Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в храме в честь святых равноапостольных Константина и Елены г. Абакана

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в храме в честь святых равноапостольных Константина и Елены г. Абакана
Версия для печати
30 августа 2011 г. 17:15

30 августа 2011 года Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены в Абакане, а затем Божественную литургию в новоосвященном храме. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Только что мы прослушали небольшой отрывок из Второго послания апостола Павла к Коринфянам. В нескольких словах, которые были нам предложены, открывается ни много ни мало смысл человеческой истории. Наверное, нет ни одной другой книги, кроме Книги жизни — Библии, в которой не словами человеческими, а самим Божиим словом в нескольких фразах могла бы открываться такая глубина, такая бездна знания, которая способна изменить жизнь человека и всего общества. Почему же этого не происходит? А потому что мы чаще всего, как говорит поговорка, дальше своего носа не видим. Каждый из нас вовлечен в текущие проблемы, в свою повестку дня, в то, что нас волнует, беспокоит, в то, что будоражит нашу мысль, в то, что приводит нас в состояние радости или, наоборот, возбуждает негативные чувства — и вот мы все оказывается в этой круговерти. И ведь кажется, что то, что мы делаем — самое главное, и важнее быть ничего не может…

Но иногда Господь проводит нас через такое состояние, когда мы понимаем, что то, чему мы отдаем всю свою жизнь, — это не самое главное. Например, когда человека постигает внезапное горе, разрушается семья, уходит любовь, разрываются отношения с детьми... Эти стрессы помогают нам хотя бы на мгновение понять, что то, чем мы занимаемся каждый день, — не самое главное. Подобные мысли посещают нас и тогда, когда мы сталкиваемся лицом к лицу с неизлечимой болезнью или с самой смертью. Но для того чтобы человек мог правильно устроять свою жизнь, у него должен быть верный взгляд на эту жизнь, на историю, на самого себя — взгляд, который порождается не стрессом, не катастрофой, но проистекает из убеждений, из знания, из мысли. Вот слово Божие и помогает нам обрести, опираясь на Божественную мудрость, этот правильный взгляд на мир, на историю рода человеческого и на самого себя в этой истории.

Так что же сказал апостол Павел в послании к Коринфянам? Он сказал следующее: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступления их, и даровал нам служение примирения» (2 Кор. 5:19). О чем же здесь идет речь? Почему Бог во Христе примирил с Собою мир? Разве мир был в конфликте с Богом? Да, мир был в конфликте с Богом, в неразрешимом конфликте, ибо Бог, создав мир и человека, предназначил человека к жизни в общении со своим Творцом. Он даровал человеку бессмертие, способность и возможность безграничного развития в полной гармонии с Богом, с другими людьми, с природой, с дикими зверями, с деревьями, с океанами и морями. И нужно было только одно — принять этот Божий замысел о мире и человеке, сказать этому замыслу «да» и осуществлять его. Но человек отказался от Божиего замысла, и первые люди, как мы знаем, совершили грех. Они не приняли Божиего закона, Божиего порядка миробытия, они решили самих себя поставить на место Бога. В какой-то момент Бог оказался им не нужен, они предали Бога, и грех, совершенный первыми людьми, был преемственно унаследован всеми последующими поколениями — каждый человек многократно повторяет этот грех отвержения Бога.

Что же могло примирить человека с Богом? Что могло примирить с Богом всю человеческую семью? Что могло вновь развернуть историю человеческой цивилизации в том направлении и к тем целям, которые Бог поставил перед человеком? Это не было дано никому из людей, никто не смог сделать такого действия, которое изменило бы миропорядок. Но Бог Сам входит в человеческую историю. Иисус Христос, Сын Божий и Сын человеческий, принимает на Себя великую миссию — искупление человеческих грехов, и приносит Себя в жертву за эти грехи. Никакая человеческая жертва не может иметь вселенского измерения, потому что человеку не дано иметь ответственность за весь космос, за всю вселенную, за весь род человеческий, — Сам Бог принимает на Себя эту ответственность за грехи людей и приносит Себя в жертву, искупляя человеческий грех.

Вот почему апостол Павел и говорит, обращаясь к коринфянам: «Бог во Христе примирил с Собою мир» — примирил жертвой Своей. Что же в результате? А в результате не вменяются людям преступления их. Мы знаем, что это означает в юридической практике, когда суд говорит «это действие не вменяется в преступление», и человек выходит оправданным, с легким сердцем — он не преступник, на нем нет вины за то деяние, которое рассматривал суд. С каким облегчением живет такой человек: все с него снято, он словно пишет заново свою жизнь! Угроза наказания была совсем рядом, но ее больше нет, потому что кто-то понес за него это наказание, а его освободил — нет на нем больше вины. То, о чем мы сейчас говорим, приводя этот жизненный пример, имеет прямое отношение к тому, что Бог совершил во Христе — Он взял на Себя все человеческие грехи и, принеся Себя в жертву на Голгофе, дал возможность каждому из нас осознать и почувствовать, что грехи и преступления наши не вменяются нам.

Кто-то может сделать из этого ложный вывод и сказать: «Ну и хорошо, что не вменяются, тогда я буду грешить». Грехи не вменяются, но только при одном условии: человек должен принять то, что Христос совершил. Он должен поверить в то, что Христос исцелил его от грехов. Он должен поверить в то, что Иисус из Назарета есть Господь и Спаситель мира. И если человек принимает Христа, то на него распространяется искупительная жертва, ему не вменяются грехи, он принимает тот самый Божий мир и тот самый порядок бытия, который Бог учредил, создавая вселенную. Именно поэтому в том же сегодняшнем отрывке из послания апостола Павла к Коринфянам мы находим такие слова: «кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5:17), то есть новое творение — не прежнее, греховное, а новое творение. Как Христос был новым Адамом, не совершившим греха, так и те, кто верит во Христа, — новые люди и новое творение. Они принимают Божественный миропорядок, они принимают Божий замысел о мире и человеке.

В глубокой древности, когда люди приносили в жертву Богу животных, закалывая их на алтаре, они затем вкушали их мясо, окропляли себя жертвенной кровью, — чтобы приобщиться к этим жертвоприношениям. Христиане также вкушают жертву, которую принес Господь Иисус Христос, — они вкушают ее в Таинстве святой Евхаристии, когда причащаются Хлеба и Вина, претворенных силой Божией в подлинное Тело и подлинную Кровь Спасителя. Почему же мы именуем Таинство Евхаристии Таинством спасения? Да потому, что принимая жертвенное Тело и Кровь Спасителя, мы распространяем на себя благодатные последствия этой Жертвы, становимся новым творением.

Кто-то может спросить: «А как же наши личные грехи? Ведь несть человек, иже жив будет и не согрешит. Неужели все личные грехи зачеркнуты этой жертвой, и мы можем грешить, ни о чем не думая?» Совсем не так. Потому что, принимая Божий замысел о мире и человеке, мы одновременно принимаем и обязательство слушать Бога, исполнять Его заповеди. Ведь Адам заповедь нарушил, а мы принимаем на себя обязательство заповеди исполнять. Конечно, не всегда получается: и падаем, и грешим, и в какие-то моменты от Бога отказываемся. Распространяются ли на нас и в этом случае слова апостола Павла о том, что преступление не вменяется? Распространяются. Но есть непременное условие: Бог насильно не привлекает к Себе человека. Ведь Он мог силой заставить Адама жить в раю и не вкушать с запретного древа. Но то был бы уже не человек Адам, не образ Божий, не свободная личность — то было бы некое существо, силой принуждаемое к добру. И как не случилось того на заре человеческой истории, так и сегодня не происходит — Бог никого не принуждает к добру, но оставляет всегда человеку возможность вернуться на путь добра. И если мы согрешаем, то должны помнить, что Бог во Христе простил нас. Нам только нужно вернуться к Нему, чтобы из Его рук получить это прощение. И всякий раз, когда мы раскаиваемся во грехах, когда мы приносим покаяние, когда мы причащаемся Святого Тела и Крови Христа Спасителя, мы верим, что не вменяются нам преступления наши. И не потому, что наше раскаяние было сильным, не потому, что долго на службе стояли и натощак причастились, а потому что Бог во Христе принес за нас жертву. Он пролил Кровь, и этой Крови достаточно, чтобы Бог мог простить нас сегодня в ответ на наш покаянный лепет, на наше раскаяние, такое часто ущербное, слабое, человеческое…

Какая же глубина смысла человеческой истории открывается в этих словах апостола Павла? А вот какая. Если человек отступает от Божиего замысла, если он строит цивилизацию, в которой нет Бога, то он повторяет грех Адама в планетарном масштабе, и ничего у человека не получится, как не получилось у строителей Вавилонской башни, что была разрушена силой Божией. Успешным может быть только такое общественное созидание, только та личная жизнь, только та семейная жизнь, которая устрояется согласно воле Божией, согласно Божиему замыслу. Иногда мы, в ужасе взирая на то, что происходит в мире, говорим самим себе: «Что же это такое? Ведь люди стали такими образованными, в их руках такие могучие средства техники и технологии, столь сильна наука — почему же мир не становится лучше? Почему проливается кровь неповинных? Почему сильный считает возможным силой оружия навязывать свою волю другим? Почему так много бедных и несчастных? Почему каждый день тысячи умирают от голода, в то время как другие не знают, куда деньги деть?» Какой мир строим мы по своей воле, по своему замыслу? Мир нежизнеспособный. И войны, и революции ясно говорят нам о неспособности этой системы к мирному существованию, к мирной жизни.

Народу нашему был дан особый опыт. Мы жили в обществе, из которого был изгнан Бог. Мы знаем, что несмотря на все подвиги и жертвы мы не построили того общества, которое хотели построить, — и не могли построить без Бога. Вот и сегодня, когда мы свободны, когда мы можем выбирать свой путь жизни, мы не должны повторять ошибок прошлого. Мы должны избрать тот жизненный путь, в котором Божественное будет соединяться с человеческим. И тогда благополучной будет наша личная жизнь — вне зависимости от того, велик или мал наш материальный достаток. Будет мирной, благополучной и счастливой семейная жизнь, будет любовь и взаимопонимание между супругами, будет согласие и единомыслие между поколениями, потому что все будут объединены единой системой ценностей ― и богатый, и не очень богатый, и во власти пребывающий, и бессильный, и молодой, и старый, и здоровый, и больной. Это общая система ценностей и будет формировать новое творение — ту цивилизацию, которую задумал Бог.

А что будет, если мы откажемся, тем более если нам это ежедневно предлагают на сорока телевизионных каналах? Ведь ни на одном канале вам не скажут того, что вы сегодня слышите в храме, — напротив, стереотипы жизни, модели поведения, мода ― все будет направлять сознание человека в другую сторону. Даны ли нам вообще силы сопротивляться этому безбожному мироустроению? Ответ такой: не просто даны, но дана и сила воздействия на этот мир — в первую очередь тем, о чем говорит сегодня апостол Павел: «Вам дается служение примирения». И христианин, живущий верой, способен нести мир в этот мятущийся мир, созидая и устрояя его по закону Божиему. Нас иногда спрашивают: «Зачем вы строите храмы?» А некоторые говорят: «Слишком много уже построено, не нужно больше — вот и коровники еще не везде построены, а они тут, видите ли, храмы строят да еще и купола золотят…» Вот для того и строим храмы, чтобы люди обрели подлинный смысл жизни и через это обретение изменили мир, сделали его подобным тому миру, который Бог пожелал иметь, создавая космос. И верим, что вне зависимости от того, велики или слабы наши силы, мы способны решать эту глобальную задачу, потому что мы будем решать ее, опираясь не только на свои скромные и немощные силы, но зная, что вместе с нами Бог, Который и дает нам служение сему миру, дабы мир стал лучше.

Пусть благословение Божие пребывает со всеми вам, мои дорогие братия и сестры, с Республикой Хакасия, с городом Абаканом. Пусть Бог дает вам силы строить иную жизнь, опираясь на Его Божественное непререкаемое и вечное слово. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Версия: украинская

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Николая Мирликийского после Литургии в Никольском храме в Хамовниках г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Воскресения Словущего в Марьинском парке г. Москвы

Патриаршая проповедь после Литургии в храме Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы

Патриаршая проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь перед молебном у раки святителя Тихона в Донском ставропигиальном монастыре

Патриаршая проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Филарета Московского

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы

Патриаршее слово после богослужения в Александро-Невском скиту близ Переделкина

Патриаршая проповедь в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, после Литургии в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы