Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев оценил фильм Павла Лунгина «Остров» как честную, отрезвляющую картину о Православии, главной удачей которой является точное понимание смысла святости.
«Остров» — это кино не елейного Православия. Это очень человечный, очень неожиданный и честный фильм, без педалирования чудес и экзотики», — поделился отец Андрей своими впечатлениями от фильма в интервью «Интерфаксу».
Ранее, по его мнению, кино, пытаясь говорить о церковной жизни, изобиловало «низкокачественными агитками, экран сочился елеем, от «церковно-китайского языка» терялась способность думать, и наступала какая-то сладкая речитативная медитация».
«И вот, наконец, появляется фильм — как репортаж о реальной церковной жизни, со всем тем, что в ней есть. Наши странные святые, иногда более чем близкие и понятные земные, приземленные батюшки, и все это — вместе», — отметил собеседник агентства.
Одним из главных достоинств фильма «Остров» отец Андрей назвал «очень правильное понимание пути святости».
«Святой — это не инопланетянин, а грешник, который, в отличие от других людей, знает правду о себе и научился с ней, этой горькой правдой, жить. Но грешники, которые не хотят быть тождественными этой правде, такие люди и становятся святыми», — подчеркнул собеседник агентства.
Он не согласился с мнением, что фильм П.Лунгина может быть воспринят как «лубок о Православии» для неофитов, светской невоцерковленной публики.
«Это отрезвляющий фильм, а совсем не неофитский. На мой взгляд, он как раз антинеофитский. Это честный фильм, сделанный очень целомудренно, без всяких внешних чудес. Чудеса происходят с людьми, а не с иконами или камнями, никто по воздуху не летает», — отметил отец Андрей, добавив, что лично его поразила «скромность некоторых сцен фильма», например, исцеления бесноватой девушки — «никаких лая, летающих теней — никакой готики в дурном смысле этого слова».
Снявшиеся в «Острове» актеры, которых большинство зрителей привыкло видеть в иных амплуа, по мнению А.Кураева, точно попали в монашеские образы.
«Надо заметить, что и с бытовой, и с речевой, и с образно-психологической точек зрения все сделано удивительно достоверно. Если бы я встретил этих людей, с такими глазами, в реальных монастырях, я бы ни на секунду не усомнился в том, что это отнюдь не ряженые батюшки», — заявил богослов.
Само по себе появление в российском кинематографе «такого точного» фильма о православном монашестве, как «Остров», и его успех у светской аудитории, по мнению отца Андрея, не означает каких-либо «культурологических сдвигов в кинематографе — просто, как всегда, в огромном потоке попсы вдруг иногда появляются талантливые вещи».
На один художественный и духовный уровень с «Островом», по его словам, может быть поставлен фильм Владимира Хотиненко «Мусульманин». Необычность же нынешней ситуации, считает отец Андрей, в том, что подобных фильмов появилось сразу два — почти одновременно с «Островом» на экраны вышел «еще более пронзительный фильм — «Живой».
«Живой» — это как раз пример совершенно удивительного православного кино, в котором святые ругаются матом. До сих пор только персонажи фильма «Догма» пробовали так делать в порядке стеба, но здесь это не стеб. Однако чтобы понять заложенные в «Живом» православные идеи, к примеру, мытарства сорокового дня, его следует смотреть очень внимательно», — отметил отец Андрей.