, за тех людей, которые оказывают влияние на общество. Мы должны понять, что молитва наша ― это не только молитва за себя и за своих родных, это молитва за мир. К такой молитве сугубо призваны монашествующие, в том числе братия сего святого монастыря; и мы должны помнить, что самое главное делание наше ― это молитва за род человеческий, за Отечество наше, за народ наш. Это пост и подвиги за тех и ради тех, кто не способен сегодня сам совершать эти подвиги. И верим, что по слову Златоуста диавол будет трепетать — трепетать перед лицом постящихся и молящихся, тех, кто остается подлинно свободным от всякого диавольского приражения.
Пусть Господь поможет Вам, Ваше Преосвященство, владыка Савва, инокам сей святой обители, всем монашествующим, всему духовенству нашему, всему благочестивому верующему народу помнить о своей миссии, о миссии поста и молитвы во спасение рода человеческого. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси