25 сентября 2011 года, в неделю 15-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, дорогие отцы, братия и сестры, мы празднуем особое воскресенье, которое называется воскресеньем перед Воздвижением. Послезавтра, 27 сентября, — великий двунадесятый праздник Воздвижения Креста Христова, и в это воскресенье верующим людям предлагаются особые евангельское и апостольское чтения — чтения, которые говорят о Кресте Христовом (Гал. 6:11-18; Ин. 3:13-17).
Сегодня мы слышим такие слова из Евангелия от Иоанна: «Не для того послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него». Эти слова помогают нам понять смысл первого пришествия Спасителя. Он воплотился и пришел в мир не для того, чтобы выносить суд миру. Суд — это Его второе пришествие, это особая миссия в конце истории. Но через воплощение Сын Божий приходит в род человеческий только для одного — чтобы спасти мир.
В каком-то смысле эти слова могут вызывать недоумение даже у верующих людей. Ведь каждый знает, что Бог наказывает за грехи, и может возникнуть вопрос: если Сын Человеческий пришел в мир не для того, чтобы судить, что же тогда означает Божие наказание? Это что, Божий произвол? Ведь суд являет правду — как же может быть наказание без суда?
Для того чтобы проникнуть в смысл этих особо значимых слов Евангелия от Иоанна, нам и предлагается сегодня чтение из Послания апостола Павла к Галатам, в котором говорится: «Я не желаю хвалиться ничем, кроме Креста — Креста Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят». Что это означает? О каком распятии мира на Кресте говорит апостол Павел? Ведь на Кресте был распят Спаситель. Действительно, Он был распят за грехи рода человеческого, за грехи мира, — но был распят Он, а не мир. В каком смысле эти слова свидетельствуют об особой миссии Спасителя — миссии искупления?
Эти слова апостола Павла помогают нам понять то, что произошло на Голгофе. По правую и по левую сторону от Креста Христова висели разбойники — преступники, которые были наказаны по справедливости. Перед лицом закона и человеческого суда они оба были повинны смерти. Но что происходит с ними на Голгофе, рядом с Распятием Спасителя? Один из преступников осуждается Богом, ибо хулит Бога. А тот, что справа, — такой же разбойник, с точки зрения закона и человеческого суда ничем не лучше того, кто висит с левой стороны, — вдруг неведомым и непостижимым для человеческого разума и тем более суда образом свидетельствует о Христе как о Сыне Божием, Который вступит в Свое Царство; и этот разбойник, осужденный человеческим судом, оправдывается Господом: «Ныне со Мною будешь в раю» (см. Лк. 23:43).
Крест Христов явился мерилом правды, мерилом истины, сокрытым от всякой человеческой мудрости и от человеческого суда. И наш русский православный крест изображает эту истину через особую символику: нижняя перекладина правой своей стороной поднята кверху, а левой опущена книзу — это символ весов, символ справедливости, символ суда. Крест Христов, являясь мерилом правды, и дает возможность суда Божиего — не того суда, когда Бог определяет, кто прав, а кто виноват, но того, когда сам человек своими мыслями, своими делами судит себя, поставляя по правую или по левую сторону от Бога. Вот почему апостол и говорит, что для него мир распят на кресте, — потому что крест дает это мерило правды. Крест отделяет добро от зла. Крест — мерило истины.
Конечно, у этих слов есть и иное толкование. Но давайте задержим свое внимание именно на этом, потому что сегодняшнее Евангелие говорит, что Христос пришел не для того, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир. Он дает нам крест, мерило истины и правды, и каждый человек, который принимает на себя крест во имя Божие, обретает ведение того, что есть правда и что ложь, что есть добро и что есть зло.
Крест — это символ страданий. Разве отсутствует страдание в роде человеческом? Отнюдь. Каждый человек проходит через муки, через страдания, через скорбь. А через какие муки и страдания проходит род человеческий — и особенно в наше просвещенное время, когда развиты науки, когда человек достиг огромной высоты знаний и великого могущества над природой? В это самое время умножаются страдания рода человеческого, которые становятся еще более зримыми на фоне некоего внешнего благополучия, — и мы видим страдания личности, общества, целых народов.
Страдания привели разбойников к тому, что один из них хулил Спасителя, а другой прославил Его. Через страдания род человеческий сам себя судит. Не Бог есть источник страданий — источником страданий являются люди, и эти страдания судят людей. Каждый человек, проходящий через скорбь душевную и муку, может обрести спасение, у него могут открыться глаза и ведение, он может почувствовать Божие присутствие и понять истину, — и каждый человек, испытывающий страдания, может закостенеть в грехе, возыметь ропот на Бога, отвергнуть Его и погибнуть.
Не Сын Человеческий судит мир, но люди сами судят себя — судят через страдания и скорбь, и мерилом этого суда может быть только Крест Христов. И если мы принимаем Сына Божиего в свое сердце, если мы верим в исцеляющую силу крестных страданий, то наши страдания, суд, творимый нами над самими собой, будут во спасение, и, проходя через человеческую скорбь, мы будем обретать жизнь вечную.
Да поможет всем нам Господь уразуметь эти великие Божественные мысли, что даются нам в Откровении, понять смысл Креста и человеческих страданий, вспомнить о разбойниках, один из которых хулил, а другой прославлял Распятого, и понять великие слова, преподанные нам в Евангелии от Иоанна: «Не для того пришел Сын Человеческий, чтобы судить мир, но чтобы мир спасся через Него». Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси