Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Всеволод Чаплин: Дробление епархий — это не реформа и не новшество для Церкви

Версия для печати
22 августа 2011 г. 12:22

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в программе «Комментарий недели» на телеканале «Союз» изложил свое мнение о процессе дробления епархий Русской Православной Церкви.

По поводу создания новых епархий высказываются разные мнения, в основном положительные, поскольку люди понимают, что развитие церковной жизни становится все более и более стремительнымНо в то же самое время появились и некоторые критические отзывы, которые, откровенно говоря, достаточно сложно понять.

Святейший Патриарх по поводу создания новых епархий сказал следующее: «Это даст нам возможность приблизить архиереев к народу, приблизить архиереев к духовенству, помочь архиерею, работающему не в такой масштабной структуре, сосредоточиться на тех деталях, на которых, находясь на высокой "колокольне", сосредоточиться нельзя».

Действительно, часто бывает так, что в одной епархии существует 300, 400, а то и 500 приходов и это, конечно, вызывает определенные сложности в управлении. Увы, бывает так, что приход может быть посещен архиереем раз в пять лет, а то и реже. Бывают случаи, когда священник может увидеть архиерея только на богослужении, но практически не в состоянии попасть к нему на прием для более или менее состоятельного разговора.

По этому поводу люди жалуются, высказываются критические замечания. И поэтому создание новых епархий действительно даст возможность облегчить связь между архиереем и народом, сделает возможным дебюрократизировать работу епархиальных управлений и сделать так, чтобы и преосвященные владыки, и сотрудники епархиальных управлений могли бы более часто, более активно взаимодействовать и с приходами, и с общественностью, и с органами власти.

Создание новых епархий позволит преодолеть не только тяжкое наследие советского времени, но и те искажения церковной жизни, которые существовали в синодальный период, когда епархии действительно были крупными и когда была достаточно слабой связь между архиереем, духовенством и народом. 

Эта ситуация является для Церкви ненормальной. Она, как я уже сказал, отчасти выросла из синодального периода, но в основном укоренилась и стала, своего рода, ложной традицией в советское время. Советские власти были заинтересованы в том, чтобы архиерей был как можно дальше от духовенства и от паствы, не мог защищать их, не мог активно участвовать в делах приходов, которые составляли его епархию.

Сейчас этих ограничений нет. И в целом ряде мест, в частности на Украине, сегодня существует несколько епархий — обычно две — в рамках одного региона. На Украине эта практика себя полностью оправдала: она не привела к конфликтам между архиереями, она не осложнила церковно-государственные отношения, поскольку оба архиерея в рамках одного региона нормально взаимодействуют с региональными властями, даже если один из них находится в центре региона, а второй — в ином месте.

Эта практика показала, что как только в рамках одного региона появляется новая епархия, тут же интенсифицируется строительство храмов, тут же появляются новые церковные инициативы, тут же оживляется церковная жизнь.

Апостолы и первые епископы окормляли паству, которая составляла иногда несколько десятков, иногда несколько сот человек, может быть одну или две тысячи. Но совершенно немыслимой для ранней Церкви была ситуация, когда один епископ окормлял бы несколько миллионов людей. В большинстве Поместных Церквей православного мира паства одного епископа составляет максимум несколько сот тысяч человек — но опять же никак не миллионы. Поэтому то, что сегодня происходит в нашей Церкви — это восстановление нормального состояния, нормального хода церковной жизни. Это никакая не реформа, никакие не новшества.

Понятно, что церковно-государственные отношения придется немного перестроить на уровне регионов. Епископ, который находится в центре субъекта федерации или иного региона в другой стране будет иметь более частый доступ к губернатору, к региональному законодательному органу, и так далее. Но, тем не менее, вполне можно выстроить систему жизни нескольких епархий в рамках одного региона.

Некоторые критики Церкви хотели бы, чтобы они осталась на минимальном уровне жизни. С этими людьми православным христианам, я думаю, соглашаться не стоит. Для того, чтобы духовное исцеление и возрождение коснулось каждой души, каждого сердца, нам нужно больше храмов, больше священников, больше епархий, больше епископов. Надеюсь, что так и будет».

Патриархия.ru

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря

Джанкойская епархия доставила в Скадовскую епархию 3,5 тонны гуманитарной помощи для пострадавших мирных жителей. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 ноября — 8 декабря 2024 года)

О Синодальной богослужебной комиссии

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 14-30 ноября

Православная служба помощи «Милосердие-на-Дону» организовала доставку 16 000 литров питьевой воды в Горловку. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-27 ноября 2024 года)

Гуманитарный отдел Симферопольского районного благочиния передал гуманитарную помощь в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 12-19 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года)

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 23-29 октября